Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СЕЛЕ

Авторы:
Город:
Мичуринск
ВУЗ:
Дата:
18 декабря 2016г.

В России складывается устойчивая тенденция на развитие системы непрерывного образования. Тамбовская область в этом плане не исключение. В связи с сельскохозяйственной направленностью нашего региона, здесь особую роль стала играть система непрерывного агробизнес-образования [1]. Историко- краеведческая деятельность занимает важное место в ориентировании выпускников на работу в сфере АПК, что отвечает задачам агробизнес-образования, а потому актуально стало исследование, направленное на изучение процесса формирования готовности студентов педагогических вузов к историко-краеведческой деятельности в сельских школах. В ходе нашего исследования, для определения уровня готовности, в частности, потребовалось разработать критерии и показатели данной готовности (Таблица 1).

Разработанный критериально-оценочный аппарат использовался нами в процессе организации констатирующего этапа эксперимента по формированию готовности студентов к историко-краеведческой деятельности. Во время лекционно-практических занятий студентам предлагались анкеты и тесты, в зависимости от количества вопросов, оговаривалось время их выполнения. Затем ответы студентов оценивались преподавателем. Степень сформированности каждого компонента готовности будущего учителя к организации внеурочной деятельности оценивалась с помощью разработанных средств измерения.

Итогом анализа готовности будущего учителя становилась особая ведомость – «Оценка готовности студента к историко-краеведческой деятельности на селе». При ее оставлении также учитывались показатели критериев готовности будущего учителя к организации историко-краеведческой деятельности в сельской школе (Таблица 1). Перерасчет осуществлялся по 4 основным критериям, благодаря чему, в итоге, можно было определить уровень готовности студента.

 

 

Наименовани е критерия

 

Показатели готовности

 

Средства измерения

 

 

 

Мотивационный

Уровень  сформированности  позитивно-ценностного  отношения  к

ребенку, к себе, к другим людям, потребности в профессиональной самореализации в историко-краеведческой деятельности на селе.

На   основе   мотивационного   критерия   выделяются   следующие

параметры:

профессиональная мотивация;

готовность к работе в сельской местности.

Педагогическое

наблюдение;            беседа; анкетирование.

 

 

 

Когнитивный

Качество  знания  особенностей  педагогического  взаимодействия,

содержания, методов и форм организации историко-краеведческой деятельности, знания базовых принципов агробизнес-культуры.

На основе когнитивного критерия выделяются следующие параметры:

знание истории местности

знание фольклора и традиций местности

владение принципами поисково-краеведческой работы владение методами исторического анализа

знание основных понятий агробизнеса знание основных принципов экономики села

понимание аграрной культуры и образа жизни

следование правилам разумного природопользования

Тестирование;

анкетирование; анализ продуктов деятельности студентов.

 

 

 

Технологический

Наличие   умения   создавать   для   учащихся   ситуацию   успеха,

корректировать    межличностные   отношения   в   малых   группах школьников,  творческого  воображения,  умения  педагогической

импровизации,       оригинальности       мышления,       способность       к

организации творческой деятельности школьников при изучении ими исторического краеведения.

На основе творческого критерия выделяются следующие параметры:

гностические умения организаторские умения конструктивные умения поведенческие навыки

способность оценить коммуникативную ситуацию способность решать коммуникативные задачи

Педагогическое

наблюдение; анкетирование;

тестирование;           анализ

продуктов     деятельности студентов;

анализ творческих работ студентов.

 

 

Рефлексивно- оценочный

Наличие  умения  оценивать  результаты  своей  деятельности  и

деятельности учащихся, способность эмоционального восприятия окружающего мира, исторического краеведения и деятельности обучающихся.

На основе рефлексивно-оценочного критерия выделяются следующие

параметры:

эмпатийность социорефлексия самоорганизованность

Педагогическое

наблюдение;          контент- анализ                          эссе,

выполненного студентами.

