Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – ПУТЬ К ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ САМОРАЗВИТИЮ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.

Современный мир вступил в полосу глубоких перемен, которые затрагивают самые различные сферы жизнедеятельности человека, включая профессиональную. Новое время требует качественно подготовленного специалиста, как разносторонне развитой личности, обладающей высоким интеллектом, широким спектром социальных качеств (мировоззренческих, нравственных, этических и др.), необходимых для осуществления профессиональной деятельности, духовно-нравственной и профессиональной культурой. Соответствовать данным требованиям будущий специалист сможет лишь в том случае, если будет осуществлять непрерывное саморазвитие.

Являясь природной потребностью человека, саморазвитие выступает как важнейший фактор усиления интеллектуального потенциала личности, как гарант ее самостоятельности. Саморазвитие является сложнейшей формой преобразования внутреннего мира человека, это состояние человеческой психики, в котором личность способна к эволюции, имеет желание воплотить в жизнь собственные способности и возможности, построить собственный план жизни. В мире человека саморазвитие имеет особое значение и смысл, оно представляет системно организованный процесс, в основе которого лежит воспроизводящая, постоянно усложняющаяся деятельность, являющаяся условием становления самого человека.

Понятие «саморазвитие» появилось в научном аппарате, начиная с работ, определяющих изначально этот феномен как процесс активного качественного изменения личности, которое является не результатом внешних воздействий, а ее собственных усилий.

В этой связи С. Смайлс справедливо утверждает: «Саморазвитие, как и всякая другая самостоятельная работа, укрепляет собственные силы и характер. Собственные усилия человека – вещь самая важная; ни книги, ни учителя, ни посторонняя помощь, никакие уроки не могут заменить самостоятельный умственный труд» [5, с. 273]. Такого же мнения придерживается М.К. Мамардашвили, рассматривая саморазвитие как процесс изменения личности, который обусловлен ее социальной природой. Он отмечает: «Человек есть движение. Человек – это «среднее», выпадающее в остаток в результате движения «Я», которое проявляется как остаток в этом движении, должно само себя сотворить» [3, с. 57].

Большое значение для решения проблемы саморазвития имеют труды С.Л. Рубинштейна, в которых исследуется влияние внешних и внутренних условий на этот процесс. К числу внешних условий С.Л. Рубинштейн относит природную и социальную среду, биологические и социальные факторы. В качестве важнейших внешних условий выступает активность личности, мотивационные и ценностные ориентации. Л.И. Анцифирова изучает саморазвитие с позиции динамического подхода, делая акцент на значимости качественных изменений личности, которая, по мнению ученого, является «автором собственных изменений» [1, с. 24].

Сегодняшняя реальность указывает на необходимость духовно-нравственного саморазвития личности, предоставляющего ей возможность свободно самоутвердиться «… во всей совокупности человеческих отношений» [4, с. 9].

Проблема духовно-нравственного саморазвития чаще рассматривается исследователями с позиции религиозного мировоззрения. Так, Вазина К.Я. трактует духовное саморазвитие как деятельность человеческого сознания. Согласно К.Я. Вазиной, сознание включает аксиологический аспект, в котором выражается: а) избирательность сознания, его ориентация на выработанные обществом и принятые человеком ценности: духовно-нравственные, эстетические, научные, религиозные и др.; б) отношение человека к этим ценностям, к самому себе. Именно сознанием обеспечивается познание окружающего мира и самого себя» [2, c. 8].

Сущность религиозной модели духовно саморазвития личности, по мнению ученого, сводится к следующему: «человек должен непрерывно в течение своей жизни трудиться над душой для «стяжания Духа Святого», вырабатывая тем самым духовную энергию для гармонизации жизни на Земле и во Вселенной» [Там же].

В философской научной литературе духовно-нравственное саморазвитие человека, как правило, связывают с общественным и творчески- созидательным характером его жизнедеятельности, с включенностью человека в мир культуры. В.А. Кругликов подчеркивает, что для развития и саморазвития человека важным является «встреча с культурой», что характеризует динамику культурного развития как общества, так и человека. Исследуя данную проблему, ученый предлагает авторскую модель анализа различных ситуаций «человека культуры». Первую ситуацию автор рассматривает как «погружение индивидуальности в культуру», в ходе которой происходит самоопределение личности. Однако человек приходит к выводу, что жизнь не имеет смысла, так как культура, по его мнению, выступает негативным опытом человечества. Тогда оказывается, что история ничему не учит, что человек не способен разумно устроить свою жизнь, что идеалы, выработанные им, разрушаются, а жизнь абсурдна. «Абсурдист» живет в бессмыслице, во зле, не имея надежды. Во второй ситуации, встречаясь с культурой, и самоопределяясь, человек устанавливает для себя, что смысл жизни в самой жизни, что жизнь наполнена смыслом. Социальную значимость «Деятель» получает в процессе и результате своей деятельности, а культурно значимым становится уже потому, что соотносится с вопросом о смысле жизни и в свехчувственном переживании решил этот вопрос для себя. Третья ситуация протекает как диалогически бесконечный процесс. В этой ситуации человек решает, что ценность – это поиск. Смысл жизни в том, чтобы находить и создавать этот смысл. В процессе этой встречи человека с культурой человек формирует себя как «Творца». Он также как и «Деятель» постоянно находится в процессе деятельности, но его деятельность имеет больший диапазон. Он переживает «акт призвания» [6, с. 12]. Таким образом, В.А. Кругликов акцентирует внимание на значимости сложившейся ситуации культуры для выбора индивидуального пути саморазвития, который порождает уникальность каждого человека.

