18 декабря 2016г.
Аннотация
Учитывая важность в современном обществе заблаговременной подготовки граждан допризывного возраста к службе в армии, а также в тенденцию к уменьшению сроков службы и обучения в учебных подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации, для данной категории граждан становится все более актуальным изучение в общеобразовательных организациях и оборонно-спортивных лагерях субъектов Российской Федерации дисциплин и упражнений военно-прикладной направленности.
В статье детализируется вопрос соединения процесса формирования военно-прикладных умений и навыков с основными физическими качествами.
Установлено, что молодые люди, имеющие низкий уровень развития физических качеств и не обладающие в своем «багаже» основами военно-прикладной направленности, с меньшей эффективностью выполняют поставленные перед ними задачи, особенно в первые месяцы военной службы.
В настоящее время в старших классах общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации существует тенденция, при которой вопросы воспитания физических качеств и освоения военно- прикладных видов спорта (дисциплин, упражнений военно-прикладной направленности) решаются отдельно друг от друга. Преподаватель физической культуры в силу различных объективных и субъективных как правило не занимается вопросами формирования и совершенствования военно- прикладных умений и навыков у обучающихся в старших классах. В результате возникает ситуация, когда допризывник имеет необходимый уровень развития физических качеств, но не умеет рационально и экономично их расходовать. Владеет техникой приема в стандартных условиях (в том числе и на контроле в рамках учебных занятий), но не может его оптимально применить в вариативных (более сложных) ситуациях.
Задача гармонического соединения процесса формирования военно-прикладных умений и навыков с воспитанием различных видов выносливости, быстроты, гибкости, ловкости, силовых и скоростно-силовых качеств, определения рационального временного соотношения данных процессов в рамках основного (базисного и вариативного) и дополнительного образования лиц в возрасте 15 – 17 лет является актуальным и значимым делом специалистов в области физического воспитания.
По мнению специалистов Военного института физической культуры, решение данной задачи возможно при выполнении следующих условий:
1) иметь конкретные знания о возрастных особенностях воспитания различных физических качеств, а также об основах формирования прикладности у лиц допризывного возраста;
2) применять на занятиях по физической культуре (подготовке) разнообразные средства и рациона- льную методику развития воспитания физических качеств и формирования военно-прикладных умений (навыков);
3) располагать в течение учебного года оперативными данными об оптимальном соотношении средств воспитания физических качеств и формирования двигательных умений и навыков по упражнениям военно-прикладной направленности (дисциплин военно-прикладного спорта);
4) определять оптимальное соотношение времени на занятиях физической культуры (подготовки) для развития основных физических качеств;
5) устанавливать оптимальное сочетание и последовательность педагогических воздействий на занятиях, проводимых в рамках основного и дополнительного обучения школьников в старших классах.
Данные научных исследований и педагогический опыт свидетельствуют о том, что использование упражнений военно-прикладной направленности и рациональная методика их применения при обучении двигательным действиям и воспитании физических качеств по различным разделам учебных программ с юношами способствует существенному приросту показателей их физической подготовленности для последующей подготовки их к службе в армии [3].
Специфика задач по формированию у лиц допризывного возраста военно-прикладных умений и навыков связана с дальнейшим обогащением двигательного опыта и увеличением «багажа» движений за счет освоения новых, еще более сложных в прикладном отношении, двигательных действий как условия успешной служебной деятельности.
В учебных занятиях с лицами допризывного возраста часто применяются общеразвивающие упражнения силовой направленности ввиду их простоты применения и скорейшего достижении результатов занимающимися.
Сложностью в прикладном отношении отличаются упражнения с предметами, макетами оружия, для имитации нападения и защиты. Их характеризует координационная сложность: в движениях и положениях рук, ног, туловища, а также упражнения в равновесии, упражнения с ходьбой, бегом, прыжками и упражнения, объединенные в комбинации приемов и действий. При этом целесообразно увеличивать скорость и усложнять ритм выполнения одиночных и парных упражнений военно-прикладной направленности.
