Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «БИОЛОГИЯ» В ПЕТРОЗАВОДСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Авторы:
Город:
Петрозаводск
ВУЗ:
Дата:
19 декабря 2018г.

Современные тенденции развития образования по биологии основаны на идеях модернизации и реформирования подготовки биологов и опираются на профессиональные стандарты, где основной и стратегически важной составляющей являются новые требования при подготовке специалистов с учетом профессиональных компетенций [2]. С одной стороны, это расширяет профессиональные возможности будущего специалиста, с другой, усиливает ответственность за результаты деятельности. В основе модернизации образования лежит подготовка специалиста, способного строить свою будущую профессиональную деятельность в соответствии с требованиями различных конкретных производств, а также в соответствии с современным уровнем развития науки. Петрозаводский государственный университет – опорный ВУЗ Республики Карелия, который готовит высококвалифицированных специалистов для Северо-запада России. Особое место в этой миссии университета занимает эколого- биологическое образование. Это связано с некоторыми природными особенностями региона и необходимостью широкого диапазона компетентностной деятельности университета. Природный комплекс–   Фенноскандинавский щит, где расположена Республика Карелия, объединяет несколько стран (Россия, Финляндия, Норвегия, Дания, Швеция) в единый природный комплекс, разнообразие которого подчеркивает необходимость международного взаимодействия для поддержания природного равновесия на этих уязвимых для антропогенного воздействия территориях. В пределах Карелии представлено несколько природных зон (таежная тундровая, субарктическая), большое разнообразие природных экосистем (водных - озера, реки, Белое море, наземных - лесные, равнинные, горные) с присутствием фрагментов старовозрастных лесов. Значительные площади, занятые национальными парками, заповедниками и заказниками, обеспечивает большое видовое разнообразие растительного и животного мира на единицу территории [1]. Уникальность общей территории Фенноскандинавского щита связана с разными путями и результатами хозяйственной деятельности в области природопользования и охраны природы. Эти особенности позволяют сформулировать основную концепцию эколо-биологического образования – «локальное развитие высокотехнологических производств в области природопользования, в том числе новых рекреационных объектов на уже имеющихся антропогенно-трансформированных территориях и сохранение уникального общего природного комплекса» [2], которая положена в основу разработки образовательной программы.

Разработка образовательной программы начата со знакомства с различными направлениями современной научно-практической деятельности в области биологии и экологии для формы опорного ВУЗа, которые существуют на территории Северо-запада России и теми перспективами хозяйственной деятельности, которые в настоящее время определены Правительством РК. В 2017г три района Карелии (Кемский, Лоухский и Беломорский) присоединены к Арктическому региону России, что поставило новые задачи, связанные с научно-исследовательскими работами на этих территориях. В результате этой деятельности был определен набор компетенций, которыми должен обладать успешно окончивший программу выпускник. Эти образовательные результаты полностью соответствуют профессиональным стандартам последнего поколения по направлению подготовки бакалавра-биолога, в том числе перспективным требованиям, изложенным в проекте ФГОС 3++.

В учебный процесс активно внедряются новые инновационные формы организации учебного процесса, связанные с практико-ориентированной деятельностью, осуществляется поиск эффективных форм организации практик. Они включают знакомство с основными понятиями учебно-исследовательской работы при прохождении учебных полевых практик по ботанике, зоологии (на 1 и 2 курсах) с выполнением индивидуальных самостоятельных заданий (задачи, методы, схемы выполнений, результаты, отчеты, презентации); работой над курсовыми проектами (ведение дневника исследований, подготовка презентаций, выступление на конференции по итогам практики), выступление на научной студенческой конференции ПетрГУ с разными формами докладов (стендовые и устные). По результатам этих исследований при получении интересного и важного практического результата обучающийся может участвовать в университетском конкурсе «УМНИК» с заявкой на разработку с возможностью получения патента, а также правом на организацию частного производства.

Начиная со второго курса некоторые обучающиеся выполняют работы по научным проектам и грантам, которые выполняются на кафедрах. Работа студента включает участие в экспедиционных исследованиях, сборе собственных материалов, их обработке и представлению в виде выпускной квалификационной работы. Во время полевых исследований у обучающихся формируются навыки работы в группах с освоением широкого спектра полевых методов, взаимовыручка, взаимозаменяемость, системный сбор материала, квалифицированное ведение полевого дневника, умение систематизировать данные и способность к анализу оценки качества сбора материала, подготовка отчетов и создание баз данных. Такая форма деятельности позволяет на практике показать студенту не только важность информативности, но и необходимость решения многочисленных проблем, возникающих в период выполнения полевых коллективных работ. Обучающийся обрабатывает материал, готовит выпускную квалификационную работу, готовит доклад и презентацию, является участником публикаций в научных журналах и научных конференциях разного уровня.

