Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИКТ: ОБЗОР ИНОСТРАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ОПЫТ РОССИИ

Авторы:
Город:
Орск
ВУЗ:
Дата:
31 декабря 2017г.

Преобразования современного мира изменяют границы между промышленно развитыми и развивающимися странами. В мире экономики общества знаний государственные границы имеют все меньшее значение. Основополагающим организационным принципом становятся глобальные сетевые структуры. А в социальном и экономическом развитии государств важную роль играет профессиональное образование. Задачи профессионального образования будут схожими в странах, существенно отличающихся по своему сегодняшнему уровню экономического развития, из-за глобальной информатизации образовательного процесса. В реальности это является одним из отличий между индустриальным обществом и обществом знаний [1, с. 56-57].

Определим, какую роль отводят педагогам в применении средств ИКТ в профессиональной деятельности, а для этого обратимся к международному опыту (США, Дания, Турция, Азербайджан, Нидерланды, Италия, Германия, Португалия, Литва, Великобритания, Монголия) – к примерам реализации политики эффективной профессиональной подготовки: деятельности по повышению их квалификации для развития информационной компетентности.

Важной составляющей современного образования в США является дистанционное образование, которое также эффективно, как и традиционное. Кроме того преподавателями должны осваиваться такие технологии, как Веб 2.0: блогинг, вики-приложения, подкастинг, социальные закладки, социальные сети.

В США также распространены курсы МООК - зачастую оцифрованная версия традиционного лекционного занятия с уроками, записанными на видео, аудио и рассылаемые онлайн, предлагаются университетами, например, Институтом технологий Массачусетса и Стэнфорда. В некоторых штатах США педагоги должны овладевать одним новым навыком применения ИКТ в год. Каждый район выбирает одну технологию ежегодно, а педагогам предлагается множество способов приобрести навыки и продемонстрировать свои знания [3].

В Дании все преподаватели должны использовать информационные технологии в профессиональной деятельности, демонстрировать владение базовыми навыками в области ИКТ (компьютерной грамотностью). Тем, кто нуждается в помощи, предлагается возможность прохождения дополнительного обучения. Поощряется неформальное профессиональное развитие путем самостоятельной подготовки в специализированном классе для учителей, оснащенном необходимыми технологическими средствами, и планирование расписания таким образом, чтобы учителя обязательно могли работать вместе.

В Турции для подготовки учителей к использованию ИКТ в учебном процессе запланированы различные мероприятия по повышению квалификации, проводимые как в режиме онлайн, так и в очной форме с целью оказания поддержки около 600 000 учителей, поскольку обучение на всех занятиях будет строиться на базе использования современных технологий учителями и учениками.

В Азербайджанской республике согласно государственной стратегии по развитию образования одним из стратегических направлений является формирование компетентного преподавателя, применяющего инновационные методы обучения, обеспечивающего эффективное усвоение содержания образования, и включает повышение профессионализма преподавателей. Разработана программа профессионального развития учителей, направленная на повышение навыков учителей по интеграции ИКТ посредством коллективной работы и практических методик. Цель - охватить базовые навыки работы на компьютере, основы Интернета и новые подходы к преподаванию и обучению.

В Нидерландах превалирует принцип пожизненного обучения - это способность педагога быть восприимчивым к новой информации и быть готовым изменять себя. Также большое внимание уделяется опыту между преподавателями - знания должны проявляться во взаимодействии при решении различных задач.

В Италии педагоги должны овладеть образовательными технологиями: e-learning, школьные сети, интернет-услуги для школ, образовательное программное обеспечение, виртуальные сообщества, образовательная робототехника. Для переподготовки и информирования преподавателей и студентов используются такие интернет-инициативы, как база данных SD2, интернет-сайт indire и технологическая обсерватория.

В Германии ИКТ в образовании рассматриваются как инструмент обучения и как средство коммуникации для содействия обучению. Преподаватели должны быть грамотными в области ИКТ, они должны знать, где и как найти материалы, как представить содержание предметов посредством мультимедиа и использование интернет услуг в области образования. Что касается подготовки учителей к обучению ИКТ, то в Германии ситуация не очень удовлетворительна: обучения без отрыва от производства, а также предварительная подготовка по вопросам ИКТ в сфере образования в Германии очень мало. Имеются различные уровни подготовки учителей по всему государству.

В большинстве португальских школ ИКТ по-прежнему используется меньшинством учащихся и преподавателей. Учителя в основном используют ИКТ вне класса в качестве профессиональной помощи.

Что касается подготовки преподавателей в области ИКТ, то обучение преподавателей ИКТ в Португалии может быть проведено на двух уровнях: до начала профессиональной работы и после окончания обучения. На уровне повышения квалификации у преподавателей развитие знаний и компетенций в области ИКТ происходит через систему факультативных курсов, предлагаемых учебными центрами школьных объединений. Но по-прежнему отсутствуют примеры (образцы) учебных блоков по ИКТ, чтобы понять учителям как ИКТ могут быть интегрированы в обучение и преподавание.

В Литве в 2001 г. был разработан Стандарт компьютерной грамотности учителей, который устанавливает требования к программам подготовки и переподготовки педагогов всех уровней и организации такого обучения. Стандарт основан на европейском использовании компьютера, программе сертификатов и концепции применения ИКТ в образовании, который включает в себя требования и знания, как применять ИКТ в образовательном процессе, уметь использовать программное обеспечение.

В Великобритании правительство финансирует массовую программу обучения в области ИКТ для преподавателей. Если максимально использовать потенциал новых ИКТ технологий для повышения качества преподавания и обучения в школах, необходимо учитывать способы, с помощью которых дети учатся при работе с компьютерами, и характер преподавания предметной дисциплины.

В Монголии приоритетными проектами национальной программы «Электронная Монголия» являются цели электронного образования в рамках признания монгольского образования во всем мире.

Как видно из рассматриваемых примеров правительства различных государств уделяют достаточно большое внимание развитию навыков применения ИКТ учителями в профессиональной деятельности, о чем свидетельствуют разрабатываемые ими национальные программы.

В России подготовку педагогов к использованию ИКТ в работе в соответствии с политикой РФ в сфере образования и программой «Цифровая экономика РФ», а также профессиональным стандартом педагога, можно осуществить с помощью инновационных программ дополнительного профессионального образования: повышения квалификации и профессиональной переподготовки. При этом необходимым условием является накопительная система повышения квалификации в среде непрерывного обучения, что предполагает постоянное обновление ее содержания адекватно уровню развития как самих ИКТ, так и современных образовательных технологий на их основе [1, c. 76].

Анализ иностранных источников показал, что развитие информационной компетентности учителя в условиях дополнительного профессионального образования является довольно перспективным исследованием и требует разработки основных теоретических положений и реализации на практике [2].

 

Список литературы

 

1. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / Под.редакцией: БадарчаДендева – М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. – 320 стр.

2.   International experience of ICT usage in education / Materials the 12th International Conference and Exhibition Information Technologies in Education ITE−2002.  - Unesco institute for information technologies in education, Moscow. 2004. - 80 p.

3.    Teaching and learning at a distance" / M.Simonson, S.Smaldino, S.Zvacek // Information Age Publishing, Inc. Charlotte, North Carolina, 2015. - 352 p. http://izron.ru/conference/psychology/iv-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferen12174.html