18 февраля 2016г.
В основе после трудовой реабилитации лежит специально организованный процесс оздоровительной тренировки, направленный на восстановление, сохранение и повышение функциональных резервов человека, позволяющих максимально реализовать его биологические и социальные функции.
Согласованное функционирование различных систем организма составляет его адаптационный потенциал.
Многоуровневая функциональная система адаптации формируется при взаимодействии и взаимовлиянии психологических и физиологических компонентов приспособительных реакций. [1]
Проведенный нами анализ показал что, в большинстве случаев, наибольший вклад в развитие дезадаптационных механизмов у исследуемого контингента вносит присутствие высокой тревожности и высокий уровень вегетативных сдвигов [8]. Так, различные нарушения вегетативной регуляции, признаки вегетативных расстройств были диагностированы нами в 94% случаев. При оценке уровня тревожности по шкале Тейлора нами было выявлено, что 38,3% женщин имеют очень высокий уровень тревожности, 45% опрошенных имели высокий уровень тревожности и только 16,7% опрошенных имели средний и низкий уровень тревожности.
Как известно, психоэмоциональное напряжение и возбуждение высших вегетативных центров является пусковым звеном патогенетической цепи, в которой активация системы нейрогуморальной регуляции приводит к структурным изменениям в органах и тканях [1]. Так же мы считаем, что данный синдром приводит к развитию скованности и проявлению болезненности в движениях и возникновению головных болей.
Проведенный нами анализ показал, что преимущественно характер головных болей, диагностированных в исследуемой группе, относится к, так называемым, «головным болям напряжения» (ГБН) и болям, возникающим в результате дегенеративных изменений в шейно-грудном отделе позвоночника.
ГБН развивается при психическом перенапряжении, в результате хронического стресса и в результате длительного напряжения мышц. Мышечное напряжение чаще связано с профессиональной позой – длительным сидением у компьютера, за рулем автомобиля, работой, связанной с длительным зрительным напряжением и т. д. В механизме развития ГБН имеет значение напряжение мышц шеи, глазных мышц, мышц скальпового апоневроза – так называемый «мышечный стресс». Наличие периодических головных болей различной интенсивности и периодичности, возникающих 1 и более раз в день было диагностировано в 72,6 % случаев.
Боли в спине и позвоночнике возникают в спазмированных мышцах, в результате компрессии нервов. Многими авторами так же отмечается, что мышечные блоки являются следствием совместного действия неврозов и стрессовых ситуаций, в большинстве исследований отмечена тесная связь между хронической болью в спине и депрессивными расстройствами (Павленко С.С., 2004, Зайцев В.П., 2003, Тюрина О.Г., 2003).
По предварительной оценке, в 70% случаев у обследуемых женщин имели место хронические боли в спине и позвоночнике. Степень иррадиации боли при движениях составила в среднем 4,6 баллов по визуальной аналоговой шкале боли ВАШ.
В свою очередь к спастическому состоянию мышц приводит нарушение кровотока при работе статического характера, дистрофические изменения в мышцах при необходимости выполнять движения в большем, чем обычно режиме [9].
Все выше перечисленное ставит задачу психо-эмоциональной коррекции как первоочередную в ряде других задач после трудовой реабилитации.
Целью нашего исследования явилась оценка эффективности применения средств и методов
психофизического воздействия в рамках программы после трудовой реабилитации.
Анализ современных средств и методов психофизического воздействия позволил нам выделить ряд методик, доказавших свою эффективность в работе с различным контингентом занимающихся.
К таким методикам мы отнесли:
- воздействие функциональной музыки [4, 6]. К настоящему времени многочисленными исследованиями экспериментально установлено, что музыка может оказывать управляющее и регулирующее воздействие на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную, мышечную, выделительную и другие системы человеческого организма, вызывать в них самые разнообразные и многоуровневые физико-химические реакции, обеспечивающие адекватную жизнедеятельность слушателя.
Под функциональной музыкой понимаются специально подобранные произведения различных музыкальных жанров, призванные направленно стимулировать физиологические процессы, психическое состояние и двигательную деятельность человека в ходе физкультурных занятий [4].
В разработанной нами программе мы использовали, встречающую музыку, музыку врабатывания, тонизирующую и успокаивающую.
- Антистрессовая пластическая гимнастика, в основе которой мы выделили стретчинг, управляемое дыхание, плавное волновое движение, элементы аутотренинга [7], и психо гимнастика Хасая Алиева [3].
- Психофизическая тренировка по Динейко, в основе которой также лежит управляемое ритмичное уреженное дыхание, элементы аутотренинга и дозированная двигательная активность.
- Релаксационные практики (Биоэнергопластика, волновая гимнастика). Биоэнергопластика – это особый вид движения, содержащий в себе элементы йоги, индийского танца и спонтанное свободное движение.
