31 декабря 2017г.
Достижение высоких результатов в спортивных танцах в направлении формейшн возможно только в том случае, если хорошо отлажена система подготовки спортсмена-танцора, которая представляет собой совокупность методических основ, организационных форм и условий учебно-тренировочного процесса, обеспечивающего наилучшую степень готовности спортсмена к соревнованиям. Особое место в тренировочном процессе спортсмена-танцора отводиться технической подготовке, под которой мы понимаем наиболее рациональный и эффективный способ выполнения упражнения, позволяющий достигнуть наилучшего спортивного результата. Рассмотрим наиболее подробно критерии и показатели технической подготовки, которые помогут наиболее полно понять суть тренировочного процесса при подготовке команды по формейшн.
В основу выделения и рассмотрения системы критериев положено следующее понимание: «критерий (от греч. criterion-средство для сужения) – признак, на основании которого производиться оценка, средство проверки, мерило оценки…» [4, с.226]. Вопрос об определении критериев рассматривают в своих исследованиях И.Ф. Исаев, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, К.М. Левитан, Л.Н. Макарова, Е.М. Павлютенков, А.Л. Смятских, С.Г. Спасибено, И.А. Шаршов, М.Н.Юрьева и др.
Правильность отбора критериев зависит от соблюдения определённых требований: однозначность – однозначное понимание и толкование в рамках настоящего исследования; адекватность – соответствие определённому процессу (явлению), которому они предназначены; обоснованность – возможность определить достаточный уровень от недостаточного; прочность – обладает способностью определить относительную устойчивость каждого уровня; надёжность – расхождение по времени повторной оценки не должно быть существенным. Показатель определяется как характеристика какого-либо аспекта критерия (Т.М. Давыденко, И.Ф. Исаев).
При обосновании критериев и показателей технической подготовки спортсмена-танцора в исполнении программы формейшн мы руководствовались следующими положениями [3, 5]:
- критерии должны отражать основные принципы спортивной тренировки и развитие спортивной формы, правила её поддержания;
- с их помощью должны устанавливаться связи между всеми компонентами исследуемой системы, причём качественные показатели должны выступать в единстве с количественными;
- критерии должны быть раскрыты через совокупность качественных признаков (показателей), на основании которых можно судить о большей или меньшей выраженности данного критерия (количество показателей и уровней должно быть не менее трёх);
- необходима определённость (атрибутивность) показателей и уровней их проявления, обусловленная сложностью оцениваемого явления;
- система критериев должна удовлетворять условию достаточности для корректного фиксирования качественной определённости состояния спортсмена при подготовке к соревнованиям.
Совокупность критериев и показателей должна отражать как общие признаки процесса технической подготовки, так и его специфические проявления. В рамках нашего исследования определение критериев и показателей позволяет не только зафиксировать взаимосвязь всех видов подготовки, но и определить внутренние и внешние факторы, детерминирующие ход процесса технической подготовки, произвести оценку его результативности в коллективе бального танца. Таким образом, мы выделяем три критерия оценки уровня технической подготовки спортсмена-танцора высшей квалификации в ансамблевом исполнении спортивных бальных танцев формейшн.
Первый критерий - степень развития специальных двигательных способностей и профессионально- важных качеств спортсмена-танцора. Показателями данного критерия являются:
- уровень развития основных физических качеств личности;
- качество исполнения базовых движений бального танца;
- выносливость к соревновательной программе исполнения.
Данные показатели измерялись с помощью педагогического наблюдения, многообразия проективных тестов и методик, экспертных оценок решения профессиональных задач, функциональных проб, контрольных упражнений, общего медицинского контроля, посредством сравнения результатов соревнований и показательных выступлений, участия в концертной деятельности.
Здесь оценивались: контроль своего движения и партнёра (приёмы ведения); качество движения и точность позиций, правильность перемещения веса в пространстве; специальные физические, психомоторные, зрительные и слуховые, комбинаторные способности; пространственные и силовые характеристики двигательных действий; пластическая выразительность исполнения, экспрессивность движений в танце (жестов, поз, поворотов, ракурсов тела, мимики), музыкальные способности; способность к критическим суждениям, проявлять настойчивость в достижении цели; выносливость – способность противостоять мышечному утомлению, работоспособность, личностная гибкость и открытость опыту; выявлялись уровень понимания целей и задач тренировочной деятельности.
Для оценки степени выраженности показателей использовались следующие методики и тесты: тестовые методы контроля уровня физической подготовленности по методике В.И. Ляха [2]; функциональные пробы; педагогическое наблюдение, экспертная оценка.
