18 февраля 2016г.
На сегодняшний день актуальным вопросом в образовании в России и странах СНГ является духовно- нравственное воспитание врачей-интернов и ординаторов медицинских вузов. Учитывая нестабильную политическую и экономическую ситуацию, военные конфликты, враждебность и недоброжелательность в окружающем нас мире, а так же, доступность и легкую внушаемость посредством коммуникативных средств связи (глобальной сети интернет), современной молодежи необходимо духовно-нравственные ориентиры для формирования четкой жизненной позиции, становления личности, воспитания патриотизма и любви к своей Родине.
Это обстоятельство определяет выбор концептуальных и технологических подходов при подготовке специалиста-профессионала, настоятельно требует целенаправленной организации нравственного воспитания в процессе обучения. Специальной задачей морального воспитания С.Л. Рубинштейн выделял «строительство» человека посредством изменения условий его жизни: «Отвечая на вопрос, кого воспитывать, мы говорим о воспитании настоящего человека, с полноценным отношением ко всему существующему».
Высшие учебные заведения занимают ведущее место в системе непрерывного образования. Они прямо и опосредованно связаны с экономикой, наукой, технологией и культурой общества в целом. Особое место отводится образовательному и воспитательному процессу в высшей медицинской школе, имеющей свои отличительные особенности, развитие которой является важной составной частью стратегии общего национального развития. Необходимо четко и осознанно представлять, каким должно быть высшее профессиональное медицинское образование, и какие должны быть специалисты, выпускаемые высшей медицинской школой.
Под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает сознательной зрелости и индивидуального роста. Главная цель проектирования опережающих квалификационных требований – обеспечение соответствия между изменениями личностных, общественных потребностей и перспективами развития науки, техники, экономики, культуры и отражением их в целях и содержании подготовки.
Для того, чтобы определить основные направления движения высшей профессиональной школы, необходим проблемно-ориентированный анализ ее состоянии и перспектив развития. В условиях быстро меняющегося содержания знаний, постоянного его приращения все возрастающими темпами, во всех странах идет реформирование высшей школы. Его основные направления - это: непрерывность, диверсификация, повышение фундаментальности, интегрированность, гуманитаризация, демократизация, гуманизация, интеграция с наукой и производством, компьютеризация.
Специалист сегодня - это человек с широкими общими и специальными знаниями, способный быстро реагировать на изменения в технике и науке, соответствующие требованиям новых технологий, которые неизбежно будут внедряться; ему нужны базовые знания, проблемное, аналитическое мышление, социально- психологическая компетентность, интеллектуальная культура.
Важнейшей задачей профессионального образования является не только освоение конкретных знаний определенных курсов дисциплин, но и выработка вида мышления, присущего данной области деятельности будущего специалиста [3, 4]. Поэтому одна из проблем медицинской подготовки современного врача заключается в формировании у слушателя клинического мышления, использовании ассоциативных понятий, логики мышления, методов и подходов в решении возникающих задач, помогающих ему сознательно решать нестандартные клинические ситуации. Естественно, что этот процесс неразрывно связан с общим процессом формирования личности специалиста на всех стадиях его пребывания в вузе.
Но не стоит забывать и о духовно-нравственном воспитании молодых специалистов. В медицинских вузах этому вопросу уделяется недостаточно внимания. Утрата духовного компонента у человека неизбежно приводит к технократизации его мышления. Оно становится рассудочным, бездуховным, стремится достигать цели любыми средствами, не утруждая себя размышлениями о соразмерности «целей» и «средств», руководствуется внешними по отношению к человеку и его ценностям целями, игнорирует категории веры, нравственности, совести, добра, справедливости и правды.
Это свидетельствует о необходимости поиска новой парадигмы, выходящей за границы естественнонаучного подхода, что, в свою очередь, предполагает обращение к истокам нашей культуры. Происходит потеря смысло-образующих ценностей, растрата духовного опыта прошлых поколений, молодежь ориентирована в большей степени на материальный успех, а не на нравственное воспитание и духовное совершенствование.
