Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
18 декабря 2016г.

Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в малой местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле. Д.С.Лихачёв

   

Патриотизм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа. Любовь к своей Родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства.

На мой взгляд, нет каких-то общих для всех признаков проявления патриотизма, т.к. каждый человек понимает под патриотизмом свое: кто-то предан своей профессии, кто-то не желает переезжать из села (города), где он родился, кто-то готов отдать жизнь за Родину, кто-то не признает отдых в других странах… Все это проявление патриотизма в разных формах, как бы люди это ни называли (преданность, убеждения, фанатизм).

Конечно, патриотизм в человеке закладывается в детстве наряду с манерой поведения, характером, жизненными ценностями. Поэтому очень важна роль детского сада в понимании ребенком сущности понятия патриотизма, развития гордости за свою семью, детский сад, город, регион, страну. Да, да именно по такой цепочке, потому что именно чувство приверженности к своей семье в дальнейшем перерастает в приверженность к месту, где ребенок вырос, а далее к стране. Так же невозможно привить ребёнку патриотизм, если воспитателю, который работает с этим ребенком, самому не знакомо это чувство – как можно убедить гордиться городом, если ты сам им не гордишься? Как ребенку восторгаться каким-либо произведением, если чтец не доносит чувства, раскрытые данным произведением? Так и с патриотизмом: не научить ребенка любить Родину, если для тебя родина просто слово.

Цель патриотического воспитания – развитие в обществе высокой социальной активности, ответственности, преданности своему делу, становление человека с высокой моральной и нравственной ценностью, способного полностью отдаваться делу не только для себя, но и для общества и государства.

Задачей патриотического воспитания дошкольников является:

 -   воспитание у ребенка привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

 -   проявлению доброжелательности к окружающим, стремление оказать помощь другому человеку.

 -   бережное отношение к окружающей природной среде, своим и чужим вещам, уважение к чужому труду и результатам этого труда.

-   сохранению и распространению исторических ценностей своей страны, уважение к ценностям и обычаям народностей, издревле проживающим на территории нашей страны, развитие национальной культуры.

-   воспитание настоящих патриотов страны, которые знают и уважают права и обязанности граждан, способных изменить государство в лучшую сторону.

Как же всему этому научить ребенка?

 Нет, не стоит выводить патриотическое воспитание в отдельное занятие (по крайней мере в детском саду). Какой ребенок пожелает сидеть и слушать речи о своем великом государстве? Данное действо станет для детей рутиной. Не лучше ли в повседневных занятиях ненавязчиво вставлять элементы патриотизма? Как пример: на занятии «Развитие речи» прочитали детям стихотворение Сергея Есенина «Береза»

Белая береза Под моим окном

Принакрылась снегом, Точно серебром.

На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.

И стоит береза

 В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне.

А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.

И тут же можно провести небольшую беседу: Дети, а вы знаете как весь мир восхищается и почитает нашу русскую березку, сколько поэтов описывают ее в своих стихах, художники изображают на картинах… Или: посмотрите как автор описал русскую зиму, а такая зима есть только в нашей стране, как люди восхищаются красотой нашей зимы… Вот ненавязчиво проведено занятие по патриотическому воспитанию и у детей отложился еще один зародыш гордости за нашу страну.

Но для начала надо утвердить ребенка как личность, чтобы ребенок знал кто он такой, что несмотря на возраст он уже является личностью, что его любят и уважают его мнение. Дальше идет семья, понимание ребенком понятия «семья», осознание особенностей быта, отношений внутри семьи, формирование особенностей семейных традиций, принципов. Во многом отношения в семье формируют личность ребенка на всю жизнь, те принципы и мировоззрение, царящие в семье, остаются в детях навсегда. Поэтому очень важно наладить связь педагог-ребенок-родители-педагог, т.е. совместно с родителями работать над воспитанием ребенка. Ведь если педагог учит ребенка одному, а родители другому, то в итоге ребенок путается и не знает какое из утверждений истинно верно, и, как вариант, придумывает себе свою истину, а далее и свой собственный мир со своими правилами.

После семьи следует детский сад, где дети учатся взаимодействию, работать командой, помогать друг другу, воспитателю, вносить посильный вклад в благоустройство и развитие детского сада. В детском саду прививается любовь к родному творчеству, идет знакомство и гордость за народный промысел, прививается понятие страны, символики государства. Ребенок именно в детском саду впервые узнает о памятных датах в истории России, о подвиге народа, о становлении государства, о народных героях, о сказаниях… Такой поток информации просто не может остаться не замеченным и не возбудить в детях чувство гордости за свою Родину во всех ее проявлениях.

В процессе воспитания патриотического развития могут использоваться различные методы:

 -   рассказы воспитателя

 -   экскурсии, тематические прогулки

 -   наблюдения (изменения города, наблюдение за птицами, деревьями, погодой, за трудом людей)

 -   чтение стихов

 -   показ фильмов, иллюстраций, слайдов, прослушивание аудиозаписей

 -   проведение тематических мероприятий

 -   участие в праздничных мероприятиях

 -   участие в посильном социально значимом труде

 -   организация выставок

 Этот список можно продолжать без конца, ведь методы и способы обучения детей ограничиваются только фантазией и возможностями воспитателя и детского сада. А чем ярче и красочнее ребенку будет преподнесена информация, тем глубже она врежется в его память. Поэтому чем больше воспитатель будет верить и принимать то, чему учит детей, тем больше вероятность того, что дети примут эти знания.



Список литературы

 

 

1.        Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 1995

2.        Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4.

3.        Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей // Дошкольное воспитание. – 2003. – №2. 

4.        Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982.- т. 4. 

5.        Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка.- СПб.: Речь, 2004. 

6.        Денисенко Н.Г. Ваш ребёнок познаёт мир // Дошкольное воспитание. – 2000. — №1. 

7.        Диалоги о воспитании: (Книга для родителей). Ваш ребёнок. Педагогика семейных отношений.Когда наступает зрелость / Под ред. В.Н. Столетова, О.Г. Свердлова. – М.: Педагогика, 1980.

 8.        Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста // Под общ. ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: Детский центр Венгера, 1996.

9.        Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. – Минск: Харвест, 2001. 

10.     Дошкольная педагогика: методика и организация воспитания в детском саду / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1991.