Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОЗМОЖНОСТИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
31 декабря 2017г.

В последние годы в коррекционной психологии и педагогике возрастает количество исследований, посвященных изучению внутреннего мира ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Изучением эмоционального развития детей со зрительной патологией, в частности, слепых и слабовидящих, занимались такие известные психологи и педагоги, как А. Г. Литвак , Л. И. Солнцева, С. А. Тимофеева, М. И. Земцова , Л. И. Плаксина, Л. И. Фильчикова и др.

Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что эмоциональное развитие детей понимается как комплексный закономерный процесс усложнения и обогащения эмоциональной сферы в контексте общей социализации ребенка, поэтому его гармоничное развитие невозможно без развития у него эмоциональной сферы. Подтверждением значимости темы данной статьи являются следующие аргументы:

1)   эмоциональное развитие дошкольника необходимо, так как оно полностью обеспечивает возможность адекватно выражать свои эмоции, уважать при сотрудничестве и общении партнера и самого себя, о чем свидетельствует Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; 2) изменения в развитии современного ребенка, исследованные Д.И. Фельдштейном показывают, что социальная ситуация далеко не всегда способствует удовлетворению потребностей дошкольников данной категории в позитивных эмоциональных переживаниях, способствующих обогащению их яркими впечатлениями от окружающего мира; 3) причинами недостаточного развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушениями зрения являются такие, как наличие дефекта зрения, факторы, связанные с приобщением детей к телеэкрану, начиная с младенческого возраста. Возникает особая потребность в экранной стимуляции, которая блокирует собственную деятельность ребенка; 4) наличие исследований в коррекционной педагогике по таким аспектам как: влияние дефекта зрения на развитие эмоциональной сферы (Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева); потенциал театрализованной деятельности (Дворецкая Л.В. Колодицкая М.).

Развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями зрения, по мнению Л. И. Фильчиковой, проходит особый путь. Поскольку дети младенческого возраста с нарушениями зрения имеют врожденную патологию зрительного анализатора, то есть раннюю депривацию, то путь психического развития младенца с дефектом зрения является своеобразным как по темпу психического развития, так и по качественной его характеристике. Л. И. Плаксина отмечает, что значительному количеству детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста присущи невротические проявления, которые имеют свою специфику и причины. Можно наблюдать подавленность в настроении, частые слезы, огорчения. В отдельных случаях можно наблюдать повышенную возбудимость, раздражительность, быструю утомляемость, рассеянность внимания, эмоциональную неустойчивость и конфликтность.

В нашем исследовании взяты за основу закономерности изменений эмоциональной сферы в до- школьном возрасте с нормой в развитии (Г.М. Бреслав, Е.И. Изотова, Е.П. Ильин, Е.В. Никифорова, Л.П. Стрелкова, A.M. Щетинина). Структуру эмоционального развития составляют, по мнению Е.И. Изотовой, аффек- тивный, когнитивный и реактивный компоненты: 1) аффективный компонент характеризуется как совокупность разномодальных индивидуальных переживаний ребенка (базовые эмоции, социальные переживания, чувства); 2) когнитивный компонент определяется системой знаний и представлений ребенка об эмоциональной сфере человека (сущность эмоциональных явлений, причины и последствия возникновения эмоций, способы их выражения); 3) реактивный компонент представлен способами непроизвольного эмоционального реагирования и возможностью произвольной регуляции эмоций.

Содержание каждого компонента может быть рассмотрено через несколько показателей. Аффективный компонент включает в себя: а) опыт переживания; б) интенсивность переживаний; в) модальность переживании. Когнитивный компонент характеризуется наличием: а) знании об эмоциях; б) вербализации эмоций; в) идентификации эмоций. Реактивный компонент определяется: а) выражением эмоций; б) регуляцией эмоций.

С учетом выделенных выше компонентов и показателей представим портрет дошкольника с нарушением зрения со средним уровнем развития эмоциональной сферы. У дошкольника данной категории опыт переживания даже базовых эмоций недостаточно велик. Переживания в большинстве случаев эмоционально окрашены практически как у нормально развивающегося ребенка, однако, чаще всего негативные эмоции имеют большую модальность, наблюдается повышенная тревожность. Дошкольник может иметь представление о эмоциях, но никогда их не проявлять, или проявлять минимально. Он обнаруживает понимание эмоционального состояния через приведенную, подсказанную конкретную ситуацию. При сопоставлении своих эмоциональных состояний и других часто допускает ошибки. У ребенка с нарушениями зрения непроизвольное эмоциональное реагирование выражается, в основном, слабо, без активного включения мимики и пантомимики. В случае, если ребенок имеет выраженные внутри- личностные конфликты, то саморегуляция практически отсутствует.

