Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
31 декабря 2017г.

Мышление развивается в проблемной ситуации.

(Л. Выготский)

 

«Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов». «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта». /Стандарты второго поколения/.

Иными словами нужен учащийся, который стремится добывать самостоятельно знания, умения и навыки, а не только овладевать ими на уровне школы.

Таким образом, появилась нужда использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.

Все эти новшества в процессе обучения заставляют нас использовать новые пути в обучении, из которых вытекают современные технологии обучения.

Технология развития критического мышления (ТРКМ) позволяет строить процесс обучения на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия информации и личности. Она направлена на развитие навыков работы с информацией, а также умений анализировать и применять данную информацию.

Степень развития критического мышления у учащегося – это не объем полученной информации, а способность применять ее на практике. Таким образом, перед учителем стоит серьезная задача по формированию критического мышления учащихся. Нужно помнить, что оно состоит из трёх этапов: I этап – вызов, II этап – осмысление содержания, III этап – рефлексия.

Для того чтобы рассмотреть подробнее методы развития критического мышления у учащихся, нужно понять как они работают на практике, на примере урока по литературному чтению.

Синквейн.

Удобно использовать для составления характеристики героев. Например, фрагмент урока во 2 классе (УМК Занков) по теме: Герои «Сказки о рыбаке и рыбке».

- Предлагаю вам составить синквейн. Это маленькое стихотворение, всего пять строчек:

·         Первая строчка содержит одно слово - герой; вопросительное слово - КТО?

·         Вторая строчка состоит из двух слов – признаки героя ; вопросительное слово – КАКАЯ?

·         Третья строчка - из 3 слов; вопрос – ЧТО ДЕЛАЕТ?

·         Четвёртая строчка - 4 слова; они показывают ОТНОШЕНИЕ АВТОРА к этому герою.

·         Пятая строка – одно слово-ВЫВОД (СЛОВО-синоним) для первой строки.

- Давайте вместе составим СИНКВЕЙН для старика. 1.Кто? Старик

2. Какая? ласковый, добрый

3.Что делает? отпустил, поклонился, выполнил

4.Отношение автора выполняет любые приказы старухи

5.Слово-вывод. простоват

- А теперь попробуйте составить СИНКВЕЙН для рыбки и старухи.

 

Рыбка

Старуха

Золотая, говорящая

Жадная, сердитая

Слушает, выполняет, наказывает

Ругается, командует, злится

Волшебная помощница для старика

Осталась у разбитого корыта

Доброта

Глупая

 

ИСТОРИЯ, РАССКАЗАННАЯ ПО ОЧЕРЕДИ. (Работа в группах.)

Ребята делятся на две группы.

Каждая группа получает набор карточек (4 штуки) с отрывками из произведения.

-Вы получили 4 карточки. Послушайте задание.

1                     .Восстановите последовательность событий и договоритесь, кто будет выступать от вашей группы, но не читать текст, а пересказывать его.

2.Определите, какой частью произведения является ваш отрывок.

3.Подведение итогов работы в группах.

-Чьё      выступление     понравилось?     При      оценивании     учитывайте     правильность,     точность, выразительность, эмоциональность.

Приём «Инсерт».

1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы.

2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки.

Прием РАФТ:

Учитель: Определим четыре параметра будущего текста. Р – роль (любой человек нашей планеты)

А – аудитория (кому вы будете писать – жителям звезды Кассиопея) Ф - форма – сказка 

Т – тема «Есть у нас игра». Учитель предлагает ученикам:

-Напишите  небольшую  сказку на  заданную  тему,  от  лица  одного  из  героев  прочитанного произведения и предназначен он будет для жителей звезды Кассиопея.

Ученики в течение 3-5 минут составляют и записывают сказки, а затем зачитывают их.

Следующий прием, основанный на классификации вопросов созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом. «Блум» можно перевести с немецкогоязыка как «цветок».

Ромашка Блума или Ромашка вопросов. Этот приём формирует умение ставить различные вопросы к произведению, систематизировать их

1                     .Простые вопросы – это вопросы, ответ, на которые необходимо указать какие-либо факты, вспомнить и указать на нужную информацию, например, «Кто из героев сказки разбил золотое яичко?»

2.Уточняющие вопросы.

Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что..?», «Если я правильно понял, то …?» Цель этого шага - предоставление учащемуся возможности для обратной связи, уточнения, убеждения слушателей в своей правоте, иногда для получения информации скрытой, но подразумевающейся.

3.Интерпретационные (объясняющие) вопросы.

Начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно-следственных связей. Эффект от данного шага виден тогда, когда есть проявление самостоятельности в ответе.

4.Творческие вопросы.

В вопросительном предложении присутствует частица «бы», элементы условности, предположения, прогноз. «Как вы думаете, как бы поступил герой, если…?»

5.Оценочные вопросы.

Вопросы направлены на выяснение критериев оценки событий, поступков, явлений, фактов. «Почему это хорошо, а это плохо?»

6.Практические вопросы.

Вопрос направлен на установление связи между теорией и практикой. «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?

Если этот приём использовать в парах, то лепесток дети выбирают сами, на обратной стороне лепестка находится вопрос. Ответ начинаю словами: «Я могу ответить на простой вопрос…» (для 1-2 класса)

Этот приём можно использовать для работы в группах. Тогда каждая группа записывает вопросы на свой лепесток. «Мы можем составить уточняющие вопросы» (для 3-4 классов)

Можно использовать этот приём и в качестве домашнего задания.

МОНТАЖ ЛИТЕРАТУРНЫЙ.

М. л. есть сборник, составленный из отрывков художественного и иного текста, тематически объединенных. Путем монтажа частей произведений, составители стремятся дать характеристику лица, рассказать о событии или явлении.

Данный прием используется часто на уроках обобщения, когда собирается образ положительного героя в авторских сказках, всё тайное становится явным на примере поступков героев В. Драгунского и т. п.

Приём «Шесть шляп»

Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.

·         Белая шляпа. Факты. Только то, что говорит автор.

·         Жёлтая. Позитивное мышление. Всё хорошее, даже в отрицательном герое.

·         Черная. Проблема. Как можно помочь, что сделать, как поступить.

·         Красная. Эмоции. Ваши ощущения, чувства. Отношение.

·         Зеленая. Творчество. Представь, вообрази и тогда…

·         Синяя. Философия. Обобщают высказывания каждой группы.