Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ «КООРДИНАЦИОННОЙ ОБУЧАЕМОСТИ» СПОРТСМЕНОВ-ТАНЦОРОВ В КОМАНДНОМ ИСПОЛНЕНИИ СПОРТИВНЫХ ТАНЦЕВ (ФОРМЕЙШН)

Авторы:
Город:
Тамбов
ВУЗ:
Дата:
19 декабря 2018г.

Современный этап развития спортивных бальных танцев характеризуется повышенным вниманием к вопросам технической подготовки спортсменов. Освоение базовых навыков выполнения танцевальных элементов, развитие двигательных, координационных способностей является первостепенной задачей технической подготовки спортсменов-танцоров.

Программа командных соревнований по формейшн существенно отличается от парного исполнения спортивных бальных танцев. Включает в себя пять танцев латино-американской или западно-европейской программы, которые отличаются друг от друга темпо-ритмовой, лексической структурой, характером исполнения, специфическими фигурами, перемещениями по площадке. Перечисленные особенности, определяют содержание и направленность разносторонней подготовки спортсмена-танцора, которые требуют высокого уровня технического исполнения и подчиняются основным критериям судейской оценки на соревнованиях различного ранга.

Для достижения высоких результатов в танцевальном спорте необходимо не только в совершенстве овладеть значительным числом разнообразных танцевальных движений и их сочетаний, но и развивать основных физические качества, таких как: сила, выносливость, гибкость, быстрота и координация, при этом координационные способности являются ведущими, благодаря им спортсмен-танцор обретает индивидуальную технику и согласованность движений в командном исполнении, осмысленность композиционного перестроения, специфическую выносливость в процессе соревновательной деятельности.

Говоря о способностях, от которых в решающей мере зависит успешность научения новым двигательным действиям и совершенствования их усвоенных форм, принято оперировать понятием «координационные способности» или «двигательно-координационные способности» (3).

В настоящее время под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно) (3).

В современной научной литературе под данной дефиницией подразумевают:

-     во-первых, способность целесообразно координировать движения (согласовывать, соподчинять, организовывать их в единое целое) при построении и воспроизведении новых двигательных действий;

-      во-вторых, способность перестраивать координацию движений при необходимости изменить параметры освоенного действия или переключении на иное действие в соответствии с требованиями меняющихся условий (2).

Данные точки зрения на понятие координационных способностей взаимосвязаны и в то же время имеют определенную специфику (что можно отнести к специфики спортивных бальных танцев). Во всех случаях они проявляются в преодолении координационных трудностей при двигательном обучении, возникающих при решении разнообразных двигательных задач. Однако в зависимости от конкретного характера этих трудностей для преодоления их в различных случаях требуется, по всей вероятности, не одно и то же сочетание факторов.

Объединяя целый ряд двигательных способностей, относящихся к координации движений, по отношению к сложнокоординационным видам спорта (гимнастика, спортивные танцы, фигурное катание и т.д.) их можно в определенной мере разбить на три группы.

Первая группа - способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.

Вторая группа - способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.

Третья группа - способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности) (1).

Комплексный характер двигательно-координационных способностей не позволяет оценивать их по какому-либо одному унифицированному критерию. При оценке степени их развития учитываются различные внешние показатели. Среди них относительно наиболее общим является время, затрачиваемое на освоение новых форм двигательных действий либо на перестройку усвоенных (чем меньше это время, тем при прочих равных условиях выше уровень развития данных способностей). Одновременно учитываются степень координационной сложности действия (по экспертным оценкам или по материалам инструментального анализа — биомеханического, физиологического и т. д.) и точность движений (во времени, в пространстве и по величине усилий), а также общие критерии, применяемые для оценки степени совершенства техники двигательных действий (1).

В работах В.С. Фарфеля показано, что координационные способности, во многом определяются функциональными возможностями сенсорных систем, принимающих участие в управлении движениями, состоянием нервно-мышечных механизмов регулирования функций двигательного аппарата и приобретаемым двигательным опытом. Общепризнано, чем богаче у человека база двигательных умений и навыков, тем большими возможностями он располагает для построения новых двигательных действий и преобразования их, когда в том возникает необходимость (6).

В психолого-педагогическом аспекте обобщенные черты двигательно-координационных способностей в какой-то мере характеризуются такими понятиями, как «моторная обучаемость», «двигательная сноровка», «находчивость» и т. п.(5).

Термин «координационная обучаемость» впервые был предложен З. Витковским (2003), как одной из характеристик тренировочного процесса юных футболистов, и в дальнейшем получил распространение, как одного из критерия обучаемости и в сложнокоординационных видах спорта (2).

