18 февраля 2016г.
Известно, что в последние годы у нас в России и за рубежом стали очень популярны, особенно среди молодежи, смешанные боевые единоборства (ММА). Такое название среди любителей единоборств они получили потому, что в отличие от классических единоборств в них используется комплексный технический арсенал как ударных (удары руками и ногами из кик-боксинга, бокса, тайского бокса, каратэ), так и борцовских технических действий (всевозможные броски, удушающие и болевые приемы из самбо, дзюдо, греко-римской и вольной борьбы, джиу-джитсу) [4, 6, 7, 8].
В последние годы в развитии ММА наметилась тенденция к универсализации, что приводит к образованию новых систем комплексной подготовки и преобразованию уже существующих [4].
Анализируя ситуацию, сложившуюся в системе подготовки спортсменов в ММА на сегодняшний день в нашей стране, можно отметить следующее:
1. Происходит существенное увеличение количества спортивных секций, военно-патриотических и спортивных клубов, культивирующих ММА.
2. Смешанные боевые единоборства приобрели большую популярность, но многие аспекты и проблемы управления тренировочным процессом изучены недостаточно, особенно это можно отнести к процессу подготовки юношей.
3. Отсутствуют учебные программы, учебно-методические пособия по смешанному боевому единоборству.
4. Недостаточное количество справочной литературы и учебных фильмов по организации и планированию учебно-тренировочного процесса заставляет тренеров разрабатывать авторские программы подготовки и тематические планы, основываясь только на личном опыте, накопленном зачастую в других видах единоборств.
Среди перечисленных проблем следует остановиться и на проблемах общефизической, специальной физической, технической подготовки спортсменов в ММА. Как отмечают специалисты, эти вопросы всегда стояли достаточно остро [1, 2, 3].
Отношение к вопросам общей и специальной физической, технической подготовки в смешанных боевых единоборствах неоднозначно. Одни специалисты предлагают создать на начальном этапе подготовки у единоборцев широкую платформу физической подготовленности, а затем переходить к технической подготовке [1, 5]. Другие отстаивают позицию параллельного развития физических способностей и технических умений и навыков [3, 6].
Есть разногласия и в контроле, учете и оценке подготовленности спортсменов, занимающихся ММА. Нередко это является причиной ошибок при распределении нагрузки по этапам подготовки занимающихся, при планировании изучаемых тем, при определении минимального возраста зачисления в группы и т.д. [2].
На наш взгляд, комплексный контроль, учет и оценка подготовленности спортсменов, занимающихся смешанным боевым единоборством, представляет особый научно-практический интерес и является весьма актуальным.
Учебно-тренировочный процесс юношей 16-17 лет, занимающихся ММА, стал объектом исследования. Предметом исследования – показатели общей и специальной физической, технической подготовленности юношей 16-17 лет.
В результате бесед с ведущими тренерами по ММА (Д.А. Гигорьев, Д.М. Курбанов, Зыкин В.В., Коньков Д.А., Капшай Г.П. и др.) выявлено то, что многие из них акцентируют процесс ОФП на развитии общей выносливости, силы и скорости. Процесс СФП направлен на развитие силовой выносливости, скоростно-силовых способностей и ловкости. Оптимальным методом тренировки считают кроссфит на основе круговой тренировки.
В нашем исследовании была предпринята попытка разработать и внедрить определенную технологию тестирования юношей 16-17 лет, занимающихся ММА.
В эксперименте участвовала одна группа испытуемых, это были юноши в возрасте 16-17 лет, занимающиеся смешанным боевым единоборством в клубе единоборств «ПЕРЕСВЕТ» г. Дальнереченск, 13 человек. Средний стаж занятий 2 года. Продолжительность эксперимента 11 месяцев.
Оценка общей физической подготовленности осуществлялась на базе шести тестов (подтягивание в висе на перекладине; поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 с; бег на 100 м; бег на 3 км; прыжок в длину с места; сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 30 с). Достоверные различия были получены в беге на 100 м, сгибании и разгибании рук в упоре лежа за 30 с (р<0,01) и беге на 3 км (р<0,05).
Оценка специальной физической подготовленности проводилась на базе восьми тестов (рывок штанги на грудь и жим вверх (вес штанги 25 кг), кол-во раз за 30 с; перетаскивание баллона (вес 65-70 кг) на расстояние в метрах за 30 с; удары кувалдой по баллону (вес кувалды 6 кг), кол-во раз за 30 с; переворачивание баллона (вес 65-70 кг), кол-во раз за 30 с; напрыгивание на препятствие высотой 90 см, кол-во раз за 30 с; работа с канатом (длина 15 м), кол-во волн за 30 с; сгибание и разгибание рук в упоре лежа, стоя на гантелях с отведением гантелей назад за 30 с; прыжки со скакалкой, кол-во раз за 30 с). Достоверные различия были получены только в одном тесте – работа с канатом (р<0,05). В трех тестах (рывок штанги, переворачивание баллона, сгибание и разгибание рук в упоре лежа стоя на гантелях) результаты без изменений; в тестах - перетаскивание баллона, удары кувалдой по баллону, напрыгивание на препятствие и прыжки со скакалкой – отмечена положительная динамика.