Перемена мест упражнений в ранее уже привычных комбинациях и заученных механизмах, замена одних упражнений на другие, в том числе и более сложные, приводят к росту прикладных способностей, тесно связанных со способностью переключаться от одних выработанных форм движений к другим, меняющимся требованиям и условиям к выполнению представленного задания.
Кроме того, важно не забывать, что умелое сочетание на занятиях общеразвивающих упражнений различной направленности, заданий в расслаблении с упражнениями на гибкость, ловкость приводит к улучшению способности произвольно расслаблять мышцы [2].
Многое из вышеперечисленного определяет прикладной характер занятий физической культурой как одной из форм подготовки лиц допризывного возраста, в том числе формирует способность выполнять и связывать между собой и воедино целостные двигательные акты обучающихся в старших классах общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации.
В 10-11 классах необходимо активизировать работу преподавательского состава по освоению специально-подготовительных упражнений, совершенствованию и адекватному применение их в вариативных, не знакомых условиях с целью совершенствования военно-прикладных умений и навыков.
Такие возможности имеют место на занятиях по гимнастике и акробатике с включением элементов прохождения ряда несложных искусственных препятствий, плаванию с элементами отягощения и имитации спасения, а также помощи партнеру на воде, легкой атлетике с метанием спортивных снарядов, разным видам борьбы (в одиночном качестве и в парах), спортивных и подвижных играх (имитирующих командные, тактические действия одной или ряда групп).
Также не стоит забывать о применении на занятиях с лицами допризывного возраста вначале подводящие и подготовительные, а затем, по мере освоения, развивающие, специально-подготовительные упражнения, способствующие освоению и закреплению техники и тактики сложных военно-прикладных упражнений. Такими упражнениями являются, например, подводящие упражнения в овладении техникой метания гранаты, упражнения в осваивании и закреплении приемов техники борьбы или спортивных игр, гимнастики и плавания. Наряду с этим, применение специально-подготовительных упражнений требует от преподавателя физической культуры соблюдения дидактических принципов обучения: последовательности и систематичности, доступности и индивидуализации [4].
Важно, чтобы учебный процесс в старших классах общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации по физической культуре организовывался так, чтобы каждое очередное разучиваемое упражнение являлось в какой-то мере подводящим к следующему, возможно более сложному, в том числе и в прикладном отношении. Правильное расположение учебного материала в документах планирования (от более простых, доступных, к более сложным упражнениям) способствует к ускорению формирования соответствующих двигательных умений и навыков. К обучению сложным в прикладном отношении двигательным действиям следует приступать только тогда, когда соответствующие изучаемые упражнения, являющиеся основными составляющими программы обучения, будут в достаточной степени освоены. К примеру, к обучению индивидуальным и групповым тактическим действиям из раздела спортивных игр следует приступать после того, как сформировано умение свободного выполнения соответствующих технических приемов (перемещение, остановки, передачи, броски, ведение) не только в стандартной, но и в изменяющейся обстановке.
Командные тактические действия рекомендуется начинать осваивать тогда, когда учащиеся хорошо освоят групповые взаимодействия в нападении и защите. Несоблюдение данного указания приведет к тому, что обучающиеся могут не освоить требуемое техническое или тактическое упражнение. Или в результате преждевременных и многократных попыток выполнить данные упражнения могут возникнуть и закрепиться неправильные движения, переделать которые гораздо сложнее, чем научить заново. Преждевременные попытки овладеть сложным приемом могут привести к неуверенности и нежеланию дальше его выполнять.
