Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ ТРАДИЦИОННЫХ ИГР, СОСТЯЗАНИЙ И ГОЛОВОЛОМОК В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ НАРОДА ХАНТЫ

Авторы:
Город:
п.г.т. Белый Яр
ВУЗ:
Дата:
18 февраля 2016г.

Традиционные игры, состязания и головоломки народа ханты ярко отражают их образ жизни, быт, труд, национальные традиции. На их основе закладываются представления о чести, смелости, мужестве, формируются стремление овладеть силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, красотой движений, проявить смекалку, выдержку, творчество, волю, победить соперников [4].

У народа ханты все виды труда представляли собой своеобразные комплексы физических упражнений, которые способствовали быстрейшему физическому развитию, воспитанию необходимых физических качеств и двигательных навыков, укреплению здоровья. Как отмечает Н.В. Лукина, дети народа ханты уже с трехлетнего возраста подметали пол, носили воду и дрова, собирали ягоды, разминали шкурки мелких пушных зверей. Все эти виды трудовой деятельности укрепляли мышцы рук, плечевого пояса, спины, ног, воспитывали у детей терпение, целеустремленность.

Народные традиции физического воспитания народа ханты невозможно осмыслить без познания духовного мира и жизненной философии. В этом плане незаменимым оказывается их устное народное творчество. Героические и военные песни, богатырские сказки и предания содержат многочисленные сведения о хантыйских богатырях, их физических качествах, смекалке, играх и состязаниях. Они являлись источником истории физической культуры. Интересные сведения о традиционном физическом воспитании народа ханты имеются в сборнике «Мифы, предания, сказки хантов и манси» [3]. Изучив их можно сказать, что ханты с раннего возраста стремились привить детям любовь к труду, физическим тренировкам и логическому мышлению посредством игр, состязаний и головоломок [1, 2].

Традиционные игры, состязания и головоломки народа ханты являются основным средством приобщения детей к трудовой деятельности. В играх дети реализовывали творческие, физические и умственные силы, удовлетворяли потребность в общении со сверстниками, познавали окружающий мир. Способствовали укреплению здоровья, позволяли на долгие годы сохранять оптимальную физическую подготовленность [1, 4].

Главной целью традиционных игр, состязаний и головоломок народов ханты является подготовка детей к

трудовой деятельности и поддержание физической и профессиональной подготовленности у старшего поколения. А характерной особенностью является то, что они весьма разнообразны и отличаются нестандартностью движений, а также проводятся в любую погоду и даже в сильные морозы.

Разные авторы предлагали классифицировать традиционные игры, состязания и головоломки народа ханты по четырем возрастным группам [1 - 4]:

1.   Игры детей от 1,5 до 6 лет;

2.   Игры детей от 6 до 10 лет;

3.   Игры детей от 10 до 14 лет;

4.   Традиционные игры и состязания подростков и взрослых.

В каждой возрастной группе они подразделяются по видам движений и промысловой направленности. По мнению В.П. Красильникова такая классификация игр позволит наиболее эффективно использовать их в практике современного процесса физического воспитания [2].

Игры детей от 1,5 до 6 лет способствовали физическому и умственному развитию детей народа ханты, обучению их первоначальным жизненно важным двигательным навыкам. Большинство игр детей этого возраста носит подражательный характер и не имеет правил. В этом возрастном периоде игры способствовали развитию навыков лазанья, ходьбы, бега, а также других движений. С помощью игр с традиционными игрушками и головоломками дети не только развивались физически, но и познавали семейный быт. Среди детей были широко распространены игры, направленные на овладение навыками промысловой деятельности и логического мышления: «Уля онгэ тын» («Запрягают оленей»), «Худь вязка» («Рыбья вязка»), «Сорт ух» («Рыбьи кости») и др.

Игры детей от 6 до 10лет были связанны с бегом, прыжками и метанием, которые содействовали укреплению всех мышц тела, развитию ловкости, координации движений, быстроты, гибкости, выносливости, воспитанию волевых качеств и логики, а также они готовили детей к промысловой деятельности. В этом возрасте дети начинали играть в игры с правилами, в связи с быстрым физическим и умственным развитием. В этом возрасте были распространены такие игры как: «Пупи нэвер» («Бег по медвежьи»), «Канях янтэх» («Прятки»), «Мант Кэча» («Салки под снегом»), «Пасты нэ» («Кто быстрее») и др.