Техническая подготовленность оценивалась по следующим направлениям:
- количество бросков за 1 минуту (задняя подножка, передняя подножка, проход в две ноги, бросок через бедро, подхват под две ноги, подсад); во всех тестах положительная динамика, достоверные различия в задней и передней подножке (р<0,01) и в подсаде (р<0,05);
- количество болевых приемов за 21 минуту (рычаг локтя из положения сверху, из положения снизу; защемление ахиллова сухожилия; рычаг колена; болевой на руку сбоку через ногу; узел локтя); положительная динамика во всех тестах, достоверные различия в болевом на руку сбоку через ногу (р<0,05);
- количество удушающих приемов за 1 минуту (треугольник ногами из положения сверху и снизу; треугольник руками из положения сверху и снизу; удушение со спины; гильотина); улучшение результатов в трех тестах (треугольник ногами из положения сверху; треугольник руками из положения снизу; удушение со спины), достоверных различий не получено;
- количество серий ударов руками (двойки) за 1 минуту (джеб-панч-нырок; джеб-хук-нырок; джеб- апперкот-нырок; панч-джеб-уклон; панч-хук-нырок; панч-апперкот-нырок). Достоверные различия были получены в четырех тестах - джеб-панч-нырок, джеб-хук-нырок, джеб-апперкот-нырок, панч-хук-нырок (р<0,05);
- количество серий ударов руками и ногами за 1 минуту (джеб-панч-хай-кик; джеб-хук-прямой удар коленом впереди стоящей ногой; панч-хук-лоу-кик; панч-апперкот-фронт-кик; свинг-панч-хук-фронт-кик; джеб- панч-уклон-панч-боковой удар ногой); достоверность различий только в тесте панч-хук-лоу-кик (р<0,05);
- связь ударной и борцовской техник: комбинации из ударов руками и бросков за 1 минуту (различия недостоверны);
- связь ударной и борцовской техник: комбинации из ударов руками, ногами и бросков за 1 минуту (достоверные различи только в комбинации «свинг-панч-уклон-панч-хай-кик-клинч-передняя подножка» (р<0,05));
- связь ударной и борцовской техник: комбинации из ударов руками, ногами, бросков, болевых и удушающих приемов за 1 минуту (достоверные различия только в комбинации «свинг-панч-хук-хай-хик- сваливание-защемление ахиллова сухожилия» (р<0,05)).
Итак, в исследовании использовалась широкая батарея тестов: 6 по ОФП; 8 по СФП; 48 по технической подготовке.
Таким образом, в смешанном боевом единоборстве необходимо использовать комплексный контроль и учет подготовленности спортсменов, в то же время учитывать индивидуальные особенности спортсменов и не забывать про творческий подход.
Список литературы
1. Александрович, С.К. Рукопашный бой / С.К. Александрович, О.Н. Гордиенко. - М.: Советский спорт, 2007.- 154 с.
2. Ариткулов, А.Х. Методика подготовки спортсменов-рукопашников: учебно-методическое пособие для тренеров / А.Х. Ариткулов, А.В. Горохов, В.В. Горохов. - СПб.: ВИФК, 2005. - 78 с.
3. Барабошкин, А.С. Методика развития силы ударов руками в тренировке бойцов рукопашного боя: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.С. Барабошкин. - М., 2006. - 22 с.
4. Коньков, Д.А. Методические особенности построения тренировочного процесса в панкратионе / Д.А. Коньков // Научные исследования и разработки в спорте: вестник аспирантуры и докторантуры. - 2008. - № 58. - С. 92-98.
5. Самойлов, В.И. Теория и практика рукопашного боя: учебно-методическое пособие / В.И. Самойлов. - СПб.: Культ-Информ Пресс, 2005. - 138 с.
6. Филимонов, В.И. Педагогическая система физической подготовки боксеров: автореф. дис. … д-ра пед. наук / В.И. Филимонов. - СПб., 2003. - 60 с.
7. Шулика, Ю.А. Боевое самбо и прикладные единоборства / Ю.А. Шулика. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 212с.
8. Шулика, Ю.А. Дзюдо: базовая технико-тактическая подготовка / Ю.А. Шулика. - М.: Феникс, 2006. - 252 с.