Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ ПЕВЦОВ-СКАЗИТЕЛЕЙ В РОССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
18 февраля 2016г.

Аннотация: Статья содержит информацию о необходимости обращения, в наше время, к древнейшим пластам народного художественного творчества, рассказывается о первым собирателе русских былин - скоморохе Кирше Данилове. В среднем разделе представлена информация о существующих исполнительских традициях эпических жанров, о творчестве эпических певцов-самородков XIX века. В заключении говорится о необходимости формировать индивидуальный исполнительский стиль, индивидуальную исполнительскую культуру обучающегося народному пению, соответствующую традиции певцов-сказителей.

Abstract: This article contains information about the need for treatment, in modern times, the oldest layer of folk art, told about the first collector of Russian epics - buffoons Kirsch Danilov. The middle section contains information about existing performance tradition of epic genres, about the work of epic singers nuggets XIX century. In conclusion, refers to the need to form an individual performing style, the individual performing the culture of learning folk singing, in the tradition of singer-storytellers.

Ключевые слова: Народно-певческая культура, русский песенный фольклор, эпические жанры, этническая культура, эпическая традиция, русский эпос, певец-сказитель.

Keywords: People singing culture, Russian folk songs, epic genres, ethnic culture, the epic tradition, Russian epic, the singer-narrator.

Любой этнос, народ живет своей историей и культурой. Настоящее, обладая  абсолютной  полнотой   и интенсивностью бытия, аккумулирует в себе прошлое, опосредует бытие человека бытием прошлого. Чем больше и глубже человек вовлекается в бытие настоящего, тем оно богаче, тем более выраженным оказывается его бытие, с большей полнотой и интенсивностью проживается им. Образы, темы, мотивы, формы народного художественного творчества возникают в диалектическом единстве индивидуального творчества и коллективного художественного сознания. Народное творчество, веками аккумулируя, отбирая, совершенствуя и обогащая все многообразие видов и жанров, сохраняет при этом преемственность, устойчивость художественных традиций. Закрепление традиций, их последующее совершенствование, обогащение и обновление - процесс, протяжённый во времени и пространстве. Практически все виды народного творчества отличает принципиальное отличие - создатели произведения того или иного жанра выступают одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию.

В истории России отношение к народному искусству неоднократно претерпевало существенные изменения. Со времени принятия христианства народное искусство, взросшее на почве язычества, во многих своих проявлениях подвергалось гонениям и даже запрету со стороны духовенства и государственно- политической власти. Ф. Буслаев, русский философ и искусствовед, исследовавший древнерусскую литературу и ее время, писал: «Петь песни, рассказывать сказки и басни почиталось делом языческим, забавою дьявольской... к бесовским играм, которых неподобает христианам играть, причисляются: плясание, гудьба, то есть музыка, песни бесовские и жертва идольская» [1].

С конца XVII века начинает развиваться светское искусство, на которое значительное влияние оказывает фольклор. Народная музыка теперь не запрещается, а включается в официальные празднества. Начиная с XVIII века, она повсеместно звучит в городском быту, активно используется в творчестве профессиональных авторов, проникает во все сферы искусства, вплоть до оперы. Возникает потребность в сборниках популярных народных песен, и, как следствие этого, начинается собирание и издание народной музыки.

В едином русле с интересом к народной национальной культуре, который характерен для России XVIII- XIX веков, была понята и педагогическая  ценность фольклора. Так, в одном из популярных сборников детских народных игр (1837) указано, что они - «азбука всякого знания; они - первая ступень великой лестницы науки и образованности».

Эпические жанры, охватывая огромный пласт отечественной художественной культуры, относятся к традиционному музыкально-поэтическому фольклору. Первым собирателем русских былин, лирических и исторических песен, духовных стихов считается скоморох Кирша Данилов. В его сборник, изданным П. Демидовым, вошли свыше 70 текстов с нотами. Сборник представляет большой интерес для изучения русского эпоса. Ученые – исследователи приравнивают его по ценности со «Словом о полку Игореве». Однако рукописи этих артефактов не сохранились, они утрачены бесследно. Сборник Кирши Данилова по праву считается наиболее древним сборником былинных текстов, дошедший до современников. Его появление сыграло огромную роль в развитии русской фольклористики, как научной области. Кирша Данилов, по мнению исследователей того времени, «имел в виду песенный склад былин и вместе со словами отмечал напев: оттого и удалось ему сохранить размер былевого стиха и вообще удержать весь типический облик народной былины».

