18 февраля 2016г.
Движение баскетболиста должны быть разнообразны, основываться на рывках в различных направлениях. Баскетболист в процессе игры всё время должен находиться как бы на старте перед максимальным напряжением сил, всё время должен быть готов или к стремительному рывку, или к резкой остановке. Баскетболист должен уметь бегать в различном темпе, быстро останавливаться, изменять направление движения, делать неожиданные повороты, хорошие прыжки и целый ряд отвлекающих движений, дезориентирующих противника и помогающих свободе действий игрока на поле. Поэтому развиваем ловкость и координационные способности на уроках физической культуры у учащихся.
На протяжении всего этапа обучения, начиная с младшего школьного возраста, у ребенка непрерывно развиваются физические качества и повышаются функциональные возможности организма.
Большое место отводится развитию ловкости и координации движений.
Ловкость определяется как способность овладеть новыми движениями, с одной стороны и как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с условиями изменяющейся обстановки с другой [4,с. 59-63].
Ловкость – это способность выполнять сложные двигательные действия быстро перестраивая их в изменяющейся обстановке, то есть умение успешно выполнять нужную задачу в сложных условиях. Качество это органически связано с развитием силы, быстроты, выносливости и гибкости [6, с.160].
Главным направлением в развитии ловкости считается овладение новыми разнообразными навыками и умениями. При этом очень важно повышение координационных трудностей, с которыми должны справляться занимающиеся, исходя из точности движений, взаимной согласованности и внезапности изменений игровой обстановки на площадке.
Умелое передвижение игрока на поле помогает ему в сложной обстановке игры увеличить свою маневренность, т.е. способность действовать активно. Маневренность игрока зависит от умения сохранить равновесием своего тела в любом положении. Потеря равновесия бывает в том случае, если игрок действует на прямых ногах. Полусогнутые в коленях ноги дают возможность игроку всегда сохранять равновесие и одинаково хорошо передвигаться в любом направлении, резко останавливаться и изменять направление.
Для развития ловкости, как умение овладевать новыми движениями, применяются упражнения, включающие элементы новизны. А для развития ловкости, как умение рационально перестраивать двигательную деятельность в сжатые временные сроки, используются упражнения, требующие мгновенного реагирования на внезапно изменяющиеся ситуации [1]. Упражнения по своему содержанию и характеру должны все больше приближаться к двигательной деятельности в данном виде спорта.
Развитие пространственной ориентировки связано с повышением чувствительности, и уже в младшем школьном возрасте достигает такого уровня, при котором можно разучивать технически сложные движения. Дети хорошо дифференцируют мышечные ощущения, а отдельные сложные по технике упражнения являются для них даже более достижимыми, чем для подростков 13-14 лет [7, с.232].
Эффективным средством для развития ловкости служат подвижные и спортивные игры, акробатика, легкоатлетические прыжки. При выполнении упражнений, направленных на воспитание ловкости, по мнению В.М. Зациорского, Л.П. Матвеева, должны соблюдаться следующие методические приемы: применение необычных исходных положений, «зеркальное» выполнение упражнений, изменение скорости и темпа движений, изменение пространственных границ, в которых выполняются упражнения, смена способов выполнения упражнений [8]. Особенно важно уметь двигаться с мячом и без него переменным темпом.
Защитнику «держать» нападающего, который всё время двигается одним темпом и в одном направлении, не представляет труда. Приноровившись к этому темпу, он легко справляется с этой задачей. Другое дело, если нападающий игрок часто и резко меняет темп и направление бега. Внезапная остановка после рывка и новый рывок в другом направлении совершенно дезориентирует защитника, и дают возможность нападающему хоть на мгновение освободиться от контроля. Этого времени бывает достаточно для того, чтобы получить мяч и сделать бросок по корзине.
