Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБ АСПЕКТАХ ПОНИМАНИЯ МЕЖДУ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ И УЧЕНИКАМИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.

Закон необходимого разнообразия гласит, что в любой системе, состоящей из людей или машин, элемент, обладающий наибольшим разнообразием, будет являться контролирующим элементом.

Преподавателю, как никому другому, необходимо поддерживать разнообразие реакций, что бы успешно входить в контакты с разнородными группам учащихся. В связи с этой постановкой задачи, в данной статье, мы изучим несколько аспектов, связанных с этой практикой. Обозначим их; во – первых, многие отказываются работать над содержанием если в группе присутствуют другие люди, с которыми им не хотелось менять свои отношения (в том числе, стесняются, чувствуют себя неуютно, не знают что будет происходить и подобные сомнения). Во – вторых, проблема потребности и естественном свойстве головного мозга переключаться от получения информации к еѐ пониманию (из-за чего многие фрагменты и части лекции теряются в процессе занятий). В-третьих, проблема иллюзий – а именно того, что слова преподавателя для слушателей имеют то же самое значение.

Начнем с описания общих оснований и, затем перейдем      к контексту практики преподавания (вне зависимости от учебного заведения). Общие основания опираются на Конституцию РФ, в которой установлено:

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» [6, ст. 2]. «1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2.      Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.» [6, ст. 29]. «1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. 2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. 3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.» [6, ст. 44]. Цитируемыми положениями, Конституция Российской Федерации определяет положение человека в обществе на территории РФ и его права и обязанности в отношении «нематериальных ресурсов». Под термином «нематериальные ресурсы» авторы включают, но не ограничиваются результатами литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, интеллектуальной собственности и прочими. Вместе с этим, процесс обучения и преподавания регулируется конкретными правилами, а именно N 273-ФЗ Федеральным законом об образовании в Российской Федерации. Поэтому, рассмотрим в начале значение основных терминов и далее перейдем к формам. В статье 2, определено, что «1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» и

«3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни» [1, ст.2, пп..1,3]. Статья 17  определяет формы получения образования, следующим образом: 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). «2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. 3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой  аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. 4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» [1]. Эти пункты для нашей темы очень важно осветить, так как семейное (домашнее) образование и образование в учебных заведениях это совершенно разный тип взаимодействия, отношений. Разный,  по характеру и времени взаимодействия, отношениям в коллективе и межличностном плане, эмоциональных реакциях. Кроме этого, образование по программе имеет и свои ресурсы, а именно те материалы, которые на которых базируется обучение. Этот перечень для учреждений определен статьей 18 [1]: «Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы», п.1,: «В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям)». [1] Здесь мы рассмотрели основания для работы человека с нематериальными ресурсами и некоторые формальные стороны процесса получения образования. Теперь, обратимся к рассмотрению форм образования и взаимодействию учеников и преподавателей.

Традиционная форма преподавания в наших учебных заведениях заключается в прочтении преподавателем материала теоретических знаний и решения ряда умственных упражнений, направленных на понимание. Как правило, занятия проводятся за партами, время урока/лекции рассчитано и зафиксировано, количество часов и программа курса определены заранее. Преподаватель излагает материал и ведет себя так, чтобы слушатели его понимали. После того, как рассказан определенный объем, он, как правило, фиксируется учащимися в виде лекций. После прохождения материала в установленные сроки, предусмотрены и осуществляются промежуточная и итоговая аттестации.

В принципе, эта форма обучения устраивает большинство людей, но что здесь важно и этому не уделяется внимание: в процессе изложения материала преподавателем, учащиеся оценивают полученную информацию. Соответственно, для каждого учащегося этот объем отличается, однако, наиболее часто это происходит в конце смысловых блоков. Это проявляется так,- взгляд отвлекается вверх и происходит визуализация или уходит вниз и следует проговаривание; или уделяется внимание ощущениям. Преподавателю в это время важно сделать паузу для оценки информации учащимися. В противном случае, продолжение ведет к запутыванию и раздражению. При этом (особенно в школах общей практики), происходит следующее: учитель замечает, что взгляд ученика направлен в сторону и думает (на самом деле интерпретирует), что ученик отвлекается или избегает учителя; типичная реакция учителя - это обращение внимания путем окрика или повышения голоса, и ускорение темпа речи, и, увеличение объема представления информации с целью заставить ученика быть внимательными. Ученик же реагирует путем защиты и учитель здесь теряет контакт с ним. Внимание к этой детали в практике учителя дает ученику время для поиска смысла и принятия решения. Так что в подобных ситуациях учителю нужно найти подход к ученику, а именно, делать следующее: внимательно смотреть за его реакциями на слова и давать время для оценки и принятий решений относительно поступающей информации. Естественно, для проверки понимания спрашивать, задавая точные вопросы. В целом, мы рассмотрели форму получения образования и контекст (взаимодействие преподавателя и обучающегося), в котором это происходит образовательный процесс. Конечно, он не ограничивается только этими рамками, а происходит постоянно, в окружающих нас ситуациях. Вместе с этим, а такой форме обучения мы проводим примерно по 16 лет, соответственно, это для многих открывает множество возможностей, но и является также базовым ограничением. Это ограничение заключается в том, что если нет привычки к другим обучающим ситуациям, теряются способности входить в контексты других людей. Поэтому, далее мы уделим внимание вопросу изложения и понимания информации.