Опыт, накопленный на протяжении существования христианской культуры, содержит тонкие и интересные наблюдения и обобщения, отражающие глубинные структуры психической жизни человека. Идеи включения духовно-религиозного опыта в систему научного познания осознаются многими отечественными психологами и педагогами [2, 5].
Можно выделить несколько наиболее важных аспектов изучения православного религиозного опыта, определяющих проблемы духовно-нравственного развития личности. Одной из центральных проблем обсуждения в святоотеческих православных учениях является путь достижения глубинных качественных преобразований личности. Главный принцип здесь - «чистые сердцем Бога узрят». Иными словами, «очищение» личности, ее духовное совершенствование является предпосылкой познания истины. Тем самым в качестве необходимого условия познания вводится новое измерение - этическое, что не всегда учитывается академической психологией [2].
Желания, связанные с телесно-потребностной сферой, становятся центром психического мира человека - страсть, под которой понимается несвободное состояние сил человека, отражающее единичный интерес, чрезмерно разросшийся в ущерб другим и подчиняющий себе его волю. Православное учение сводит все многообразие страстей к восьми главным, которые разделяются на телесные и душевные: «чревоугодие», «блуд», «сребролюбие», «гнев», «печаль», «уныние», «тщеславие», «гордость».
Между тем, в Европейских странах: в Австрии, Бельгии, Германии, Испании, и др., в государственных общеобразовательных школах и государственных вузах, преподаются религиозные предметы, несмотря на наличие в конституциях большинства этих стран принципа отделения Церкви от государства [1].
К традиционной системе отношений между школой и Церковью возвращаются Сербия, Румыния, практически все государства Центральной Европы и Балтии, а также Армения и Грузия. И видимо, для этого есть основания. Современное состояние народов, претерпевших иго атеизма, отличается падением нравственности, занесением добродетелей в арсенал раритетов, что в первую очередь отражается на семье, формировании личности ребенка, отношения к людям, к себе и к Родине. Практика российских школ показывает, что там, где введены православные факультативы, меняется атмосфера в классах: детей не привлекают безнравственные поступки, уменьшается агрессивность, формируется духовный иммунитет - дети научаются распознавать добро и зло, что хорошо и что плохо. Они начинают читать русскую классику, живо интересуются историей Отечества и края. У них меняется речь, внешний вид, отношение к себе, людям, учебе, родителям и педагогам. Через внутренне меняется внешнее. Состояние души формирует образ, и этот образ проявляется во внешнем облике, начиная с одежды, прически, манеры разговора, употребляемой лексики и заканчивая поведением и поступками, в которых, как известно, проявляется личность. Воспитание души - это тяжелый, систематический труд. Поэтому он должен быть непрерывным и преемственным, начиная с семьи, ДОУ, средних учебных заведений, и продолжаться в стенах высших учебных заведений.
Список литературы
1. Азарова Е.А. Христианский гуманизм как методологическая основа образования и воспитания личности: о взаимодополняемости науки и религии в народосберегающих технологиях / Е.А. Азарова // Психология человека в современном мире : сб. науч. тр. – Москва, 2009. Т. 6. – С. 258-264.
2. Андронов В.П. Духовно-нравственное развитие личности в свете православного религиозного опыта технологиях / В.П. Андронов, Т.Д. Андронова // Психология человека в современном мире : сб. науч. тр. – Москва, 2009. Т. 6. – С. 7-13.
3. Плотникова И.Е. Проблемы и перспективы гуманизации высшего медицинского образования/И.Е. Плотникова, А.А. Филозоп, Л.В. Бут//Современная педагогика-2014. -№ 2(15)-С. 3.
4. Соловьева А.Л., Плотникова И.Е. Принципы формирования профессиональных компетенций интернов в системе постдипломного профессионального образования.//Сб. науч. стат. «Организац. и методич. основы учебно-воспитат. работы в мед. вузе». -Воронеж: Науч. книга, 2012, с. 37-43
5. Слободчиков В.И. Христианская психология в системе психологического знания // Московский психотерапевтический журнал. 2007. № 3. С. 35-67.