В жанрах былинного эпоса существуют  разные исполнительские традиции, которые представлены, в основном, как северная и южная. Две эти исполнительские традиции отличает не только географическая принадлежность бытования этнографического материала, но и особенность исполнения былин. Как правило, южная традиция отличается ансамблевым исполнением эпических жанров. Северная традиция, в основном, характеризуется сольным исполнением эпоса. Каждую традицию, в свою очередь, представляют  свои исполнители. Рассмотрим некоторых представителей северной эпической традиции.

Сказители – самородки севера.

Весьма важным событием явилось открытие в середине XIX века П.Н. Рыбниковым и А.Ф Гильфердингом самобытной, яркой традиции былинного сказительства Обонежья (Карелия), которая по своему эмоциональному воздействию на слушателей затмило собрание былин Кирши Данилова.

Русский былинный эпос, считавшийся давно исчезнувшим, предстал в невиданной полноте в лице сказителей Олонецкого края - Трофима Рябинина, Василия Щеголёнка, Ивана Касьянова и др., зазвучал в полную силу в живом исполнении в Москве и Санкт-Петербурге. Издания текстов былин открыли обществу колоссальный пласт неписаных шедевров музыкально-поэтического творчества русского народа.

Династия Рябининых-Рябининых-Андреевых - одна из немногих, которая попала в поле зрения ученых с середины XIX века и исследовалась ими на протяжении четырех поколений певцов-сказителей. Научные исследования открыли семейно-артельный характер передачи уникального мастерства «напевного сказывания». Эстафету отца принял младший сын - Трофим Рябинин. Продолжателем традиции стал также пасынок Ивана Рябинина, а из многодетной семьи Ивана Герасимовича Рябинина-Андреева один только средний сын, Петр Иванович, стал признанным мастером.

Вместе с тем, стало очевидным, что память поколений была разветвленной и охватывала не только семейный, но и весь местный сказительский репертуар. Внук и правнук наследовали искусство не только отца и деда, но развивали и обогащали его, слушая лучших сказителей своего края - старших и младших современников. Обогащение традиции выражалось в сюжетах и сюжетных разработках. Напевный язык, система интонирования текстов выступали как консервативные элементы былинной традиции, в наибольшей степени отражая именно родовую преемственность. Воспринятый сказителем напев оставался прикрепленным к ограниченному кругу заимствованных вместе с ним сюжетов. Круг этот, при передаче из поколения в поколение, сужался, характерные особенности напева нивелировались, в то время как основные эпические напевы рода продолжали оставаться неизменными и наиболее употребительными.

Еще одна ветвь традиции севернорусского сказительства - династия сказителей Крюковых. Самыми популярными сказительницами этой фамилии являются Аграфена Крюкова и её дочь - Марфа. Аграфена Крюкова была неграмотна, и тексты былин запоминала на слух. В 1901 году этнографу и фольклористу А. Маркову удалось записать  от Аграфены Крюковой свыше 60 текстов былин, баллад, духовных стихов и исторических песен. При жизни А. Крюкова не добилась широкого признания и известности, однако, при содействии А. Астаховой имя Крюковой вновь зазвучало среди выдающихся сказительниц. Учёное общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете наградило А. Крюкову медалью «За заслуги в деле сохранения произведений народной словесности». Крюкова обладала удивительной способностью складывать стихи былин. Она хорошо владела формульным стилем и знала массу формул. В ее былинах немало блестящих образцов искусной организации отдельных стихов и их соединений.

А. Крюкова «видела» очень хорошо былинную строку как целое и выстраивала первую ее половину с точным учетом ритмических возможностей второй половины, что избавляло ее от необходимости прибегать к «лишним» словам в объеме большем, чем следовало. Характерным для А. Крюковой было тяготение к варьированию формул внутри параллельных стихов, что предохраняло их от налета монотонности и придавало их течению стилистическую гибкость и даже некоторую изощренность. Сказительница искала дорогу в былинный стих живой речи с ее обычными, лишенными образности формами, с ее неорганизованностью и стилистической пестротой. При этом ее поиск был отмечен печатью литературности, когда она вносила элементы, не свойственные в равной степени ни разговорной речи, ни традиционной былинной стилистике.

Наконец, А. Крюкова своеобразно разрушала каноны формульного стиха тем, что включала элементы традиционных формул, традиционно былинные слова в новое стилистическое окружение, нагружала их новыми конструктивными задачами.

Марфа Крюкова - мастер-исполнитель традиционных богатырских былин. Былины начала исполнять с 15 лет, перенимая их от матери, дедов В.Л. и Г.Л. Крюковых и др. Эпический репертуар Крюковой очень велик. Наделенная еще в большей мере, чем мать, даром импровизации, Крюкова обогащала былинное наследие новыми мотивами и сюжетами, переосмысляла исторические песни, предания, баллады, сказки и литературные произведения. В русском эпосе Крюкова остро чувствовала и выделяла патриотическое содержание.

