Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Авторы:
Город:
Калуга
ВУЗ:
Дата:
18 декабря 2016г.

Различные аспекты информатизации образования рассматривались в работах многих современных исследователей (С.М. Авдеева, А.П. Ершов, А.А. Кузнецов, О.А. Козлов, А.Ю. Кравцова, Т.А. Лавина, И.В. Роберт, А.Ю. Уваров и др. ). В них подчеркивается необходимость использования информационных и телекоммуникационных технологий, информационных образовательных ресурсов (далее  — ИОР) в процессе школьного обучения, воспитания, развития и в профессиональной подготовке студентов вуза. В связи с этим проблема поиска подходов и принципов отбора содержания подготовки педагогов к эффективному использованию ИОР приобретает особую актуальность.

Под педагогическими условиями развития профессиональной деятельности Г.А. Захаров представляет комплекс мер в процессе дополнительного профессионального образования, обеспечивающих готовность к проектированию педагогических технологий и исследованию результатов их внедрения. [2]

В научно-педагогической литературе наиболее продуктивным является подход, предложенный в работах В.И. Андреева, М.Е. Дуранова, М.В. Зверевой, А.Я. Наина, Н.М. Яковлевой и других, которые определяют педагогические условия, как совокупность мер объективных возможностей) педагогического процесса. В качестве совокупности мер рассматриваются не только внешние условия (содержание, методы и организационные формы обучения и воспитания), но и внутренние вид и уровень мотивации личности обучающегося, интересы, потребности, отношение личности к себе и другим, способы деятельности и т.п.).

В этой связи  под педагогическими условиями  формирования готовности к эффективному использованию ИОР в обучении школьников понимается комплекс мер, который обеспечивает формирование и в дальнейшем достижение обучающимися более высокого уровня сформированности готовности к эффективному использованию ИОР в обучении школьников.

В ходе выявления педагогических условий, способствующих формированию готовности к эффективному использованию ИОР в обучении школьников, учитывалось влияние следующих факторов: требования, предъявляемые обществом к современному специалисту; роль информатизации образования в изменении содержания образования будущего педагога; понимание сущности и структуры готовности к эффективному использованию ИОР в обучении школьников; результаты констатирующего эксперимента.

Профессиональная подготовка специалиста - объективный процесс, в основе которого лежат следующие закономерности:

    обусловленность      системы       профессиональной       подготовки       потребностями       социально- экономического и духовного развития общества;

    соответствие содержания, форм и методов профессиональной подготовки уровню развития науки, характеру и содержанию профессионального труда;

    единство обучения, воспитания и развития будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки;

    зависимость     содержания    и     методов     профессиональной    подготовки     от     индивидуальных особенностей студентов;

    зависимость качества профессиональных знаний, умений и навыков от характера, содержания, форм и       методов организации учебно-познавательной, учебно-практической и самостоятельной профессионально направленной деятельности студентов.

Всеобщая информатизация общества оказывает все возрастающее влияние на систему образования, которое направлено на подготовку грамотного специалиста в сфере профессиональной деятельности, поэтому процесс формирования готовности к эффективному использованию ИОР при обучении школьников является составной частью целостной системы профессиональной подготовки.

По мнению Огурцовой Е.Ю., Ильясовой Р.А. и др. исследователей процесс подготовки будущих учителей применению ИОР в профессиональной деятельности включает в себя пять составляющих: общефилософская, психолого-педагогическая; информационная; методическая; специальная методическая ([1],[3,c.120]).

В соответствии с вышеизложенным, подготовка будущих учителей к эффективному использованию ИОР представляет собой межпредметную интеграцию философских, психолого- педагогических, предметно-методических, информационных знаний с целью реализации ИОР в школьном образовании.

Непременным условием применения ИОР является заинтересованность педагога в ее использовании. Преподаватель должен увидеть, что данная технология помогает ему решать некоторые педагогические задачи обучения более эффективно (например, раскрыть значимость изучаемого учебного материала, повысить интенсивность его усвоения, развить и закрепить навыки практической работы, управлять учебной деятельностью, регистрировать результаты усвоения учебного материала, способствовать сформированию у обучаемых рефлексии своей деятельности и т.д.), а также может высвободить время за счет автоматизации рутинных вычислительных операций. В последнее время все более отчетливым становится процесс смены приоритетов в использовании компьютера в системе образования: его роль объекта изучения уступает первое место роли средства обучения, исследования, создания информационного продукта. Способствует этому развитие дружественного  пользовательского интерфейса ПК, расширение его мультимедийных возможностей, интеграция с системами телекоммуникаций. Качественное и количественное расширение рядов пользователей компьютера в системе образования актуализирует вопросы о его роли, месте, значении в учебном процессе, оправданности и приоритетах использования в качестве средства обучения. Решающим фактором успешного внедрения ИОР в учебный процесс являются готовность и способность преподавателей освоить средства информационных технологий и предложить новые методики обучения с использованием этих средств.

Самоконтроль позволяет студентам использовать и диагностировать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, которой в настоящее время является эффективное использование ИОР в обучении. Рефлексивные умения способствуют оптимальной коррекции педагогической деятельности по использованию ИОР. Исходя из этого, диагностика, самоконтроль и самоанализ готовности к использованию ИОР в обучении, обогащающие рефлексивный опыт студентов, обеспечивая перевод объективной информации на субъектный уровень. Спецкурсы и семинары, изучаемые на выпускных курсах способствуют более глубокому творческому овладению знаниями и умениями по использованию ИОР в качестве средства обучения. В содержание теоретической подготовки будущих учителей необходимо включить спецкурс, интегрирующий и углубляющий знания об использовании ИОР в образовательном процессе. В результате освоения курса у студентов должны быть сформированы умения: по оценке качества ИОР, по разработке уроков и фрагментов уроков с использованием ИОР, по использованию различных методов и форм обучения с применением ИОР для развития исследовательских качеств учащихся, по организации самообразовательной деятельности студентов в освоении и применении новых ИОР.

Комплексная учебно-воспитательная практика позволяет перейти знаниям и умениям в области информатизации образования на качественно новый уровень проникновения в суть и структуру профессиональной деятельности. Поэтому в содержание педагогической практики необходимо включать задания, предполагающие анализ различных ИОР по предмету, их отбор и применение в процессе обучения, а также анализ результатов собственной деятельности в этом направлении.

Эффективная подготовка будущих учителей к использованию ИОР в обучении школьников с современном обществе является необходимым условие формирования грамотного специалиста.

 

 

Список литературы

 

 

1.        Илясова, Р.А. Пути формирования методического мастерства будущего учителя математики в использовании   информационно-коммуникационных   технологий   [Текст]/   Р.А.   Илясова //Информатика и образование.-2009.-№3.-с.100-102

 2.        Захаров, Г.А. Эффективность процесса обучения[Текст] / Г.А. Захаров, И.М. Яковлева // Педагогические исследования: гипотезы, проекты, внедрения.-Курган: издательство “Холдинг- Пресс”, 2000.-С.60-71

3.        Огурцова, Е.Ю. Методическая подготовка будущих учителей математики к использованию персонального компьютера как средства обучения [Текст]: дис. ... кандидата педагогических наук / Е.Ю. Огурцова.- Москва, 1997.- 286с.