Объяснение одной и той же информации должно строиться с учетом ведущих репрезентативных систем обучающихся. Это позволит входить в контексты учащихся и позволять им более достигать более глубокого уровня понимания материала; дополнительно, это позволит преподавателю проще и легче вводить учеников в свой контекст.

«У человека ресурсы достижения совершенства организованы в те аспекты личности, которые мы называем репрезентативными системами (процесс репрезентации входящей информации, воспринимаемой нашими органами чувств и обрабатываемой мозгом для сознательного понимания). Существуют закономерности такой организации, которые каждая из наших сенсорных функций использует в репрезентативном процессе. Эти репрезентативные системы функционируют как независимые и взаимозависимые составляющие человеческой личности.» [3, C.10-11] Например, мы очень мало знаем о том, как порождается фраза. Чтобы, понять, что я вам говорю, вы должны взять слова, которые являются всего лишь обозначениями частей вашего личного опыта и сравнить, сопоставить их. Опыт – это переживания, т.е. воспоминание и детальное описание ситуаций в которых побывал учащийся. Слова - это триггеры, которые вызывают в нашем сознании конкретные переживания. Исходя из этого, мы видим и предполагаем два исхода. Первый – это заучивание некоторой базы (теоретической), которая со временем должна позволить описывать получаемый в ситуациях опыт. Второй – это процесс интерпретации чужого опыта конкретным слушателем. Конечно, в реальной обучающей ситуации эти исходы постоянно пересекаются и каждый учащийся что-то берет из личного опыта (т.е. объясняет словами исходя из своего понимания) и что-то путем цитирования (что очевидно для преподавателей и неочевидно для учащихся). Поэтому, смысл излагаемого материала может быть понят как взаимоотношение различных аспектов сенсорных входных данных, которые представлены (репрезентированы). Ценны они потому, что мы объединяя сенсорные впечатления и репрезентуя опыт создаем обобщения, благодаря которым можем действовать.

Если ни ученик, не учитель не являются достаточно гибкими, чтобы приспособиться, обучение не происходит. Учителю необходимо так же принимать и мир обучающихся, те реальности, с которыми они взаимодействуют. Например, можно обозначить самые известные их них: компьютерная техника, языки программирования – объединила реальности всех детей (путем практики игр, обсуждения, прочтения и т.п.). Соответственно, этим областям присущ специфический язык, т.е. термины, слова и обозначения, которыми описываются происходящие там ситуации. Например, многие дети играют в сетевые игры, и соответственно, объединяются в команды, работают с ролями, и пользуются специфическими терминами, присущими игровой ситуации. Например: «Новые Квесты, Новый Армор, Крылья, Шлемы. Быстрое Развитие персонажа. Рейты сервера x10.000 - Оптимальный PvP рейт! Максимальная заточка на Оружие, Броню, Бижу +25. Шанс до +10- 100%, +16-95%, +20-90%, +22-90%». Понять это, без вхождения в контекст, невозможно; с другой стороны, можно проанализировать структуру взаимодействия в этом контексте и успешно в нем работать. Например, в преподавании это запускает и открывает доступ к способу упорядочивания и построения в последовательности информации у обучающихся. Поэтому, преподавателю так же необходимо иметь выбор и переходить из одного контекста в другой; и иметь взгляд на то, что происходит. Если этого не происходит, то это воспринимается как "сопротивление", что проявляется в характере, поведении и т.п. Однако, что бы преподавателю также переходить к новым практикам, во-первых, можно использовать эти игровые ситуации в обучающих целях; во-вторых, проанализировать структуру взаимодействия и понимать взаимосвязь элементов.

Таким образом, преподаватель присоединяется к реальности ученика и может перевести его более легко и быстро к другим реальным обучающим ситуациям. Этот и многие другие примеры показывают, общие слова и описания, далеко не всегда способствуют успешным социальным взаимодействиям. Язык и его структуры в обучении являются в настоящее время основным ресурсом преподавателей и учеников. Таким же ресурсом являются практики, лабораторные опыты и прочее. Поэтому, под этим нематериальным ресурсом обозначены общие контексты взаимодействия преподавателя и обучающегося, и специализированные их направления.

Задача обучающегося при этом, представляется как нахождение способности к развитию свойств его личности (самоутверждению, доверию и т.п.), путем вхождения в практическую деятельность и оперированию смыслами, которые позволяют ему реагировать на возникающие ситуации.

 

Список литературы

1.      Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»., М. – 2014.

2.      Конституция Российской Федерации (с изм., от 21.07.2014)., М. - 2014

3.      Пьюселик Р.Ф., МакБи А. Дж. Войны реальности. Терапия диссоциированного состояния. - СПб.: Речь, 2010. - 333 с.