18 февраля 2016г.
Выпускники вуза – интеллектуальный потенциал и ведущая сила общества. Вместе с тем анализ научно- методической литературы показал, что большая часть молодежи безразлично относится к своему здоровью, физической культуре, спорту.
Еще в конце 80-х годов экспертам в области физической культуры и спорта, стало ясно, что традиционная система физического воспитания образовательных учреждениях разного типа нуждается в реформировании, поскольку неэффективно решает задачи физической подготовки молодежи.
На первый план сегодня выходит проблема не только нового содержания образовательного процесса, но и новых форм, методов работы с молодежью. В первую очередь речь идет о том, чтобы заинтересовать молодежь, привлечь ее к регулярным занятиям физкультурно-спортивной деятельностью, обратить их внимание на формирование позитивного отношения к своему здоровью.
Проанализировав научно-методическую литературу, можно сформулировать наиболее значимые на сегодняшний день проблемы физического воспитания студентов, к ним можно отнести:
· формирование мотива, интереса к занятиям физической культурой основного контингента студентов;
· индивидуализация обучения;
· формирование физического потенциала студентов;
· развитие интеллектуальной сферы личности студента.
Как отмечает Л.И. Лубышева, «спорт приобрел социальную значимость, поскольку его ценностный потенциал обеспечивает прогресс развития, как общества, так и личности».
Спорт как социальный фактор модельно воспроизводит альтернативу современной культуры, сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурной жизни человека и перехода в субкультуру индивида, формирует его как социально компетентную личность. В.С. Макеева считает, что целенаправленная деятельность студента в физическом воспитании и формируемая в ее процессе личностная культура определяют свойства его адаптивности, самообучаемости, самостоятельности и инициативности как будущего специалиста. Исследования В.М. Выдрина позволяют утверждать, что навыки общественной и профессиональной деятельности, приобретенные благодаря занятиям физической культурой, успешно переносят и на другие виды деятельности.
В работе Л.Б. Андрющенко спортивно-ориентированное обучение по предмету «Физическая культура» представлено на основе удовлетворения потребностей студентов в спортивной деятельности и модульной технологии через освоение тринадцати видов спорта на выбор занимающихся. Согласно описанию автора, разработанный сквозной модуль содержит следующие блоки: входных данных (об уровне готовности к обучению); теоретических знаний; практических знаний; информационный блок.
В работе В.Г. Шилько «Физическое воспитание студентов на основе личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности» разработана трехкомпонентная модель проведения занятий по физической культуре студентов, которая включает:
· спортивно-видовые технологии учебно-тренировочных программ по наиболее популярным видам спорта у студентов (баскетбол, бодибилдинг, волейбол, ритмическая гимнастика, плавание, шахматы);
· общеразвивающие технологии, предполагающие использование элементов спортивно-видовых технологий и учебно-тренировочных программ на занятиях ОФП, легкой атлетикой и лыжами;
· оздоровительные технологии, разработанные с учетом распространенных в студенческой среде заболеваний.
Вышеуказанные работы, несомненно, вносят большой вклад в совершенствование физического воспитания студентов, однако, в них не достаточно отражены вопросы формирования спортивной культуры личности, спортивного образования и спортивного стиля жизни студента.
Список литературы
1. Андрющенко, Л.Б. Спортивно ориентированная технология обучения студентов по предмету «физическая культура» / Л.Б. Андрющенко // Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 2. – С. 47-54.
2. Виленский, М.Я. Физическая культура в научной организации учебного труда студентов: учебное пособие. – М. : Прометей, 1993. – 156 с.
3. Выдрин, В.М. Советская физическая культура как феномен культурной революции в СССР: автореф. дис. ... докт. пед. наук / В.М. Выдрин. – М., 1980. – 41 с.
4. Лубышева, Л.И. Теоретико-методические и организационные основы формирования физической культуры студентов: дис. ... докт. пед. наук / Л.И. Лубышева. – М., 1992. – 496 с.
5. Лукина, Л.Б. Самоактуализация проблемы здоровья студентов в процессе физического воспитания / Л.Б. Лукина, //Актуальные проблемы сохранения и укрепления здоровья молодежи Сибирского региона: материалы международной научно-практической конференции.– Иркутск, 2006. – С. 155– 156.