Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОВЛЕЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ЗАРУБЕЖНОГО ВУЗА В УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.

В последнее десятилетие в трудах зарубежных учѐных приобрели особую актуальность идеи, связанные с изучением вовлеченности студентов университетов в образовательный процесс. Понятие вовлеченности находит применение не только в организационной, но и в образовательной сфере, поскольку в настоящее время вовлеченность студентов становится все более востребованной в зарубежных университетах. Это связано с все возрастающей конкуренцией между университетами, их стремлением найти решение проблемы успеваемости и снижения процента исключенных студентов.

Результаты последних исследований показывают, что вовлеченность в учебную деятельность является неотъемлемым условием успеваемости студентов в зарубежных вузах, снижения выгорания и улучшения их психологического состояния. Зарубежные университеты все более заинтересованы не просто в вовлеченности, но именно в эмоциональной вовлеченности студентов не только на занятиях, но и в жизни университета.

В большинстве зарубежных источников прослеживается устойчивая связь между вовлеченностью студентов в образовательно направленную деятельность и положительными результатами успеха и развития студентов, включая удовлетворенность, упорство, академические достижения и социальную вовлеченность(Astin, 1984, 1993; Bergerand Milem, 1999; Chickeringand Gamson, 1987; Goodsell, Maherand Tinto, 1992; Kuh, 1995; Kuhetal., 2005;Kuhand Vesper, 1997; Pace, 1995; Pascarellaand Terenzini, 1991, 2005).

За последние годы проблема вовлеченности студентов вызвала много дискуссий среди зарубежных ученых. Они пытаются выделить факторы, которые могли бы прогнозировать, какие студенты будут преуспевать за все время обучения(Astin, 1973,1975, 1977, 1993; Chickering, 1969; Chickering & Reisser, 1993; Kuh, 2001; Pascarella & Terenzini,1991; Umbach & Wawrzynski, 2005). По мнению А. Астина, вовлеченность относится к количеству физической и психологической энергии, которую студент отдает учебной деятельности. Вовлеченность – это не столько, что студент чувствует или думает, а что он делает и как себя ведет. Студенты, которые тратят много времени и усилий, занимаясь учебной деятельностью, более вовлечены, чем студенты, которые тратят меньше времени и усилий, несмотря на то, что студенты чувствуют или думают о своем академическом опыте.

Понятие «вовлеченность студентов» впервые встречается в работах, получивших распространение в Северной Америке, где оно прочно закрепилось благодаря ежегодным широкомасштабным национальным опросам. Исследователи Джордж Кух, Хамиш Коатс, Краузи другие являются членами организаций, которые разрабатывают, применяют и поддерживают национальные исследования вовлеченности студентов в университетах.

Д. Кух рассматривает вовлеченность студентов как  «участие в образовательной деятельности, как на занятии, так вне его, которое ведет к ряду положительных результатов; «степень, с которой студенты вовлечены в деятельность, которая, как показало исследование в области высшего образования, связана с высококачественными результатами обучения»; «качество усилий, которые студенты вкладывают в образовательную деятельность, которая приводит к получению желаемых результатов».

Х. Коатс описывает вовлеченность студентов как «широкий конструкт, направленный на привлечение академических и неакадемических аспектов студенческого опыта», который характеризуется следующими аспектами:

•             активное и совместное обучение с другими студентами;

•             участие в разнообразных академических видах деятельности;

•             продуктивное общение с преподавателями;

•             заинтересованность в улучшении учебно-воспитательного опыта;

•             ощущение поддержки со стороны учебного сообщества. Коатс выделяет следующие стили вовлеченности:

1)           интенсивный (студенты высоко заинтересованы в университетском образовании, они склонны считать преподавателей отзывчивыми, а образовательную среду поддерживающей и стимулирующей);

2)           независимый (характеризуется более академичным, но менее социальным подходом к обучению; студенты рассматривают себя участниками образовательного сообщества, но менее склонны работать совместно с другими студентами на занятии или быть вовлеченными в деятельность студенческого городка);

