Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СИНЕРГЕТИКА КАК КОМПЛЕКС ТЕОРИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Елец
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.

Синергетика (греч. Synergetikos– совместный, согласованно действующий) область научных исследований –      целью которой является выявление общих закономерностей в процессах образования, устойчивости и разрушения упорядоченных временных и простейших структур в сложных неравновесных системах различной природы (физической, химической, биологической и др.) [1].

Синергетика вполне может рассматриваться как комплекс современных психолого-педагогических и дидактико-методических теорий и технологий организации и управления образовательным процессом. Известно, что подготовка обучающихся в высшей школе опирается на компетентностный, деятельностно-личностный, аксиологический подходы, обосновывающие процесс формирования знаний и умений обучающегося через его самостоятельную, активную и самоконтролируемую познавательную деятельность.

Вопросы организации, обеспечения и управления деятельностью обучающихся в образовательном процессе решаются преподавателями на базе установившейся практики, которая очень часто не знает и не учитывает фундаментальные закономерности построения познавательной деятельности, принципы синергетики, что приводит к большим дидактическим потерям, низкому качеству управления, обучения, организации и т.д.

Важно понимать, что синергетика не опровергает основные принципы и закономерности развития системы в целом, она дописывает эволюцию социоприродных процессов и рассматривает их узловые вопросы шире. Ее классическое определение как теории о самоорганизации окружающего нас материального, живого и духовного мира расширяется до проблемы согласованного развития системы «человек – общество – природа», приобретая тем самым высокий уровень интеграции философии, науки, искусства и практической деятельности человека. В настоящее время синергетика понимается как комплекс теорий об устойчивом развитии цивилизации, как принцип взаимодействия человека с социоприродой системой и как способ интеграции естественнонаучной и гуманитарной культур, как средство развития нелинейного мышления человека.

Например, если рассматривать методы дистанционного обучения с точки зрения синергетики, то исследователь будет сосредоточен на поисках путей, которые позволят не только существенно улучшить качество учебного процесса, но и значительно снизить финансовые затраты как вуза, так и обучающегося.

Можно рассмотреть и другой пример, который потребует учета синергетических принципов. Поскольку способности обучающихся определяются мерой усвоения ими количества информации за единицу времени, то индивидуализация обучения, по времени, позволяет прийти к такому положению, когда все обучающиеся будут добиваться примерно одинаковых успехов, приобретать примерно одинаковые знания и умения, но за разное время. При этом будет гарантирован уровень подготовки, необходимый для изучения последующего материала, для дальнейшего самосовершенствования[2].

Многие ученые (О.В. Долженко, Н.Г. Семенова, В.Л. Шатуновский и др.) в своих статьях «затрагивали» процесс совершенствования технологии обучения с точки зрения синергетического подхода [1]. Однако необходимо учитывать, что в силу ряда причин научно-педагогическая квалификация преподавателей, особенно высшей школы, нуждается в совершенствовании. Преподавательские коллективы далеко не всегда пополняются за счет тех, кто получил глубокую психолого-педагогическую подготовку, что не способствует эффективному внедрению технологического подхода в обучение.

Вместе с тем, на основе анализа различных научных подходов к обучению специалистов, особое внимание следует уделить познавательной самостоятельности обучающихся, что актуально в современных условиях развития высшей школы и «проникновения» в практику обучения синергетических идей. Самостоятельность – это качество личности, основу которого составляют интеллектуальные способности и умения, готовность и стремление к самостоятельности, корректировка деятельности, владение приѐмами познавательной деятельности, обобщѐнные методологические знания, самоконтроль. С точки зрения синергетики, итоговым результатом проявления самостоятельности в образовательном процессе служит степень осознания обучающимся значимости учения, умение учиться, формирование индивидуального стиля познавательной деятельности. Достичь высокого профессионализма, умения самостоятельно принимать обоснованные и эффективные решения в настоящее время невозможно без овладения методами информационно-компьютерных технологий. Благодаря использованию новых информационных технологий в учебном процессе достигается более интенсивное использование аудиторного и внеаудиторного времени. Активное использование информационных технологий в учебном про- цессе способствует повышению интереса и мотивации к обучению, является хорошей подготовкой для будущего специалиста к самостоятельной деятельности и самообразованию. Идеи синергетики в данном случае будут востребованы и на уровне осуществления педагогической дистанционной поддержки.

Таким образом, идеи синергетики все больше привлекают внимание педагогов в образовательных учреждениях, проникают в дидактику, организацию процессом обучения. Они становятся востребованными при планировании и управлении образовательным процессом.

 

Список литературы

1.      Долженко О.В., Шатуновский В.Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1990. – 191 с.

2.      Семенова, Н.Г. Влияние технологий мультимедиа на познавательную деятельность и психофизиологическое состояние обучающихся. / Н.Г. Семенова, Т.А. Болдырева, Т.Н. Игнатова. // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2005. – № 4. – С.34 – 38.