Процесс подготовки спортсмена-танцора, как было показано выше, связан с интеграцией свойств и качеств личности, формирующих её целостную систему. Целостность системы означает, прежде всего, уровень развития двигательных качеств, их гармоническое взаимодействие и развитие. Ведущую роль в этом процессе играет мотивы, которые выступают в роли побудительной системы, являются регулятором высшего порядка, мобилизуя личность танцора и преодолевая или ограничивая негативные тенденции, зависящие от других внутренних компонентов.
Установление системного представления о подготовки спортсмена-танцора осуществляется через комплекс умений, которые обеспечивают реализацию практических навыков, выработку целей и принципов соревновательной деятельности. В связи с этим мы определили второй критерий - теоретико – психологическая готовность к соревновательной деятельности. Показателями выбранного критерия выступают:
- профессиональная эрудиция;
- степень саморегуляции;
- уровень развития рефлексии.
Данный критерий изучался с помощью анализа результатов соревнований, интеллектуальных методик и тестов, анкетирования, наблюдения, бесед, изучения продуктов хореографической деятельности. При этом оценивались: представление о целях спортивной деятельности и средствах их достижения, направленность личности на саморазвитие, степень профессиональной обученности, продвижение от предметных ориентаций к ценностным, потребность в достижении высоких результатов в спорте, качество взаимосвязи потребностей, интересов и мотивов с целевыми установками тренера; увлечённость, заинтересованность в личном росте, отношение к тренировочному процессу, проявление волевого начала на основе целеполагания; выразительность исполнения и содержательность сочинения хореографического текста, наличие личностно-значимых профессиональных связей, мотивационная направленность на субъект- субъектое взаимодействие, наличие механизмов мышечного самоконтроля, волевых регуляторов самовнушения, способность разблокирования собственных психофизических зажимов, умения управлять творческим самочувствием, вести здоровый образ жизни, поддерживать физическую форму, степень регуляции поведения в условиях соревнований, профессиональное самопонимание, артистизм, экспрессивные умения, способность рационально организовывать и планировать свою работу; выход за рамки привычных мыслительных стереотипов, способность к рефлексии и саморефлексии, импровизации, критическому анализу и т. п.
Для оценки степени выраженности данных показателей использовались следующие анкеты и тесты: тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции», тест-опросник А.В. Карпова «Методика диагностики уровня развития рефлексивности, анкета для выявления интеллектуальных уровня в сфере бальной хореографии.
В качестве третьего критерия мы считаем необходимым выделить: стремление к саморазвитию, который включает совокупность следующих показателей:
- внешний вид спортсмена-танцора,
- уровень развития эмоционально-волевых качеств,
- командное взаимодействие.
Данные показатели измерялись с помощью анкетирования, тестирования, интервьюирования, наблюдения, индивидуальных и групповых бесед, анализа продуктов творческой деятельности, посредством сравнения самооценки субъектов и экспертной оценки.
При этом определялись способность концентрации внимания, степень овладения хореографическим
репертуаром, работоспособность и трудолюбие, наличие собственного исполнительского подхода к интерпретации художественного материала, собственных творческих идей; способность к продуктивному действию в условиях соревнований, степень участия в концертной деятельности, уровень притязаний и доминирующие мотивы, самопрезентационные умения (самоподача, внешнее самооформление); эстетика манер, визуальная привлекательность; способность к саморазвитию, проявления творческой инициативы, оригинальность мышления.
Отмеченные показатели определили комплекс диагностических средств, основными из которых явились: шкала оценки потребности в достижении, методика «Определение индекса групповой сплочённости» Сишора, экспертная оценка.
Несомненно, что каждый из перечисленных критериев и показателей требует детальной педагогической разработки на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей спортсменов, преемственности предшествующих теоретических исследований и последующих опытно- экспериментальных работ.
Список литературы
1. Кулюткин Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий // Психологичекие исследования интеллектуальной деятельности. – М.: МГУ, 1979. – С. 22-29.
2. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. – М.: 1998. – 272 с.
3. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся. – М.: ТЦ СФЕРА, 2005. – 96 с.
4. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблев, В.А. Лутченко. - М.:ИНФАРМА-М, 1998. – 576 с.
5. Юрьева М.Н. Профессионально-творческое становление личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств: методология, теория, практика / Федеральное агентство по образованию, ГОУВПО «ТГУ им. Г.Р. Державина», Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой. – Тамбов: ООО «Центр-пресс», 2010. – 424 с.