Волновая гимнастика представляет собой систему физических упражнений направленных на создание телесной волны за счет внешнего механического воздействия или за счет собственных мышечных усилий.
- Методы психофизического сопряженного воздействия предполагают включение в занятие игровой, творческой, исследовательской и соревновательной деятельности.
Таким образом, вводная часть занятий содержала в себе: функциональную музыку, полное ритмичное дыхание в сочетании с растяжкой и волновой гимнастикой, элементы самомассажа. Такой подбор упражнений позволяет решить задачи психо-коррекции, подготовить опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную систему к предстоящей нагрузке
В основной части занятия мы применяли тонизирующую музыку (через занятие), методы расслабления (потряхивания, постизометрическая релаксация, потягивания, маятниковые движения..), волновая гимнастика с тренажером Агашина, покачивания на фитболе. Эти упражнения позволяют не допустить перетренированности, обеспечивают высокую степень межмышечной координации, а применение функциональной музыки, игрового и творческого метода позволяет формировать заместительную доминанту в коре головного мозга, а так же легче переносить предлагаемую нагрузку. В конце основной части мы варьировали «Метод Ключ» Хасая Алиева, элементы йоги, индийского танца и спонтанное свободное движение.
В заключительной части применяли успокаивающее дыхание в сочетании с функциональной музыкой и плавными потягиваниями. Заканчивали ритмичными вибрационными движениями.
Все упражнения, применяемые нами, не увеличивали объема занятия и не противоречили основным коррекционно-тренирующим воздействиям и не нарушали общую методологическую целостность программы после трудовой реабилитации.
В программе приняло участие 60 женщин в возрасте от 20 до 50 лет, занятых в сфере умственного труда. В результате реализации нашей программы мы получили следующие результаты.
Таблица 1
Параметры
|
до
|
после
|
чувство разбитости и усталости по утрам
|
95%
|
31,7%
|
болезненные ощущения в суставах и позвоночнике
|
70%
|
40%
|
Частые головные боли
|
73,3%
|
30%
|
Степень иррадиации боли в суставах и позвоночнике при движениях тоже имела достоверное снижение с 4,6 до 3,2 по шкале ВАШ (визуальная аналоговая шкала боли).
Уровень тревожности удалось достоверно снизить (Р<0.001). При этом в целом количество женщин с очень высоким уровнем тревожности снизилось с 38,3 % до 13,3, количество женщин с высоким уровнем тревожности сократилось с 45% до 31,7% , а количество человек со средним и низким уровнем тревожности увеличилось с 16,7% до 55 %.
Степень вегетативных сдвигов в начале программы составляла в среднем 39, 5 баллов, тогда как в норме этот показатель не должен превышать 15. В конце первого этапа после трудовой реабилитации этот показатель составил 21,7 баллов со степенью достоверности Р<0.01.
Все применяемые методики легко воспринимались участниками программы и были интегрированы ими в обычную жизнедеятельность
Список литературы
1. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П., Проблемы адаптации и учение о здоровье. Учеб. Пособие. Изд-во РУДН, 2006. – 284 с.: ил.)
2. Агашин М.Ф., Кахидзе А.С. Волновой «тренажёр Агашина». Массажёр - стимулятор волновой механический, СМАС. ООО «МАГ-МАС». Москва - 2012 г. 30 с.
3. Алиев Х.М., Бояринцев А.Г., Исаев М.Ю., Локотош А.И. Эффективная профилактика профессионального выгорания. Практическое руководство (сокращенный вариант) Красноярск – Москва – 2011г. 171с.
4. Коджаспиров Ю.Г. Психолого-педагогические основы оптимизации физкультурно-спортивных занятий средствами функциональной музыки: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.04.- Москва, 1993.- 48 с.: ил.
5. Кудряшов Н.И., Целительное движение: Пружинная сила, Питер, 2002 г., 192 с.
6. Левин Я.И., Даллакян И.Г., Гаврилов Д.Г. "музыка мозга" - новый нефармакологический метод лечения больных инсомнией, тревогой, депрессией. Тезисы докладов 1 Международного конгресса "Музыкотерапия и восстановительная медицина в XXI веке", Москва, 2000, с. 60 - 61 и 144 – 145
7. Попков А.В. Антистрессовая пластическая гимнастика (методические рекомендации). М., 1989
8. Резников В.А., Семенова С.А. После трудовая реабилитация как социально необходимый фактор повышения адаптационных возможностей лиц, занятых в трудовой деятельности. Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта», 5 – 2015 год . С. 150-154
9. Черкасов А.Д. пути предотвращения остеохондроза позвоночника. Часть 2. Характеристики мышечных блоков в позвоночнике // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 7 – С. 45-50