В рамках акмеологической науки (О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина и др.), саморазвитие личности рассматривается как основное условие становления ее как полноценного субъекта своей жизни и профессиональной деятельности, способной достичь вершин мастерства, личностной и профессиональной зрелости, реализовать свой творческий потенциал.

На наш взгляд, проблема духовно-нравственного саморазвития лежит в основе гуманизации образования, которое обращено к глубинам человеческого, самостного в человеке. Отношение к человеку как ценности, а также как носителю и творцу этих ценностей, являющееся фундаментом гуманистической парадигмы, напрямую связано с идеей духовно-нравственного саморазвития. [7, с. 74.].

В контексте гуманизации образования  проблема духовно-нравственного саморазвития  личности была поставлена такими видными зарубежными и отечественными философами и психологами, как Г. Олпорт, Г. Мюррей, А. Маслоу, К. Роджерс, Тейяр де Шарден, В. Франкл, Н.А. Бердяев, М.К. Мамардашвили, М.В. Розин, А.А. Деркач, Е.В. Селезнева и др., исходной методологической позицией которых, является подход, основанный на признании приоритета саморазвития личности в деятельности в рамках гуманистической системы ценностей.

Исследователи отмечают, что выдвижение в качестве целевого приоритета в профессиональном образовании категории «саморазвитие», требует обеспечения педагогических условий для реализации механизмов становления профессионального самосознания будущего специалиста, формирующегося в самостоятельной творческой деятельности.

В рамках профессионального образования решение этой проблемы возможно через обращение будущих специалистов к текстам культуры. Тексты культуры тонко реагируют на различные перемены в духовно- нравственном климате общества, позволяют создать коммуникативную среду, направленную на развитие личности. Проблематика текстов обеспечивает адекватный отбор социокультурного, профессионально направленного материала. В рамках одной и той же темы студенты могут обсуждать различные проблемы, соответствующие их возрасту и интересам. Удачно подобранные тексты способны обеспечить получение информации по широкому спектру обсуждаемых вопросов, служить содержательной опорой для духовно- нравственного саморазвития будущего специалиста. Выход на содержательную интерпретацию текста предполагает анализ отдельных моментов смыслового поиска, что в некоторых случаях требует осмысления текстового содержания в более широком контексте. Коллективная мыслительная деятельность студентов позволяет достигать более совершенного понимания текста, аргументировано строить стратегию его интерпретации.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что работа с текстами профессионально направленного содержания способствует повышению коммуникативно-познавательной мотивации будущего специалиста, формирует его профессиональную компетенцию, положительно воздействует на эмоциональное состояние, обеспечивает обращение к духовно-нравственной культуре, позволяет в комплексе и более эффективно решать стоящие перед высшей школой образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

 

Список литературы

1.      Анцифирова Л.И. Системный подход в психологии / Л.И. Анцифирова. – М.: Наука, 1990. – С. 24.

2.      Вазина К.Я. Саморазвитие человека как природный феномен / К.Я. Вазина. – М.: ВЛАДОС, 2006. – С. 8.

3.      Мамардашвили М.К. Необходимость себя / М.К. Мамардашвили. – М.: Лабиринт, 1997. – С. 57.

4.      Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа / В.И. Слободчиков // Человек. – 1994. - №5. – С.9.

5.      Смайлс С. Саморазвитие умственное, нравственное и практическое / С. Смайлс. – Минск: Изд-во«Университетское», 2000. – С. 273.

6.      Тихонова В.И. Формирование нравственной культуры будущего учителя в учебном диалоге: дис. …канд. пед. наук / В.И. Тихонова. – Воронеж. – 1998. – С. 12.

7.      Тихонова В.И. Гуманизация как стратегия профессионального образования / В.И. Тихонова // Инновационный Вестник Регион. – 2014. - № 2 (36). – С. 74.