Анализ уровня технической подготовки в парных и командных выступлениях в спортивных танцах показал необходимость повышения уровня «координационной обучаемости» в этом виде спорта.

Особенность координационного фактора в спортивных танцах состоит в проявлении высокого уровня координационных способностей в условиях тренировочной и соревновательной деятельности, необходимости импровизации в процессе спортивной подготовки. Спортивные танцы предъявляет высокие требования к координационным способностям танцоров в целом, но решающее значение имеют сохранение равновесия, статокинетическая устойчивость, способность к перестроению движений, ориентирование в пространстве и динамическое равновесие. В этой связи необходим специальный подбор упражнений и комплексов упражнений, направленных на акцентированное воздействие вышеперечисленных способностей (4).

Первичной гипотезой нашего исследования послужило предположение, согласно которому разработка принципиально нового раздела - «координационной тренировки» в процессе спортивной подготовки у танцоров, с системой непрерывного контроля координационных способностей в технической подготовке в спортивных танцах явится существенным резервом повышения технического мастерства, улучшения физической подготовленности, эффективности тренировочной соревновательной деятельности в спортивных бальных танцах.

Разработанная нами программа «координационной тренировки» для спортсменов, специализирующихся в спортивных бальных танцах, состоящая из комплекса сложнокоординационных физических упражнений, что в целом позволяет: использовать компоненты нагрузки (координационную сложность; интенсивность работы; продолжительность отдельного упражнения, связки, композиции; протяженность и характер пауз между заданиями); применять дополнительные средства (зеркальное отражение, координационную лестницу, степ платформы, скакалки, фитбол мячи, каркасные батуты и др.), а также избегать недостатков «специальной координационной» подготовки, обеспечивая в первую очередь травмобезопасность (3).

Особенностью      предложенной      нами      методики,      являлся      постоянный      контроль      уровня «координационной обучаемости» спортсменов танцоров в процессе «координационной тренировки» с использованием отработанных блоков тестов и экспертной оценки.

Тестирование координационных способностей спортсменов учитывало информацию об уровне количественных и качественных показателей методами моторного тестирования, экспертных оценок:

-   моторное тестирование включает подбор контрольных упражнений на ориентирование в пространстве и времени, равновесие, ритмичность, общую координированность, гибкость и представляет проявления координационных способностей в количественном выражении (сантиметрах, секундах, количестве выполнения);

-                        экспертное    оценивание     обуславливает     возможность     определения координационной подготовленности спортсменов на основе специальных координационных связок, раскрывает качественную сторону координационных способностей и соответственно «координационной обучаемости», что находит свое выражение в баллах и выявляет адекватность, своевременность, целесообразность, инициативность.

Разрабатывая классификацию координационных связок по степени их сложности, мы планировали степень воздействия на координационные способности спортсменов, концентрируя рабочие усилия на выполнении заданий неспецифического характера, тем самым,   оптимизировали   процесс управления тренировочными нагрузками спортсменов-танцоров.

Физические упражнения с низкой координационной сложностью составляли базовые координационные движения: марш, бег, выпады, подъем колена, подскоки, прыжки, приставные и скрестные шаги с симметричной работой рук (5).

Физические упражнения средней координационной сложности представлены чередованием базовых координационных движений, элементов танцевальной хореографии, перемещений, изменений направления движения, вращений.

Высокая координационная сложность физических упражнений была достигнута за счет дополнения вышеперечисленных    движений    волнами, акробатические    и    полуакробатическими упражнениями; ритмическими сбивками (изменение ритмического рисунка внутри музыкального квадрата), асимметричной работой рук и ног.

Предложенная    нами     методика    выделяет    и     обосновывает    «координационную тренировку» как самостоятельный раздел в системе подготовки спортсменов в спортивных бальных танцах. Мы считаем, что «координационную тренировку» необходимо использовать, как в подготовительной, так и основной частях тренировки, что с одной стороны обеспечивает повышение уровня «координационной обучаемости» спортсменов-танцоров, с другой стороны существенно влияет на уровень их технической подготовленности, соответственно на спортивный результат.

 

Список литературы

 

1.    Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991.-228 с.

2.     Витковский З. Координационные способности юных футболистов: диагностика, структура, отнтогенез. М.: М.: Физкультура и спорт, 2003- 212 с.

3.     Лях В.И. Критерии определения координационных способностей // Теория и практика физической культуры -1991.- N 1 l.c.26-27.

4.     Садовски Е. О концепциях координационной подготовки в единоборствах. Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы. Тез. докл. междунар. конгресса. Т. 1 М.: ФОН, 1998, с.240- 241.

5.    Ухтомский А.А. Учение о координации деятельности нервной системы. -М., 1950.-91с.

6.     Фарфель B.C. Управление движениями в спорте. М., 1975. - с. 32-37.