Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ХИМИЯ»

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
31 декабря 2017г.

Дисциплина «Химия» является одной из базовых дисциплин в системе профессиональной подготовки бакалавров по направлению подготовки «Техносферная безопасность». Изучение дисциплины «Химия» способствует формированию у студентов таких элементов общекультурных и профессиональных компетенций как способность к познавательной деятельности; способность к абстрактному и критическому мышлению; способность использовать законы естественных наук при решении профессиональных задач.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются опасности среды обитания, связанные с деятельностью человека и природными явлениями. В повседневной жизни каждый человек постоянно контактирует с разнообразными химическими веществами и материалами и даже подвергает их, часто неосознанно, различным химическим и физико-химическим превращениям. Важно знать каким образом эти вещества влияют на человека и окружающую среду. Кроме того, важен вклад знаний в области химии для организационно-управленческой деятельности выпускников, а именно для обучения подчиненных требованиям экологической безопасности [1].

Мотивирование к изучению фундаментальных дисциплин студенты могут получить только тогда, когда видят профессиональную значимость учебного материала. Химический эксперимент является педагогически многофункциональным. Ему принадлежит ведущее место в системе средств химической наглядности. В учебном познании он выполняет роль объекта познания и метода овладения научными знаниями; является основой развития у студентов практических навыков по работе с веществами и материалами, содействует развитию перцептивной сферы личности (глазомера, цветоощущения, тепловых ощущений), зрительной памяти, наблюдательности [2].

Для обеспечения реализации образовательных целей с высокой эффективностью, одной из задач преподавания химии становится поиск таких педагогических методик, которые бы позволяли развивать и совершенствовать познавательные возможности студентов. Многолетняя практика проведения лабораторных занятий на кафедре «Химия» КГЭУ показала, что группа решает поставленные задачи эффективней, чем каждый из ее членов в отдельности, поскольку студенты первого курса не имеют достаточных практических навыков для проведения химического эксперимента.

Групповой способ обучения отличается тем, что студенческая группа делится на несколько групп – бригад, такой способ обучения реализует три организационные формы (индивидуальную, парную, групповую, из них групповая форма – ведущая) [3]. В каждой бригаде есть студенты с высоким, средним и низким уровнем учебных возможностей, при этом деятельность каждого студента приводит к совместному выполнению работы и использованию приемов взаимоконтроля. Воспитательная ценность организации такой формы работы заключается в совместном переживании, в формировании собственной точки зрения.

Именно в групповой деятельности происходит рефлексивный анализ учебных результатов изучения дисциплины, возникает возможность посмотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понять, что ты делаешь и для чего.

Одна из проблем, которую решает преподаватель при организации групповой учебной деятельности студентов, касается обеспечения высокой степени активности всех членов группы. Следует оговориться, что данный метод можно практиковать только при условии предварительной проработки теоретического материала и подробного ознакомления студентов с правилами работы в химической лаборатории и строгом соблюдении техники безопасности.

В процессе поиска у студентов возникает потребность поделиться своей идеей и получить либо одобрение, либо критические замечания товарищей. Совместная работа приводит к обмену творческим опытом, что благоприятно сказывается на развитии всех членов группы [1].

При определении содержания заданий для полилогического сотрудничества и при организации занятий следует учитывать необходимость разрушения у студентов устойчивых стереотипов мышления, связанных с тем, что при изучении большинства дисциплин они решают преимущественно типовые задачи. В условиях таких задач или заданий содержатся все необходимые для решения исходные данные, а также четко указываются требования к конечному результату. Если исключить из условия задания часть данных, создается предпосылка к самостоятельному поиску недостающей информации и задание становится творческим. Для выполнения творческого задания студенты должны самостоятельно выявить проблему и привлечь для ее решения необходимую информацию и материальные средства. Например, при выполнении лабораторных заданий по химии студенты находят в справочной литературе недостающую для проведения подготовительных расчетов информацию, подбирают правильно химическую посуду, оборудование и химические реактивы, выполняют экспериментальную часть с обязательным соблюдением правил техники безопасности и делают выводы по итогам всех этапов работы.

При выполнении заданий по химии конечный результат должен быть четко обозначен преподавателем, но пути его достижения – это пространство для творческой деятельности студентов. Свои предложения студенты должны проверить экспериментально, если они недостаточно продуманы или ошибочны, то опыт просто не получиться или будут получены ошибочные экспериментальные данные. При возникновении у студентов затруднений важно организовать процесс осмысления студентами своих действий с помощью вопросов, при ответе на которые они должны: определить, что они в данный момент делают и что собираются сделать; сформулировать суть своих идей и возникшего затруднения; оценить как положительные, так и отрицательные стороны своих действий и идей; рассмотреть другие возможные варианты поиска решения.