Практико-ориентированная работа позволяет обучающемуся быстро включаться в профессиональную среду, что дает ему возможность опережающего моделирования реальности и позволяет быстро и успешно адаптироваться к динамичным условиям научно-исследовательской и практической деятельности на основе обучения его как участника этих процессов. Происходит нивелирование временной границы между учебной и профессиональной деятельностью и превращение ее в учебно-профессиональную деятельность, которая предполагает овладение обучающимся базовых и специальных знаний и умений, что способствуют адекватному переходу либо на профессиональную производственную деятельность, либо на следующую ступень высшего образования.

Наличие разных учебных, производственных, научно-исследовательских практик позволяет студенту включаться в многоаспектное сетевое взаимодействие, где участвуют разные педагоги, разные группы студентов, в том числе разных курсов и направлений обучения, что позволяет знакомиться с многоуровневыми знаниями, формулировать и развивать свой стиль индивидуальной работы, что будет далее способствовать успешной профессиональной ориентации.

Для студентов ПетрГУ, обучающихся по направлению «Биологии» предоставляется возможность международной стажировки на базе партнерских ВУЗов (Университет г. Йоэнсуу, Университет г. Оулу в Финляндии, Арктический университет в г. Бодэ, Норвигия) с взаимозачетом изученных дисциплин, возможностью освоения методов исследовательских работ на различных практиках и выполнение научно- исследовательских работ, которые могут войти в зачетные работы, но должны быть согласованы с имеющимися базовыми программами. Это позволяет студенту формировать навыки профессионального владения иностранными языками, коммуникативности, умению работать в группах и пр., а также дополнительные возможности для поступления в магистратуру любого университета мира.

В ходе апробированных практик можно выделить следующие достоинства разработанной программы:

-     высокая мотивация студентов и организация практик позволили реализовать идею «погружения» студентов в реальную природную среду и осознание важности ее сохранения;

-    разработаны различные пути мотивации студентов для понимания и решения современных проблем в области природопользования и охраны природы для разных природных экосистем;

-    усиливается мотивация для выбора прикладных направлений исследования с учетом и применением современного природоохранного законодательства;

-    формируется современный исследователь-ученый или практик, владеющий знаниями об уникальности природного комплекса Карелии, ее богатом ресурсном потенциале, владеющий основами ее природоохранного законодательства, который способен решать современные проблемы в системе «природа и человек».

Вместе с тем выявлены и проблемы в организации практик. Для устранения недостатков и оптимизации учебного процесса в целом в ближайшей перспективе представляется необходимым ряд мер, а именно

-   разработать интегральный подход к изучению природного комплекса и его рекреационного потенциала, интегрировать экономистов из области охраны природы, что возможно с использованием факультативного образования;

-   более динамично формировать график практик, поскольку студент должен работать с живым материалом в разные периоды вегетации, которые в условиях Карелии ориентированы на более теплые периоды года (конец июня, июль, август, первая половина сентября).

Оценка качества образовательных результатов осуществляется с использованием комплекса специальных оценочных средств промежуточной и итоговой аттестации, ведущими средствами являются: оценочный лист, портфолио, разноуровневые контрольные работы, список публикаций и участия в научных конференциях, участие и победы в различных профессиональных конкурсах, участие в научных грантовых исследованиях, собственные гранты на научную работу, выигранные стипендии, наличие патентов, наличие дипломов и грамот, наличие заявок на практику и работу.

Результаты подготовки образовательных программ свидетельствуют об эффективности выбранных научно-педагогических и организационно-педагогических приемов для подготовки высоко квалифицированных специалистов в области биологии.

 

Список литературы

 

1.        Выявление и обследование биологически ценных лесов на Северо-Западе Европейской части России. Том 1. Методика выявленпия и картографирования / Отв. ред. Л. Андерссон, Н.М. Елексеева, Е.С. Кузнецова. Санкт-Петербург, 2009. 238 с.

2.        Самсонова Н.В. Модернизация образовательных прграмм: от профессионального стандарта к образовательным результатам. Вестник Балтийского федерального университета им. И.Канта. 2015. Вып. 11. С. 14-20.