 

Таблица 1. Критерии и показатели готовности будущего учителя к организации историко-краеведческой деятельности в сельской школе

 Проанализировав различные педагогические исследования, мы пришли к выводу, что следует выделить следующие уровни готовности к историко-краеведческой деятельности в сельской школе:

1)   репродуктивный (недостаточный) заключается в умении рассказать то, что знает сам;

 2)     адаптивный (низкий) - предполагает умение приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;

3)     локально-моделирующий (средний) - состоит во владении педагогом стратегиями передачи знаний по отдельным разделам и темам;

4)    системно-моделирующий (высокий) - состоит в умении формировать систему знаний, умений, навыков по предмету в целом [2,3].

Педагоги первого и второго уровня не обладают сознательными стратегиями педагогической деятельности и осуществляют ее в основном благодаря интеллектуальным качествам. Собственно педагогические способности проявляются на третьем уровне, когда доминанта смещается с собственной личности на воспитанников. На четвертом уровне уже очевидна педагогическая одаренность, проявляющаяся в способности подчинять собственные интересы педагогической цели, создавать оригинальные системы учебно-воспитательной работы. На высоком уровне педагогической историко- краеведческой деятельности оказываются специальные способности (художественные, артистические), которые также направляются на достижение педагогических целей.

При составлении Оценки готовности студента максимальный уровень составляет 100 баллов. Сформированный мотивационный критерий составляет 15 баллов готовности, следовательно, для расчета этого критерия за 100 % принято 15, а за реальный балл готовности принят процент от результата, полученного при анализе сводного листа готовности. На практике это выглядело следующим образом: профессиональная мотивация студента составляла 38 %, а его готовность к работе в сельской местности – 60%, следовательно, общая сформированность его мотивационного критерия 49 % ((60+38):2). Так как мотивационный компонент может дать лишь 15 % общей готовности, то показатель в 49 % составит 7,35 балла (15:49 %). Такая же система подсчета использовалась и для остальных критериев, с учетом того, что когнитивный компонент позволял набрать 30 баллов, технологический – 30 баллов, а рефлексивно- оценочный еще 20. Также 2,5 балла можно было получить за наличие специальных умений и 2,5 за наличие дополнительного образования или профессиональной подготовки.

В  итоге  «Оценка  готовности  студента  к  историко-краеведческой  деятельности  на  селе», приведенного нами в качестве примера, студента выглядела следующим образом (Таблица 2).

Наименование критерия

Уровень показателя

 

Исходный (в %)

Итоговый (в

баллах)

Мотивационный

50

7,50

Когнитивный

67,25

20,18

Технологический

67

20,10

Рефлексивно-оценочный

67,3

10,10

Владение специальными умениями (пение, декламация и т.п.)

2,5 балла

Наличие дополнительного образования / профессиональной подготовки

 

Итоговый балл: 60,38

 

Таблица 2. Оценка готовности студента к историко-краеведческой деятельности на селе

   

Репродуктивным уровнем готовности обладают студенты, набравшие в сумме менее 20 баллов, адаптивным – студенты, набравшие до 50 баллов, средним же – локально-моделирующим – те, чей итоговый балл готовности не превышает 80, а те будущие учителя, что набрали в сумме 80 и более баллов обладают системно-моделирующим уровнем готовности. Исходя из анализа результатов оценки готовности к историко-краеведческой деятельности, наш студент обладает локально-моделирующим уровнем.

Таким образом, разработанный нами критериально-оценочный аппарат помогает определить уровень готовности студента к историко-краеведческой деятельности в сельской школе.

 

 

Список литературы

 

 

1.                   Концепция системы непрерывного агробизнес-образования для устойчивого развития сельских территорий Тамбовской области // URL: http://lib.gendocs.ru/docs/146000/index-519.html

2.                   Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. – М.: Высшая школа, 1990. – 96 с.

3.                   Симбирских, Е.С. Построение профессиограммы – залог высокого уровня  профессиональной подготовки специалиста [Текст] / Е.С.Симбирских, А.М. Абдыров // Вестник науки Казахского государственного агротехнического университета им. С. Сейфулина.- КазГАТУ им. С.Сейфуллина, 2005 – Т.4 №8 - С. 238-241.