Затруднения студентов нередко обусловлены неумением совершать обще интеллектуальные операции [1]. Так, студенты могут предложить несколько вариантов решения, а оценить их перспективность и целесообразность оказываются не в состоянии. Например, для того чтобы отмерить точный объем жидкости можно использовать как мерный цилиндр, так и бюретку. Время, затраченное на выполнение работы и простота обращения с цилиндром, оказываются тем преимуществом, на которое ориентируются студенты. Но, использование цилиндра приведет к большой погрешности эксперимента. В таком случае нужно помочь студентам найти критерии сравнения. Бывают ситуации, когда студенты не видят, что среди предложенных решений или идей многие имеют общие моменты, что одна из них представляет собой частный случай другой. В таких случаях важно помочь студентам увидеть в своих идеях общие и отличительные черты.

Следует учитывать, что при выполнении заданий связанных с химическим экспериментом, помощь должна оказываться не когда студенты только столкнулись с затруднением, а в случае если они не смогли самостоятельно его преодолеть и возникает вероятность нарушения правил обращения с химическими веществами и угроза здоровью студентов. Непременное условие самостоятельной работы студентов при выполнении химического эксперимента – это строгое соблюдение правил техники безопасности и правил работы в химической лаборатории.

Рассмотрим пример организации групповой работы при выполнении химического эксперимента. Лабораторная работа по теме «Приготовление раствора заданной концентрации». Одна из бригад получает задание приготовить 100 мл 15 %-ного раствора уксусной кислоты из эссенции. Студентам не дается готовая методика выполнения работы. В условии задания использовано тривиальное название вещества, оно не отображает состав и химические свойства вещества, нет концентрации исходного раствора. Типовая лабораторная работа приобретает характер творческого задания.

На первом этапе студенты осуществляют поиск информации о веществе и о правилах обращения с ним, подбирают необходимое оборудование и химическую посуду для выполнения задания, устанавливают концентрацию исходного раствора. Затем проводят необходимый расчет и приступают непосредственно к приготовлению раствора с заданной концентрацией. На конечном этапе, студенты уточняют концентрацию полученного раствора и оформляют отчет. В отчете прописывается каждый этап выполнения задания, то есть студенты формируют свою методику выполнения лабораторной работы.

Остальные группы получают аналогичные задания, но с другими веществами. Вещества, используемые для проведения работы, могут находиться в жидком или кристаллическом состоянии, содержать примеси, соли - кристаллизационную воду. Для выполнения заданий, каждой группе необходимо пройти все этапы поиска самостоятельно. Студенты из разных бригад не могут просто обменяться своими наработками, поскольку они не универсальны. Но, при подведении итогов занятия, каждая бригада подробно докладывает о своих действиях и знакомит всю студенческую группу со своей использованной методикой выполнения работы, анализирует результаты эксперимента.

За время, отведенное в учебном расписании на выполнение данной работы, один или пара студентов не успевает справиться с таким заданием. Группа успешно справляется с поставленной задачей, помогает им в этом правильное распределение обязанностей, взаимная поддержка, дифференциация уровней ответственности. В достижение поставленной преподавателем цели вносит свой личный вклад каждый участник.

Студенты учатся в коллективе не только проводить химические эксперименты, анализировать результаты эксперимента, но и выбирать необходимые методы исследования, модифицировать и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования и возникшей ситуации, то есть практический опыт приобретается в более короткие сроки и уже коллективно закреплен.

Для развития навыков командной (групповой) работы необходимы: постановка понятных целей, правильная мотивации участников группы, делегирование ответственности и налаживание системы коммуникации между студентами. В свою очередь, индивидуально, каждый студент должен быть лояльным группе, понимать и принимать необходимость делиться информацией и возникающими идеями.

Коллективная работа позволяет обучающимся взаимодействовать между собой, то есть имеет место обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Студент становится субъектом собственной деятельности, ставит цель, активно участвует в процессе, корректирует его. Что касается преподавателя, его внешняя активность, прямое воздействие на студента снижаются. Сотрудничество и сотворчество обучающихся способствует формированию у них универсальных общекультурных компетенций [2], которые являются над профессиональными. Общекультурные компетенции определяются как навыки управления знаниями, умения или способности социального взаимодействия и адаптации, в том числе это уверенность в себе, умение общаться, находить и принимать решения в нестандартных ситуациях, именно они обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в обществе [2].

Обладая сформированными во время обучения в вузе компетенциями, выпускник получит возможность чувствовать и понимать психологические особенности будущих партнеров, эффективно использовать свой потенциал в трудовой деятельности и легко адаптироваться в социальной среде.

 

Список литературы

 

1. Оржековский П.А. Творчество учащихся на практических занятиях по химии / П.А. Оржековский, В.Н. Давыдов, Н.А. Титов, Н.В. Богомолова. – М.: АРКТИ, 1999. – 152 с.

2.   Титова И.М. Обучение химии. Психолого-методический подход / И.М. Титова. – СПб.: КАРО,2002. – 204 с.

3.   Пак М.С. Дидактика химии: учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений / М.С. Пак. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 315 с.