Основной задачей при воспитании ловкости является овладение новыми многообразными двигательными навыками и их компонентами. Упражнения на развитие ловкости целесообразно проводить в начале основной части тренировочного урока и включать их в каждое занятие. Интервалы отдыха должны быть достаточными для относительно полного восстановления. Последующие упражнения рекомендуется выполнять, когда нет значительных следов утомления от предшествующей нагрузки. Достоверный прирост развития ловкости происходит с 8 до 9 лет и с 11 до 12 лет [5,с. 43-57].
Координационные способности обусловлены нервными влияниями (психофизиологическими механизмами регулирования). К ним относятся способности к равновесию, ориентированию, дифференцированию параметров движения, перестроек двигательных действий и т.д. [6, с.272].
В игровой деятельности баскетболиста элементарные формы проявления быстроты находят свое выражение в быстроте восприятия, анализа и оценке ситуации, в быстроте принятия решения и начала действия, в быстроте передвижения и выполнения отдельных приемов и наконец, в быстроте смены одних приемов на другие. Уровень быстроты и ловкости баскетболиста зависит от всех этих сторон, так как они являются составными абсолютного большинства двигательных действий в баскетболе [3]. Быстрота движений помимо многих факторов зависит от степени мастерства. Попытки соединить высокую скорость передвижения и не в совершенстве усвоенные приемы приводят к тому, что либо резко падает скорость передвижения, либо ухудшается точность. Для баскетболиста не приемлемо ни то, ни другое.
Применение на различных этапах тренировки комбинированных упражнений в скорости и технике, с целью развития быстроты баскетболистов, не целесообразно. Использование таких упражнений будет основано лишь при условии совершенного владения приемами. (Бернштейн, Филин).
Однако, в дальнейшем комбинированные упражнения необходимы, что связано с особенностями выполнения технических приемов в игре.
Большинство приемов техники в баскетболе осуществляется в возможно более короткие временные отрезки, на фоне передвижения, которое в идеале должно быть максимально быстрым.
Главной задачей этих упражнений и является совершенствование умений сочетать максимальную скорость
передвижения с высокой скоростью и точностью смены выполнения одних приемов другими в соответствии с игровой обстановкой.
В процессе отыскания специальных упражнений по развитию быстроты было обнаружено благоприятное влияние этих упражнений на развитие ловкости [2].
В предложенных упражнениях учитываются дидактические принципы обучения ловкости и координационных способностей учащихся (3 ступени развития ловкости), а так же наиболее распространенные в игровой деятельности чередования способов передвижения (например: прыжки ускорения и т.д.) и характер ускорений (повторение в одном направлении, с изменением направления и т.д.).Помимо этого используются разные условия старта для партнеров по ускорению (один прыгает, второй в положении готовности к старту; один впереди, второй сзади и т.д.) и разные задачи (одному необходимо выполнить рывок и овладеть мячом, второму догнать соперника и выбить у него мяч; одному выполнить определенные приемы с мячом, второму овладеть мячом и т.д.).
Развивая ловкость и координационные способности, этими средствами повышается и качество игровых действий баскетболиста, а именно технические действия. Техника защиты, техника (стойки, ходьба, бег, прыжки, остановки, повороты). Техника владения мячом и противодействия (вырывание, перехват, взятие отскока, накрывание, отбивание).
Список литературы
1. Азарин Л.М. «Что такое ловкость?», М., ФиС, 1984.
2. Баскетбол. Под редакцией Каминас С.А., ФиС, 1978.
3. Гомельский А.Н. «Лидера в одиночку не догонишь», Спортивные игры № 1,1978.
4. Зациорский В.М. «Вопросы теории и практики педагогического контроля в современном спорте Теория и практика». ФК.№ 4,1971.
5. Корепанов А.Л. «Физиологическая характеристика детей периода второго детства и подросткового возраста.»/ Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью. Краснодар, 1991.
6. Лях В.И. «Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителей», М., 1998
7. Преображенский И., Шумеев Б «Развитие быстроты и точности реакций баскетболистов в процессе овладения техникой игры» Теория и практика ФК № 2,1964
8. Фарфель В.С. «Физиология спорта» ФиС 1984.