Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СПЕЦИФИКА СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФИЛЯМ «БИОЛОГИЯ» И «ХИМИЯ» В ПЕТРОЗАВОДСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Авторы:
Город:
Петрозаводск
ВУЗ:
Дата:
19 декабря 2018г.
Аннотация

Раскрыто содержание учебного плана по направлению подготовки педагогическое образование с двумя профилями «биология» и «химия». Проанализирована последовательность изучаемых базовых и специальных дисциплин и раскрыта их роль в формировании общепрофессиональных и профессиональный компетенций.

Организация педагогического образования в Российской Федерации имеет свою давнюю историю и характеризуется последовательностью в реализации, как подходов, так и содержания образования.

Становление педагогического образования в России относится к концу XVIII началу XIX веков, с открытия в губернских городах «народных» училищ. В 1783 г было открыто Петербургское главное народное училище, в дальнейшем на его базе была создана Учительская семинария, в которой слушатели изучали арифметику, геометрию, механику, физику, всеобщую и русскую историю, географию и русский язык, а так же курс педагогики. Впоследствии Учительская семинария, в 1803 г. была преобразована в Петербургский педагогический институт. С 1872 г в Российской империи появляются учительские институты, но данные заведения не имели статуса высших учебных заведений.

После событий 1917 г в России наблюдается коренная перестройка всей системы педагогического образования, так наблюдается повсеместная организация учительских институтов, которые со временем были преобразованы в педагогические институты, имеющих статус высших образовательных учреждений.

На протяжении нескольких десятилетий реализация подготовки педагогических кадров осуществлялась в педагогических институтах, которые были подведомственны Министерству просвещения.

В последнее время ряд высших педагогических образовательных учреждений был реорганизован путем слияния с классическими университетами, и в настоящее время подготовка по педагогическим направлениям осуществляется в рамках классического университета. Подготовка педагогических кадров, в классическом университете, имеет ряд преимуществ, что в первую очередь связано с универсальностью получаемого образования.

В Петрозаводском государственном университете одним из направлений подготовки бакалавров по педагогическому образованию  является подготовка педагогических кадров  по профилям «биология» и «химия».

В соответствии с ФГОС 3+ «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки» область профессиональной деятельности выпускников включает образование, социальную сферу  и культуру, а объектами профессиональной деятельности, освоивших программу бакалавриата – обучение, воспитание, развитие, просвещение и образовательные системы.

В результате освоения программы бакалавриата у выпускников формируются общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

В данной  работе мы остановимся на особенностях разработки  содержания учебного плана по направлению подготовки бакалавров «педагогическое образование» по профилям «биология» и «химия» по планируемым дисциплинам химического цикла.

Так на протяжении 1-3-го курсов студенты изучают базовые химические дисциплины – «общая и неорганическая химия», «органическая химия», «аналитическая химия» и «физическая химия». В процессе изучения указанного блока дисциплин у студентов происходит последовательное накопление базовых химических знаний, которые необходимы для использования в будущей профессиональной деятельности. По распределению зачетных единиц указанные дисциплины располагаются в следующей последовательности: «общая и неорганическая химия» – 11 зачетных единиц, «органическая химия» – 10, «аналитическая химия» – 8, «физическая химия» – 6 зачетных единиц.

Большое количество зачетных единиц, отводимых на освоение дисциплин «общая и неорганическая химия» и «органическая химия», в первую очередь связано с тем, что при поступлении на педагогическое направление по указанным профилям, абитуриенты не обязаны сдавать единый государственный экзамен по химии. Так же, следует подчеркнуть, что большинство абитуриентов, поступающих на выбранное направление, ранее не проходили обучение в профильных классах, их подготовка осуществлялась на базовом уровне школьной химической подготовки, которая ограничивалась максимум двумя часами изучения предмета «химия» в неделю. 

По указанной причине, приступая к изучению дисциплин химического цикла, нами в первую очередь оценивается базовый уровень подготовки, и при необходимости, в рамках базовых дисциплин, мы проводим коррекционный курс для обеспечения дальнейшего успешного освоения химических дисциплин, позволяющих полностью сформировать профессиональные компетенции будущих выпускников.

На старших курсах, разработанный нами учебный план, в вариативной его части, предусматривает изучение таких дисциплин, как «биологическая химия», «прикладная химия», «коллоидная химия», «химия высокомолекулярных соединений» а так же дисциплин по выбору – «химия d-элементов», «основы спектроскопии», «химия окружающей среды», «гидрохимия». Указанные дисциплины, на наш взгляд, необходимы для последующей профессиональной деятельности, в частности освоение указанных дисциплин, позволяет выпускникам организовать исследовательскую работу школьников. Так, например, такие дисциплины как «химия окружающей среды», «гидрохимия» и «основы спекроскопии» позволяют анализировать объекты окружающей среды в местных экосистемах.

Обязательным этапом профессионально-педагогической подготовки является прохождение учебной и производственной практик. В рамках учебных практик по «неорганической химии» и «аналитической химии» у выпускников формируются навыки экспериментальной работы.

Производственная практика предусматривает приобретение первоначальных навыков преподавательской деятельности в рамках средней школы. Производственная (педагогическая) практика проводится на базе муниципальных образовательных учреждений (МОУ) г. Петрозаводска. Для осуществления данного этапа подготовки заключаются двусторонние договора между Петрозаводским государственным университетом и Администрацией г. Петрозаводска, позволяющие студентам проходить педагогическую практику в конкретных муниципальных образовательных учреждениях города. В качестве базовых МОУ для прохождения практик, мы подбираем образовательные учреждения, в которых имеются профильные «химико-биологические» классы, в которых учителя так же активно занимаются исследовательской работой. Это позволяет выпускникам приобрести необходимый первоначальный опыт в становлении их как будущих преподавателей химии средней школы.

Следует отметить, что немаловажным аспектом профессиональной педагогической подготовки является организация исследовательской деятельности студентов, что реализуется в их участии в работе студенческих научных обществ. Так же студенты для приобретения опыта работы с коллективом активно привлекаются к участию в общественной жизни университета.

Таким образом, мы показали, выполнение требований ФГОС, обязательных при реализации программы бакалавриата по направлению подготовки «педагогическое образование» с двумя профилями подготовки «биология» и « химия» на примере разработанного нами учебного плана по набору дисциплин химического цикла.

 

Список литературы

 

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «09» февраля 2016 г. № 91.