По мере того, как обучающиеся начинают достаточно уверенно (точно и быстро) выполнять подводящие упражнения, они должны как бы плавно перерастать в развивающие с применением прикладных упражнений. Вместе с этим для одновременного закрепления и совершенствования двигательной техники и развития соответствующих прикладных умений и навыков полагается целесообразным многократно повторять специальные упражнения, целенаправленно и часто изменяя (варьируя) отдельные (пространственные, временные и силовые) параметры движений или их сочетания, также сознательно менять условия, в которых выполняются эти упражнения:
- изменение направления движения (в разные стороны, вперед назад);
- изменение силовых компонентов (нанесение поражающих ударов в цель);
- изменение скорости или темпа движений (выполнение ударов в ускоренном или замедленном темпе, а также варьируя их выполнение по количеству);
- изменение исходных положений, варьирование конечных положений (выполнение заданных упражнений из неподвижного положения, в движении, по фронту, с разворотом, и так далее);
- изменение способа выполнения действий (смена рук, положения ног при удержании макета или имитирующего предмета).
В целях закрепления техники выполнения приема возможно выполнять привычные двигательные действия в непривычных сочетаниях, например:
- усложнение привычного действия добавочными движениями;
- комбинирование двигательных действий в непривычных сочетаниях;
- «зеркальное» выполнение упражнений;
- после дозированной физической нагрузки или на фоне утомления.
Особенно важным представляется использование в занятиях с юношами допризывного возраста упражнений военно-прикладной направленности, специальных приемов, относящихся к методам не строго регламентированного упражнения:
- с использованием необычных условий естественной среды (выполнение упражнений в передачах на разной поверхности травяной, песчаной, открытой площадке);
- связанного с использованием в тренировке сопутствующего инвентаря, оборудования, других снарядов;
- индивидуальных, групповых и командных атакующих и защитных тактических действий взаимодействий противников или партнеров [3].
В занятиях с юношами 10-11 классов рекомендуется применять разнообразные способы организации: фронтальный, групповой и индивидуальный. При этом для выполнения военно-прикладных упражнений целесообразно применять последовательный порядок (по одному, по два, по три, поточно, по сменам), также разрешается применять варианты круговой тренировки, в которую можно включать не только упражнения, направленные на воспитание физических качеств, но и на формирование прикладных умений и навыков, что позволит обеспечить гармоничное развитие школьников не только как будущих членов общества, но и как граждан, готовящихся к службе в армии.
Подводя итог можно сказать, что эффективность специфических средств обучения – упражнений военно-прикладной направленности как составной части дисциплин военно-прикладного спорта, а также методов и методических приемов, используемых в занятиях с обучаемыми в возрасте от 15 до 17 лет, во многом зависит от умелой организации деятельности обучаемых на занятии со стороны преподавательского состава для создания надежного фундамента умений и навыков у обучающихся по данному направлению деятельности [1].
Очень важно, чтобы в течение учебного года и в целом всего периода обучения в 10-11 классах преподаватель был готов обеспечить всестороннее и целенаправленное применение вышеуказанных методов при закреплении и совершенствовании учебного материала всех разделов программы основного и дополнительного образования. В этом случае он достигает, во-первых, цель научить воспитанников преоб- разовывать уже выработанные формы действий или переключаться от одних к другим соответственно с требованиями меняющихся условий. Во-вторых, обеспечит тесную и глубокую связь процессов воспитания физических качеств с вопросами прикладного (технического и тактического) совершенствования, что является одним из главных направлений в теории и методике физического воспитания граждан допризывного возраста.
Список литературы
1. Виноград Д.В., Некоторые специфические особенности и профильная направленность физического воспитания в образовательных организациях Минобороны России // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции, Вып. 3. Самара, 2016 – С. 86-88
2. Кабачков В.А. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи: науч-метод. пособие / В.А. Кабачков, С.А. Полиевский, А.Э. Буров. – М.: Советский спорт, 2010. – 149 с.
3. Кузнецов И.А. Физическая подготовка допризывника. - Учебное пособие, г. Санкт-Петербург, ВИФК, 2013. – С.367
4. Манжелей И. В. Инновации в физическом воспитании: учеб. пособие. — Тюмень, 2010.