18 февраля 2016г.
Эффективное спортивное образование открывает возможность для формирования востребованной обществом, жизнеспособной и успешной личности. То есть если не предоставить возможности студенту примереть на себя роль тренера, комментатора или судьи соревнований, а только создать условия для учебно- тренировочных занятий, то это существенно не повлияет на понимание студентом всей культуры спорта.
Термин «спортивное образование», по мнению Л.И. Лубышевой, означает методику и технологию преподавания предмета «физическая культура» с ориентацией на культуру спорта.
Целевая направленность спортивного образования, как отмечает Л.И. Лубышева, заключается в формировании компетентной, увлеченной и грамотной спортивной личности. Грамотная спортивная личность понимает и уважает правила, этикет, ритуалы и традиции спорта и может провести различие между хорошими и плохими методами спорта. Увлеченная спортивная личность участвует в спорте и ведет себя так, чтобы сохранять, защищать и обогащать культуру спорта.
Руководители В.К Бальсевич и Л.И. Лубышева, которые координируют спортивно ориентированное направление в физическом воспитании, говорят о том, что для реализации методики преподавания спортивного образования может подойти любой вид спорта. Однако независимо от выбранного вида спорта необходима модификация правил этого вида спорта в соответствии с наличием инвентаря и сооружений, уровнем физического развития и подготовленности, занимающихся и педагогическими принципами.
Методика преподавания предмета «физическая культура» в общеобразовательной школе, основанная на принципах спорта была разработана Дарролом Сидентопом и получила название SportEdu «спортивное образование».
Профессором Л.И. Лубышевой разработана концепция спортивного образования для российских старшеклассников. Данная концепция является теоретической базой для разработки программ спортивного образования, организации в старшей школе креативной среды, способствующей самореализации учащегося в области спорта посредством освоения ценностей спортивной культуры, построения собственных тренировочных программ и рефлексии учебной деятельности.
Концепция опирается на следующие принципы:
· человек ̶ целостное социобиологическое существо, главная функция которого ̶ интеллектуальное, нравственное, гражданское, практическое и физическое бытие;
· каждый человек потенциально способен осваивать ценности спортивной культуры;
· использование креативного потенциала феномена тренировки - основополагающий принцип спортивного образования.
Целью спортивного образования является приобщение учащихся к регулярным занятиям спортом, формирование у них знаний, двигательных умений и спортивных навыков в виде спорта.
Задачами спортивного образования молодежи является:
· использование ценностного потенциала спорта как средства для формирования спортивной культуры личности;
· формирование у учащихся мотивации, интереса и потребности в занятиях спортивной деятельностью и восприятие спортивного стиля жизни как неотъемлемой части своей жизнедеятельности;
· использование возможностей спорта для повышения уровня здоровья учащихся. Содержание спортивного образования включает:
· формирование спортивной культуры личности как процесс формирования ценностного отношения занимающегося к физкультурно-спортивной деятельности, изучения теории и истории спорта, овладения техникой вида спорта, развития специальных качеств, участия в соревнованиях, ведения спортивного стиля жизни, воспитания нравственного поведения на спортивных аренах;
· своевременное формирование мышечной системы молодого человека, обеспечивающее предотвращение дисбалансов в развитии организма;
· овладение рациональной техникой жизненно важных локомоций и знание особенностей их возрастной эволюции для активного противодействия явлениям преждевременного старения и обеспечения требуемого уровня физической активности в зрелом и пожилом возрасте.
Л.И. Лубышева рассматривает спортивное образование как «пространство деятельностной социализации личности, обеспечивающее естественные условия формирования ее социальной активности и успешной жизнедеятельности».
Список литературы
1. Лубышева, Л.И. Концепция спортивного образования в старшей школе / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - №2 - С. 2-5.
2. Лубышева, Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2002. - № 3. – С. 11-14.
3. Бальсевич, В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 1995. – № 4. – С. 2 – 8.