Игры детей от 10 до 14лет имели промысловую направленность, способствовали воспитанию физических и волевых качеств, специальных двигательных навыков, необходимых для самостоятельного ведения промыслов в дальнейшем. Игры этого возраста также были связанны с развитием логического мышления, бегом, прыжками и метанием, например: «Мада у тэв пасты?» («Кто быстрее?»), «Пэнкинат» («Догонялки»), «Вэли кер» («Оленья упряжка») и др.

Традиционные игры, состязания и головоломки подростков и взрослых способствовали развитию и совершенствованию физических качеств, обучению специфическим умениям и навыкам, необходимым для ведения промыслов и домашнего хозяйства. Они служили своеобразной подготовкой к промысловому сезону, разрядкой после тяжелой и изнурительной работы в лесу и на реке. Игры и головоломки в этот возрастной период отличаются большой физической нагрузкой, сложными правилами, а также рассчитаны на то, что игроки обладают определенными знаниями и навыками ведения охоты, рыболовства и оленеводства, например: «Неверты ай-рыт алыпта» («Прыжки через лодки»), «Янтын» («Метание чурбана»), «Юх тахта» («Броски палки») и др.

Изучив традиционные игры, состязания и головоломки народа ханты мы предлагаем классифицировать их по характерным особенностям. В каждой группе они подразделяются по видам подручного и природного материала:

1.   Инвентарь для игр детей из дерева;

2.   Инвентарь для игр детей из камней;

3.   Инвентарь для игр детей из костей животных;

4.   Инвентарь для игр детей из жил животных;

5.   Инвентарь для игр детей из кожи животных;

6.   Инвентарь для игр детей из комбинированного подручного и природного материала.

Инвентарь для игр детей из дерева применяли в таких традиционных играх, состязаниях и головоломках как: «Ланэт лав» («Семь лошадей»), «Корки мэнру санрам» («Игра с диском»), «Пуксэл» («Игра с мячом») и др.

Инвентарь для игр детей из камней применяли в таких традиционных играх, состязаниях и головоломках как: «Кав лякта» («Метание камней»), «Кар тякти» («Броски камней на дальность»), «Кев пул» («Игра в камешки») и др.

Инвентарь для игр детей из костей животных применяли в таких традиционных играх, состязаниях и головоломках как: «Сорт ух» («Рыбьи кости»), «Кор велит» («Борьба оленей»), «Васэх нел нат» («Игра утиными носами»), «Щулвусюх пул» («Палочка для пуговичной петли) и др.

Инвентарь для игр детей из жил животных применяли в таких традиционных играх, состязаниях и головоломках как: «Сухум юнт» («Игра с нитками»), «Талты кел» (Игра с веревочкой»), «Ущмаранвухсар» («Хитрая лисичка») и др.

Инвентарь для игр детей из кожи животных применяли в таких традиционных играх, состязаниях и головоломках как: «Пуксэл» («Игра с мячом»), «Вели катэлтэ нюр» («Броски тынзяна»), «Валых тойнам танянтыты» («Броски на верх валиков»), «Товйаврэмчончэх» («Запутанная веревка») и др.

Инвентарь для игр детей из комбинированного подручного и природного материала применяли в таких традиционных играх, состязаниях и головоломках как: «Ланкэн явэл хэн» («Игра с луком и стрелами»), «Войэх кэнчэ вар» («Охота»), «Велы нюр» («Метание тянзяна на хорей») и др.

Проанализировав существующие традиционные игры, состязания и головоломки народа ханты их можно классифицировать по определенным признакам и выделить их характерные особенности.

Характерные особенности заключаются в том, что ханты мастерят их из подручного и природного материала - дерева, камней, кости, жил, кожи животных и из комбинированного подручного материала.

Таким образом, традиционные игры, состязания и головоломки народа ханты подготавливают детей к трудовой деятельности и развивают их физически и интеллектуально. При этом они решают основные задачи воспитательного, образовательного и оздоровительного процесса

 

Список литературы

1.      Красильников, В.П. Теория и история традиционных игр коренных народов Севера / В.П. Красильников // Образование, здравоохранение, физическая культура, 2005. – В. 5. – Т. 2. – № 4. – С. 121-123.

2.      Лукина, Н.В. Мифы, предания, сказки хантов и манси / Н.В. Лукина. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. – С. 568.

3.      Немысова, Е.А. Преемственность в воспитании детей в хантыйской семье / Е.А. Немысова // Гуманитарные науки Югории. – Ханты-Мансийск, 2009. – В. 7. – С. 145-151.

4.      Прокопенко, В.И. Традиционные средства физического воспитания Сургутских хантов / В.И. Прокопенко, В.П. Красильников, Т.Л. Мишкель, В.В. Прокопенко. – Екатеринбург, 1992. – 70 С.