18 февраля 2016г.
Известно, что в физическом воспитании одним из важнейших принципов является принцип оздоровительной направленности, который обязывает при выборе средств физического воспитания исходить из их оздоровительной ценности, как обязательного критерия.
В настоящее время содержание физкультурно-оздоровительных занятий в школьных учреждениях не всегда отвечает современным требованиям и не способствует в полной мере эффективному укреплению здоровья детей. Особую озабоченность вызывает тенденция постоянного ухудшающегося состояния здоровья детского населения.
У детей основную долю занимают болезни органов дыхания (БОД). По материалам планового медицинского осмотра детского населения Московской области, из числа осмотренных детей те или иные заболевания органов дыхания наблюдаются у 100%. В структуре заболеваемости детей от 0 до 14 лет БОД составили 67%. Частота этих заболеваний у детей 7-8 лет составляет 5-6 раз в год, ОРВИ в этой группе составили 61%. Высокая распространенность БОД в детском возрасте указывает на необходимость поиска методов оздоровления помогающих пройти путь к совершенному развитию с наименьшими затратами энергии и сил, направленных на улучшение морфофункционального развития детей.
Одной из задач нашего исследования являлось изучение медицинской эффективности занятий в бассейне для детей 7-8 лет в связи с повышением уровня их здоровья. Для этого были изучены медицинские карты детей экспериментальной и контрольной групп за период проведения эксперимента. При анализе медицинских карт учитывались заболевания, имеющие простудный характер.
Необходимо отметить, что дети, принимающие участие в наших исследованиях, до проведения исследования болели в среднем 5 - 6 раз в году. Длительность одного заболевания составляла от 10 до 21 дня. Известно, что частота заболеваемости снижает общий уровень развития ребенка, приводит к недостаточному развитию тех или иных функций и систем организма.
Основными критериями, определяющими оздоровительную эффективность наших занятий являлись: повышение уровня физического здоровья, уменьшение частоты болезней органов дыхания в течение года и числа дней пропущенных по болезни.
Анализ данных по результатам эксперимента показал, что в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной достоверно улучшились следующие показатели: количество наклонов в минуту, ЖЕЛ, проба Штанге, уровень физического здоровья (< 0,05), индекс Шаповаловой, индекс Руффье, индекс Скибинского (< 0,01). Уровень здоровья в контрольной группе остался средним, в экспериментальной группе стал выше среднего.
В Табл.1 представлена структура распределения детей контрольной и экспериментальной группы по уровням здоровья до и после эксперимента.
Таблица 1
Распределение детей 7-8 лет по уровню физического здоровья до и после эксперимента
Уровень физического здоровья
|
Кол-во детей до эксперимента, %
|
Кол-во детей после эксперимента, %
|
КГ
|
ЭГ
|
КГ
|
ЭГ
|
Низкий
|
6,7
|
13,4
|
6,7
|
-
|
Ниже среднего
|
6,7
|
33,5
|
13,4
|
-
|
Средний
|
53,6
|
53,6
|
53,6
|
39,7
|
Выше среднего
|
13,4
|
-
|
-
|
53,6
|
Высокий
|
-
|
-
|
|
6,7
|
Согласно полученным данным в экспериментальной группе произошли существенные изменения в структуре распределения по уровням здоровье после проведения педагогического эксперимента. В начале эксперимента 46,9 % детей (7 человек) были отнесены к низкому и ниже среднего уровням здоровья. После эксперимента дети с такими уровнями здоровья не выявлены: у них повысился уровень здоровья до среднего (у 6- х детей) и выше среднего (у одного ребенка). Были впервые определены уровень выше среднего (у 8-ми детей) и высокий (у одного ребенка). В контрольной группе структура распределения детей по уровням здоровья также претерпела изменения, но динамика отрицательная. Так в структуре отсутствует уровень выше среднего, который был выявлен до эксперимента, увеличилось число детей с уровнем здоровья ниже среднего. Количество детей со средним уровнем осталось неизменным за счет перераспределения исходного числа между уровнями. Данное обстоятельство можно объяснить утомлением, и, как следствие, снижением адаптационных возможностей детей в конце учебного года. В то время как, благодаря использованию методики организации занятий оздоровительным плаванием, в экспериментальной группе адаптационные резервы организма детей не только не снизились, а значительно увеличились, что является доказательством эффективности разработанной методики.
В Табл.2 приведены данные по заболеваемости детей до и после эксперимента (на основе анализа медицинских карт).
После эксперимента в экспериментальной группе не только зафиксировано уменьшение частоты острых респираторных заболеваний (в том числе в период эпидемии гриппа, что, пожалуй самое важное) с 3,2 до 1,4 в среднем на одного ребенка в год, но и сокращение дней пропущенных по болезни с 15,2 до 11,3. В контрольной группе частота заболеваний и продолжительность болезни практически не изменились. Достоверные различия обнаружены между контрольной и экспериментальной группами по всем исследуемым параметрам при p < 0,01.
Таблица 2 Данные о заболеваемости детей 7-8 лет в течение педагогического эксперимента (в среднем по группе у одного ребенка)
Показатели
|
В начале эксперимента (за год, предшествующий эксперименту, без учета летнего периода)
|
Достовер ность различий
|
В конце эксперимента (за 9 месяцев эксперимента)
|
Достовер ность различий
|
КГ
|
ЭГ
|
р
|
КГ
|
ЭГ
|
p
|
Частота ОРВИ в течение года
|
3,1±0,4
|
3,4±0,3
|
p>0.05
|
3,2±0,6
|
1,4±0,07
|
<0,01
|
Продолжительность одного
случая заболевания (дней)
|
14,9±1,3
|
15,1±1,1
|
p>0.05
|
15,2±1,4
|
11,3±0,9
|
<0,01
|
Таким образом, можно предположить, что оздоровительным эффектом обладает лишь достаточная степень физической активности - то есть занятия плаванием, являющимися для организма достаточно сильным раздражителем. При этом, конечно, необходимо учитывать индивидуальные возможности ребенка и уровень его подготовленности.
Так же для получения сведений о состоянии здоровья детей нами проводился опрос родителей (46 человек), педагогов работающих с детьми (классные руководители, учителя физической культуры, медицинские работники). Всего в опросе приняло участие 52 человека. После проведенного опроса, были выявлено, что по мнению 91% опрошенных родителей детей, которые занимались плаванием, отмечалось снижение уровня заболеваемости детей, в течении учебного года. Положительную динамику в этой группе отмечают медицинские работники и учителя. В контрольной группе мнение родителей разделилось: 64% указывают на то, что за период исследуемого учебного года дети болели примерно столько же раз, как и в предыдущем и только 36% отмечают положительную динамику.
Таким образом, результаты проведения педагогического эксперимента показывают, что занятия плаванием детей младшего школьного возраста способствуют укреплению мышц плечевого пояса и верхнего плечевого пояса, дыхательной мускулатуры, повышению показателей физической подготовленности, что подтверждает в полной мере рабочую гипотезу.
Список литературы
1. Муравов, И.В. Оздоровительные возможности физической культуры [ТЕКСТ] / И.В. Муравов // Актуальные проблемы пропаганды физической культуры и спорта. – Вып. 1. – М. : Знание, 1991. – 48 с.
2. Никитин, Б.П. Резервы здоровья наших детей [ТЕКСТ] / Б.П. Никитин, Л.А. Никитина. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 221 с.
3. Погребной, А.И. Научно-педагогические основы начального обучения плаванию в школьном возрасте [ТЕКСТ] / А.И. Погребной //Автореф.дисс…канд.пед.наук. - Краснодар, 1997. – 37с.