3)           совместный (студенты склонны предпочитать социальные аспекты жизни и работы в университете, высокий уровень общей совместной вовлеченности; высокий уровень совместной вовлеченности отражает позитивное состояние студентов внутри университетского сообщества, особенно при участии во внеаудиторной развивающей деятельности и взаимодействии с преподавателями и студентами);

4)           пассивный (редко участвует в деятельности и в условиях, связанных с продуктивным обучением). Исследователи Фредрикс и Блюменфельд (Fredricks, Blumenfeld) рассматривают три вида вовлеченности:

1)           поведенческая вовлеченность (в поведении) (студенты демонстрируют вовлеченность в поведении, такие поведенческие нормы, как посещаемость и заинтересованность, отсутствие негативного поведения);

2)           эмоциональная вовлеченность (студенты демонстрируют такие эмоции, как интерес, удовольствие, чувство принадлежности);

3)           когнитивная вовлеченность (когнитивнововлеченные студенты выходят за рамки требований, находят удовольствие от трудностей).

На проблему вовлеченности и выгорания студентов обратили внимание европейские ученые В. Шауфели, А. Бэккер, М. Саланова. Вовлеченность студентов они приравнивают к вовлеченности работников, поскольку учебную деятельность студентов они сравнивают с работой. Студенты способны испытывать большую нагрузку, нехватку времени на восстановление сил, цинизм и усталость, с одной стороны, и полную поглощенность, интерес к учебной деятельности и оптимизм, с другой. Они рассматривают именно эмоциональную вовлеченность студентов в учебную деятельность, когда студент испытывает удовольствие и желание выполнять ту или иную деятельность на занятиях и вне стен университета.

Результаты международного исследования вовлеченности и выгорания у студентов, проведенного Шауфели, Бэккером и др., показали взаимосвязь между вовлеченностью студентов в учебную деятельность и повышением их успеваемости. В исследовании приняли участие 1661 студент из европейских вузов Испании (623), Португалии (77) и Нидерландов (311), из которых 77% составили девушки и 23% юноши, средний возраст которых 23 года. Участие приняли студенты психологических, педагогических, социологических, филологических специальностей в Португалии, факультетов компьютерной инженерии, туризма, химии, делового администрирования и гуманитарных наук в Испании, педагогических, социологических и антропологических специальностей в Нидерландах.

Основной целью исследования было изучить вовлеченность как противоположность выгоранию, то есть противопоставить компоненты выгорания К. Маслач – истощение, цинизм, потеря эффективности - и компоненты вовлеченности В. Шауфели – энтузиазм, энергичность и поглощенность. Одной из выдвинутых гипотез была следующая: успешная учебная деятельность положительно соотносится с вовлеченностью и негативно - с выгоранием. Исследование подтвердило способность студентов университетов испытывать вовлеченность и выгорание во время учебы, выдвинутая гипотеза была подтверждена.

Формирование вовлеченности студентов может стать решением многих проблем, таких как успеваемость, посещаемость занятий и лекций, эмоциональное присутствие на занятиях, удовлетворение от учебы, успешная сдача экзаменов, благополучие студентов. По мнению зарубежных исследователей, вовлеченность студентов представляет перспективную область для исследований, поскольку вовлеченность может стать необходимым условием их успешной деятельности.

 

Список литературы

1.      Kuh, G.D. (2009a) What Student Affairs Professionals Need to Know about Student Engagement. Journal of College Student Development. 50 (6), pp. 683–706.

2.      SchaufeliW. B., Martínez, I., Marqués-Pinto, A., Salanova, M., & Bakker, A. (2002a). Burnout and engagement in university students: A cross-national study. JournalofCross-CulturalStudies, 33, 464-481.

3.      Trowler V., Department of Educational Research, Lancaster University. Student engagement literature review. The Higher Education Academy – 2010, pp. 2-8.