18 декабря 2016г.
Формирование компетентностной модели подготовки специалиста требует от педагогов активно использовать инновационные оценочные средства, позволяющие вести непрерывное отслеживание уровня и качества учебных достижений, формирование личных и творческих характеристик обучающегося. Одной из современных технологий оценки учебных достижений студентов является форма контроля в виде тестовых заданий. Вопрос использования тестов как средства педагогического контроля широко разработан (В.П. Беспалько, В.С.Аванесов, Ю.А. Белый, В.А. Горбанев и др.).
Цель данной статьи представить наиболее актуальные формы тестовых заданий для студентов системы профессионального обучения. В настоящее время на уроках права, обществознания, философии я использую тестовые задания различного уровня сложности. Контроль осуществляется с помощью тестовых тетрадей и IT- технологий. Следующие основные формы тестовых заданий являются основой для составления тестов:
1. Закрытая форма заданий с выбором правильного ответа/ответов (проверка усвоения на I уровне) по форме представлена следующими видами:
а) множественный выбор: предлагается конечное множество ответов, из которого нужно выбрать один/ несколько правильных.
Пример № 1. Обведите кружком букву, соответствующую правильному ответу. Какие основы конституционного строя Российской Федерации закреплены статьей 1 Конституции РФ? Российская Федерация – это государство:
а) суверенное; д) монархическое; б) конфедеративное; е) правовое;
в) социальное; ж) с республиканской формой правления; г) федеративное; з) демократическое.
Пример № 2. Обведите кружком букву, соответствующую правильному ответу.
Вопрос: Социологической службой страны Д. был проведен опрос на тему: «Какие проблемы современного общества
волнуют вас прежде всего?». Результаты опроса представлены в диаграмме.
Какой вывод можно сделать на основании диаграммы?
А) Проблемы бездуховности волнуют четверть опрошенных респондентов.
Б) Проблемы,
возникающие в результате отношений между государствами, более значимы для респондентов, чем проблемы в системе «человек-природа».
В) Проблемы,
возникающие в результате взаимодействия человека и природы, более значимы для респондентов
по сравнению с проблемами, связанными с системой «человек-общество».
Г) Треть опрошенных респондентов
обеспокоена демографическими проблемами.
б) принцип классификации (ответы даны по одному признаку);
Пример. Обведите кружком букву, соответствующую правильному ответу. Укажите органы государственной власти Российской Федерации:
а) Генеральная прокурора РФ; д) партия «Единая Россия»; б) Совет Безопасности ООН; е) Правительство
РФ;
в) Центральный банк РФ; г) Федеральное Собрание РФ;
ж) Президент РФ; з) федеральные суды общей юрисдикции.
в) принцип дополнения (первый ответ дополняет второй и т.д.);
Пример. Обведите кружком букву, соответствующую правильному ответу. Укажите суды РФ, наделенные однородными полномочиями:
а) городской суд;
б) городской суд, областной суд;
в) городской суд, областной суд, Верховный Суд РФ;
д) городской суд, областной суд, Верховный Суд РФ, Международный суд по правам человека.
г)
принцип «цепочки» (второе слово первого ответа становится первым словом второго ответа, второе слово второго ответа - первым словом третьего ответа и т. д.);
Пример. Обведите кружком букву, соответствующую правильному ответу. Субъектами Российской Федерации являются:
а) Узбекистан и
Казахстан; в) Дагестан и Ингушетия; б) Казахстан и Дагестан; г) Ингушетия и Белоруссия.
д) принцип построения задания (предлагается ядро – правильный ответ – и возможные варианты); Пример. Обведите кружком букву, соответствующую правильному ответу.
Тип республики, в которой правительство формируется парламентом и отчитывается перед ним, называется:
а) парламентская республика; в) смешанная республика; б) президентская республика; г) все ответы верны.
В
заданиях на исключение
лишнего
предъявляется список понятий,
из которого, найдя закономерность, необходимо исключить один.
Пример. Обведите кружком букву, соответствующую правильному ответу. Избирательным правом не обладают граждане РФ:
а) священнослужители; б) старше 90 лет;
в) потерявшие паспорт;
г) профессиональные военные;
д) находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда; ж) находящиеся в длительной командировке за границей;
з) имеющие двойное гражданство.
1. Задания открытой формы. Ответ вписывает студент в определенном месте. Тест применяют, чтобы исключить вероятность угадывания и повысить качество педагогического измерения (проверка усвоения на II уровне). Существует элементы подсказки, которые помогают обучающимся:
а) формальные: число точек /прочерков соответствует числу букв в пропущенном слове; б) предметные, помогающие
назвать объект по содержанию текста.
Задания могут быть представлены в виде фразы, текста, схемы и др.
Пример №1. Задание выражено формулой. Число точек ответа соответствует количеству букв:
«дата
+ место + событие » = . . . .
. . . . . . . .
12.12.1993г. + Россия + всероссийский референдум = . . . . . . . . . . . .
Пример № 2. Впишите правильные ответы. Какие правовые акты издают данные органы власти?
а) Правительство РФ издает ; б) Президент
РФ подписывает ; в) Госдума принимает ; г) суд выносит .
Пример № 3. Напишите правильные ответы.
Правом выдвижения кандидата на должность Президента РФ обладают:
а) ;
б) ;
в) .
2.
Задание на
установление правильного
соответствия. Существуют
разные модификации:
«запишите ответ в виде пар чисел» и др.
Пример: Установите соответствие, впишите во второй столбик заглавные буквы, соответствующие правам человека и гражданина.
Права человека и гражданина
|
Виды прав
|
Каждый имеет право на личную и семейную тайну.
|
|
Каждый имеет право на охрану здоровья.
|
|
Каждый имеет право избирать и быть избранным.
|
|
Каждому гарантируется судебная защита его прав.
|
|
Граждане Российской Федерации имеют право проводить демонстрации.
|
|
Каждый имеет право на частную собственность и ее наследование.
|
|
А) Гражданские. В) Экономические. Б) Политические. Г) Социальные.
3. Задания на установление правильной последовательности действий (событий, правил техники безопасности, сборки изделий и др.) направлены на контроль знаний, умений по тем элементам, по которым уже установлен правильный порядок.
Пример. Расставьте правильно номера стадий принятия федерального закона. В скобки впишите цифры 1,2,3,4,5:
[ ] - Подписание закона Президентом РФ;
[ ] - Выдвижение законопроекта;
[ ] - Одобрение закона Советом Федерации;
[ ] - Принятие закона Государственной Думой;
[ ] - Обнародование закона Президентом РФ;
В качестве заключения. Представленные формы тестовых заданий прошли апробацию, обладают оптимальной надежностью (баллы и места студентов не изменились после повторного выполнения теста), валидностью (способны теста служить поставленной цели измерения).
Данные формы могут быть использованы в освоении программ общеобразовательных, общепрофессиональных и специальных дисциплин.
К настоящему времени сложилась практика организации различных видов тестирования. Вариант и способ создания тестов будут
зависеть от того, как широко мы планируем использовать создаваемый тестовый инструмент.
Список литературы
1.
Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий. М.: Ассоциация инженеров-педагогов,1998. – 233 с.
2.
Анохина Г.М. Личностно развивающие педагогические технологии. Учебное пособие. – Воронеж: ВОИПКРО, 2005. – 100 с.
3.
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.
4.
Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения.
– М.: Народное
образование. –2001a.