Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МУЗЫКАЛЬНО-КОРРЕКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Авторы:
Город:
Минск
ВУЗ:
Дата:
18 февраля 2016г.

В современном социально-культурном процессе досуг является важнейшим звеном воспитательной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Досуговая деятельность обладает необходимым педагогическим потенциалом и обеспечивает условия для развития личности ребёнка. В педагогических исследованиях досуг рассматривается как возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору.

Существуют многообразные виды досуговой  деятельности (отдых, развлечение, праздник, самообразование, творчество), но наиболее высокий уровень досуговой деятельности достигается в творчестве. Именно творчество позволяет человеку, имеющему ограниченные возможности здоровья, расширить свою деятельность. Творческой может быть любая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душевные силы и способности человека.

Так, музыкально-познавательная деятельность направлена на ознакомление с основными музыкальными понятиями и нравственными ценностями как объектами музыкального искусства, музыкально-ритмическая – на развитие умения воспроизводить и варьировать ритмический рисунок как средство эмоциональной выразительности, вокальная – на развитие духовных ценностей, интересов и формирование опыта продуктивного взаимодействия, инструментальная – на развитие воображения, образного мышления, способности к импровизации, музыкально-сценическая – на развитие внутреннего плана действий, логического мышления, рефлексии.

Педагогически организованная музыкальная деятельность в условиях досуга оказывает стойкое воздействие на центральную нервную систему: вызывает усиление межцентрального и межполушарного взаимодействия (И.Н. Захарова, В.Н. Авдеев, Т.П. Хризман); приводит к усилению активности коры головного мозга (И.М. Гринева); перестраивает  характер межполушарных отношений (Т.П. Хризман); синхронизирует ритмическую активность различных участков головного мозга (М.Н. Ливанов). Все авторы отмечают, что специально подобранные музыкальные произведения улучшают психофизиологические характеристики мозга, оптимизируют процесс формирования способностей к учению.

Музыкально-досуговая деятельность как средство коррекции детей, имеющих различные отклонения в развитии, состоит в социальной адаптации детей младшего школьного возраста, в предоставлении воспитанникам свободы проявления фантазии, перехода от реального мира к воображаемому; в развитии интеллектуальных способностей видеть необычное в обычном, владеть внутренним планом действий, давать оценку своим и чужим идеям и поступкам; в обретении новых познавательных интересов; в обогащении эмоционально-волевой сферы переживаниями радости творчества как личной и социальной ценности. Сущность музыкально-досуговой деятельности состоит в способности вызывать у ребенка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребенка, являются мощным стимулом для дальнейшего развития всех психических процессов, его коммуникативных способностей, обусловливают творчество ребенка во всех областях искусства и в жизни в целом.

Музыкально-досуговая деятельность наиболее успешно осуществляется в культурно-досуговых учреждениях, основная задача которых заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создании условий полной самореализации детей и молодёжи в сфере досуга. В педагогическом плане, деятельность культурно-досугового учреждения состоит не столько в том, чтобы предоставить каждому индивиду как можно более разнообразную сумму занятий, сколько в том, чтобы через то дело, которым человек любит заниматься на досуге, как можно более многообразно и глубоко развивать различные стороны его личности: интеллект, нравственность, эстетические чувства.

Вся работа современных культурно-досуговых центров должна базироваться на определенной перспективе, на такой системе мероприятий, которая бы удовлетворяла потребности в отдыхе, коррекции, реабилитации и инкультурации личности. Коррекционная работа с детьми в культурно-досуговых учреждениях направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, и включает в себя систему психологических, педагогических и социально-культурных мероприятий. Следовательно, досуг выступает как фактор становления и развития личности, усвоения ею культурных и духовных ценностей. Этот процесс называет социализацией, а культурно-досуговое учреждение является институтом социализации [1].

Одним из таких учреждений в г. Минске является Центр технического и художественного творчества  детей и молодежи «Зорка». В рамках научно-педагогического исследования, проведённого нами на базе данного учреждения, была организована музыкальная студия дефектолого-логопедической помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья. Участниками студии стали дети: с синдромом Дауна, с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с органическими заболеваниями головного мозга, с нарушениями зрения, с нарушениями центральной нервной системы.

Организация музыкально-творческого процесса студии осуществляется в соответствии с разработанной нами музыкально-коррекционной программой кружка для младших школьников «Солнечный круг». Сущность данной программы заключается в создании условий для свободного, добровольного выбора участниками кружка музыкальной творческой деятельности, которая бы удовлетворяла потребности и интересы каждого из них. В основу программы положены следующие принципы организации досуговой деятельности: всеобщности и доступности; систематичности и целенаправленности; педагогической поддержки и взаимодействия педагога и воспитанников; сбалансированности развития эмоционально-образной, интеллектуальной и физической сфер личности младшего школьника; самодеятельности, основанный на творческой активности, увлеченности и инициативе детей; занимательности, предусматривающий создание непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания  всего досуга на основе игры. В процессе коррекционных занятий используются различные виды музыкально-досуговой деятельности: музыкально-познавательная, музыкально-ритмическая, музыкально-сценическая; инструментальная и вокальная [3].

В результате научно-педагогического исследования было отмечено, что наиболее эффективно воздействие музыкальных занятий в условиях досуга для детей с аутизмом [2]. Работа в студии «Солнечный круг» для таких детей обеспечивает установление и закрепление контакта, в большинстве случаев переходящего в категорию доверительного (дети смотрят в глаза педагогу, здороваются за руку, садятся на колени, трогают руками за лицо, улыбаются при встрече). Дети самостоятельно исследуют тембровые звучания музыкальных инструментов (клавишные, ударные, духовые), вовлекаются в процесс музыкальных творческих игр, что способствует развитию их креативности; совместно с педагогом выполняют движения под ритмическую музыку, при этом развивается концентрация внимания и чувство ритма, стимулируется подвижность и улучшение физического состояния; вовлекаются в совместную игру на различных инструментах в целях развития любознательности, креативности, группового взаимодействия и мелкой моторики. Исполнение импровизированных вокализов стимулирует детей к совместному пению, что является первым шагом на пути к речевому диалогу.

У детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, в процессе коррекционных занятий студии «Солнечный круг» развивается ловкость, точность, координация движений, гибкость и пластичность, правильная осанка, ориентировка в пространстве, а также коммуникативные умения, способности и качества.

Благодаря выполнению движений под музыкальное сопровождение, у детей с синдромом Дауна улучшается координация движений, вырабатывается внимание, развивается память. С учётом особенностей каждого ребенка подбирается репертуар, способный уменьшить агрессию, успокоить или же, наоборот, активизировать определённые психические процессы, заставить двигаться и принимать участие в занятии.

Таким образом, организация музыкально-досуговой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья способствует социализации, инкультурации и адаптации личности в обществе, восстановлению интеллектуальных, психических и физических функций организма. Социокультурная деятельность  помогает таким детям  установить социальные связи,  развивать творческие  способности, самоутвердиться и самореализоваться в сложной жизненной ситуации.

 

Список литературы

1.      Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с.

2.      Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом / Пер. с англ. – М.: Теревинф, 2004. – 208с.

3.      Филистович, О.А. Музыкально-досуговая деятельность младших школьников: мультимедийное электронное издание с методическими рекомендациями: рек. М-вом образования Респ. Беларусь / О.А. Филистович // Государственный регистр информационных ресурсов – НИРУП «ИППС», № 1141102396 от 17.11.2011г.