Ученые-тифлологи обращают внимание на педагогический потенциал театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы детей с нарушениями зрения. Она способствует эмоциональному развитию ребенка с ограниченными зрительными возможностями, навыков общения, интеллекта, речи, формированию его вкуса, становлению различных видов деятельности дошкольников данной категории и их социальной адаптации. У них появляются нравственные представления и эмоциональные отношения в ходе сопереживания и сочувствия персонажам спектаклей. Театрализованные игры помогают сформировать обобщенное чувственное отношение к добру и злу, способность противостоять несправедливым поступкам. Значительное влияние на развитие эмоциональной сферы оказывают именно художественные образы, пробуждая волнения, сострадание и активизируя познавательные интересы. Благодаря театрализованной деятельности реализовывается эмоциональное созревание: дети знакомятся с настроениями и чувствами героев, понимают причины того или иного настроя, изучают способы их выражения.

Существует ряд возможностей театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы дошкольников с нарушениями зрения: получение информации о различных эмоциональных состояниях; развитие эмоций, возникающих в ходе действий с персонажами; совершенствование эмоциональных отношений со сверстниками в процессе театрализованной игры; повышение качества коммуникативной деятельности; развитие эмоциональной и социальной адаптации; формирование способности к эмпатии; овладение средствами эмоциональной выразительности; обогащение словаря детей за счет слов, означающих разнообразные эмоциональные состояния. Данные возможности проявляются в разыгрывании мини спектаклей; театрализации отдельных эпизодов сказок; сочинении этюдов на различные темы «Страх», «Отвращение», «Радость», «Удивление»; участии детей в различных театрализованных играх, таких как: «Что мы делали не скажем, но зато мы вам покажем!», «Радиограмма» и др.

На основе проведенного нами теоретического анализа и эмпирического опыта нами выявлены и описаны функции театрализованной деятельности, которые состоят в возможности проявления личных эмоциональных состояний (веселье, обиду, ярость, изумление) жестами, интонацией, мимикой, пантомимикой; различения собственного внутреннего эмоционального состояния, а также эмоционального состояния старших и сверстников (человек веселится, разозлен, поражен); подачи адекватной реакции на эмоции остальных (если человек обижен — пожалеть его, поддержать; веселится — порадоваться вместе с ним; разъярен — понять причину).

Поведенная опытно-экспериментальная работа позволила нам выделить такие психолого- педагогические условия её успешности, как: отбор педагогом-дефектологом содержания таких коллективных театрализованных игр, которые содействуют овладению ребенком эмоциональным опытом; постепенное включение детей в игровую ситуацию для стимулирования эмоций от простых к более сложным условиям, требующим определенного эмоционального взаимоотношения; вырабатывание эмоциональных взаимоотношений с ровесниками во время театрализованной игры; учет педагогом- дефектологом возрастных особенностей и специфики дефекта каждого ребенка.

Заключение. Театрализованная деятельность дошкольника насыщена различными эмоциями, которые позволяют ребенку обогащать личный эмоциональный опыт. Эмоциональные проявления раскрываются в миг принятия ребенком той или иной роли, разворачивания игровых действий, вырабатывания сюжета на различные темы. Таким образом, для успешного развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушениями зрения целесообразно включение ребенка в целенаправленную театрализованную деятельность с учетом возрастных особенностей и специфики имеющегося дефекта каждого ребенка.

Список литературы

 

1.                Дворецкая Л.В. Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития дошкольников // Дошкольная педагогика. 2008. №8. С. 30-33.

2.                Колодицкая М. Домашний театр //Дошкольное воспитание. 2001. №4. С. 86-89.

3.                Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М., 2001.—48 С.

4.                Никольская О.С. Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема // Дефектология № 3 2006 С.3-4.

5.                Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. М.: ГороД, 1998. 262 С.

6.                   Солнцева Л;И: Тифлопсихология детства М.: Полиграф сервис, 2000. —250 С.

7.                Томчикова С.Н. Подготовка студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности. - Магнитогорск, 2002. – 211С.

8.                Д. И. Фельдштейн Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Вопросы психологии. - 2010. - N 3. - С. 47-56 .

9.                Фильчикова ЛИ., Вернадская М.Э., Парамей О.В. Нарушения зрения у детей раннего возраста: Диагностика и коррекция. М.: Полиграф сервис, 2003.—176 С.