Передача на Русском Севере эпической традиции по семейной линии являлась одним из основных путей обучения и формирования певцов сказителей. Так, Василий Щеголёнок - выдающийся сказитель русского былинного эпоса - «приобрел склонность к пению былин еще в малолетстве, слушая своего деда и в особенности дядю Тимофея, который, будучи безногим, сорок лет сидел в углу в доме его отца и занимался сапожной работою. Переняв мастерств дяди, Щеголенок от него же научился и большей части тех былин, которые помнит поныне» [4]. Василий Щеголёнок был безграмотным, но обладал уникальной памятью. Фольклористы считают, что тексты былин, записанные от Щеголенка, значительно выигрывали по содержанию и исполнению от его современников. Важной вехой в биографии Василия Щеголёнка была встреча с Л.Н. Толстым. В течение месяца Щеголёнок наговаривал Толстому народные сказания, былины, которые писатель записал. Примечательно, что в шести произведениях Толстого использованы сюжеты былин от В. Щеголенка («Чем люди живы», «Два старика», «Три старца» и др.).

В процессе передачи искусства эпического сказывания младшее поколение приобщения к «секретам», то есть элементы обучения. Отец А.Г. Калкина не просто поощрял интерес сына и других своих детей к эпосу, но специально для них рассказывал, а затем заставлял пересказывать и тут же предлагал им дополнять и поправлять друг друга [2]. У алтайского сказителя Н.К. Ялатова «самодеятельным» учителем был его дед Сыран, которого он начал слушать с 7 лет. «Когда я умру, дети будут помнить мое имя и рассказывать мои сказания», — говорил он, а к детям обращался со словами: «Если вы будете слушать сказания, то вырастете сильными и умными». Характерно, что пение «каем» Сыран перемежал пересказом пропетого: «чтобы было понятно детям, чтобы они запоминали слова». Ялатова дед часто заставлял пересказывать, затем мальчик пересказывал сверстникам. В конечном счете, он так и не овладел «каем» и остался рассказчиком эпоса [3]. Эти примеры можно рассматривать как процесс формирования исполнительского стиля певца-сказителя по принципу «из уст в уста», то есть в устной, бесписьменной традиции.

Творчество вышеперечисленных исполнителей – по праву можно назвать наследием русского народа, а записи выступлений "северных самородков" - шедеврами народно-певческого искусства. Справедливо признаться, что помимо этих исполнителей существовали и другие, менее известные носители эпической культуры XIX века.

Следует отметить, что в рамках современного образовательного пространства, педагог-руководитель музыкально-эстетического воспитания и обучения детей не имеет возможности "с измальства" формировать исполнительскую культуру народных певцов по той схеме, которая была заложена в традициях певцов- сказителей. Погрузить, «поместить» ученика, студента в эпическую среду глубокой провинции, в которой возникает возможность постоянного общения  с носителями народной  традиции практически, невозможно. Как правило, обучение народных певцов, поступивших в профессиональные учебные заведения на кафедры русского народного певческого искусства, длиться 4-5 лет. И за этот сравнительно небольшой срок период педагогу предстоит, в первую очередь, научить студента овладеть голосовыми технологиями, выучить значительный репертуар произведений различных по стилю и жанрам, в том числе эпических. Принимая во внимание, что произведение эпического жанра – это исторический, яркий, неповторимый номер для профессионального исполнителя, а для зрителя, ставшего свидетелем исполнения эпического жанра – это всегда праздник, запоминающийся на долгое время, можно сделать вывод о том, что каждому педагогу, перед которым стоит задача воспитания профессионального народного певца, необходимо формировать индивидуальный исполнительский стиль, индивидуальную исполнительскую культуру каждого воспитанника, соответствующую традиции певцов-сказителей.

 

Список литературы

1.      Асафьев, Б.В. О народной музыке / Б.В. Асафьев.- Л.: Музыка, 1997. - с.56

2.      Лапин, В.А. Русский музыкальный фольклор и история (к феноменологии локальных традиций): очерки и этюды / В.А. Лапин.– М.: Моск. гос. фольклор. центр «Рус. песня», 1995. - с.7

3.      Путилов, Б.Н. Эпическое сказительство. - М.: Издательская фирма «Восточная литература», 2007. - с. 81

4.      Русские  могучие  богатыри:  Сказитель  Щеголенок  /Сост.  и  авт.  биогр.  очерка  И.А.  Разумова.- Петрозаводск; 1990.- с. 56