Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СИСТЕМАТИЗАЦИИ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Авторы:
Город:
Омск
ВУЗ:
Дата:
18 декабря 2016г.

Связная речь в жизни дошкольника играет важную роль. Полноценное общение ребенка невозможно без умения четко формулировать свои мысли, грамотно строить ответы и задавать вопросы, логично рассказывать о себе, своих планах и действиях.

Под общим недоразвитием речи понимают различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

В силу своих особенностей, как отмечают в своих исследованиях такие авторы, как С.Н. Викжанович, Л.Н. Ефименкова, О.С. Кузьмина, Т.А. Ткаченко, Т.Ю. Четверикова и др., дети с ОНР не умеют связно, последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни [2; 7; 10]. Заучивание стихотворений и пересказы текстов вызывают у них большие трудности. В соответствии с этим одной  из задач коррекционно-логопедической  работы с дошкольниками  с ОНР, становится формирование у них связной речи [1].

В настоящее время существуют различные методы и приемы, способствующие формированию связной речи дошкольников с ОНР. Одним из таких приемов является мнемотехника – система, которая обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Главная роль ассоциаций заключается в том, что появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним.

В этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, поэтому дошкольники лучше всего запоминают события, предметы, явления окружающего, близкие их жизненному опыту. С учетом вышеописанных особенностей, мнемотехника становится наиболее эффективным коррекционным приемом при обучении связной речи дошкольников.

По мнению многих ученых (Т.В. Большевой, В.П. Глухова, Л.А. Дивисенко и др.), мнемотехника позволяет упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность, а также значительно сокращает время обучения. Опорные схемы выступают в роли плана, подсказок и делают высказывания детей более четкими, связными и последовательными [1; 3; 4].

На сегодняшний день существуют различные теоретические подходы к систематизации приемов мнемотехники. Целью систематизации является выделение, классификация, упорядочивание приемов мнемотехники с учетом определенных критериев, их группировки по видам, типологизации и т.п., и приведение их в единую систему.

В зависимости от способа запоминания Н.Ю. Фурсина и Е.Н. Тагильцева выделяют такие методы и приемы мнемотехники, как:

1.Связывание – метод объединения слов посредством создания между ними ассоциативных связей. Основными приемами реализации данного метода являются сюжет; рифмизация; последовательные ассоциации; склеивание; аббревиатура. Например: «Жи, Ши – пиши с буквой «И», Чу, ЩУ – пиши с буквой «У» и т.п.

 2.    Преобразование – метод, который превращает сложную для восприятия информацию в более простую и удобную. Приемами реализации данного метода являются  аналогия; трансформация; пиктограммы; стенографист; фонематическая ассоциация; неологизм; цифрообраз; цифробуквенный код. Например: буквы могут трансформироваться в образы «А» - автобус, «Б» - Банан, «В» - вишня и т.п.

3.   Порядковая система – это метод, предназначенный для запоминания слов вместе с их порядковым номером, с использованием специально подобранной системы образов. Приемами реализации данного метода являются опорный план конспект; интерьер; нумерация; тактильный прием; матрица. Например, ряд связанных между собой небольших по размерам предметов, имеющих признаки числа своего порядкового номера.

4.   Усиление – это метод повышения эффективности восприятия, объединяющий предыдущие методы –    «превращения», «связывания» и «порядковой системы». Приемы: признак; олицетворение; небылицы; цветовой акцент; визуализация. Например, для усиления некоторые качества и свойства сильно преуменьшают («Дюймовочка», «Мальчик - с - пальчик»).

5.    Сохранение – метод эффективного воспроизведения информации, с помощью ее специальной активизации. Приемы: рациональное повторение; осознание; практическое применение. Например, практическое применение усвоенной информации с помощью игр, практических навыков, имитации реальных жизненных ситуаций и т.п. [8].

В основе систематизации приемов мнемотехники, согласно исследователям А.Ю. Лачиной и Н.Н. Хрущевой, лежат особенности организации мыслительных операций:

-    метод «крокирования» (схемы, зарисовки). Например, такая игра как «Цепочка слов», где дети рисуют для себя наброски, изображая слова;

-   метод, использующий образное мышление (умение воспроизвести в памяти образы и действия с ними). Например, игра «На что похоже»: детям показывают картинку и произносят слово, которое они должны запомнить и назвать при следующей демонстрации, а затем объяснить, почему названо именно это слово;

-    метод ассоциативных  цепочек - дети из предложенных слов или набора картинок составляют рассказ – «чепуху». Сначала это кажется полной бессмыслицей, но так у детей каждое слово ассоциируется с каким-либо действием, признаком и т.д.;

-   метод превращения. Например, игра «Цепочка слов», где одно слово превращается в другое при помощи жестов: обруч, озеро, остров;

-   метод Цицерона. В этом случае игрушки, предметы, картинки или слова расположены (нарисованы, разложены) на разных уровнях, и ребенок, шагая из комнаты в комнату, проговаривает слова.

-    метод образно-смысловых опор предполагает связывание по смыслу определенных слов, звуков, цифр и т.д. Например, игра «Посмотри на меня», в которой нужно запоминать слова, привязывая их к внешнему виду, одежде человека [9].

В зависимости от уровня сложности приемов мнемотехники многие исследователи (О.С. Васильева, А.В. Корнева, С.В. Леонова и др.) говорят об эффективном использовании следующих типов мнемотехники:

-    Мнемоквадраты (или блоки-квадраты) – это понятные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Например, игра «Подбери и нарисуй действие».

-   Мнемодорожки – это квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. Например, игра «Послушай, нарисуй, расскажи».

-   Мнемотаблицы – изображения (в том числе схематические) основных звеньев, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или стихотворение. Например, игры «Расскажи стихотворение», «Пересказ», «Рассказ о небывалом звере» и др. [6]. 

И.Е. Груздева для успешного запоминания слов предлагает пользоваться всеми известными играми, обусловленными задачей запоминания, а именно – правильностью написания того или иного слова:

1.    «Фонетические ассоциации». Необходимо подбирать похожие по звучанию слова-ассоциации к запоминаемому слову. Например, слово «багаж» – носильщик на вокзале говорит: «Ага, тяжелый багаж!», или «деревня» – дед в деревне.

2.    Игра «В слове спряталось другое слово». Например, слово «валенки» – валенки у Ленки, или «ракета» – в ракете рак.

 3. Составление кроссвордов, где используются запоминаемые слова.

 4.    «Графические ассоциации /по схожести изображения». В такой игре важно увидеть сходство формы предметов или букв, символов. Дети рисуют их в тетради или словарике.

5.      «Состав слова». Например, разбираются слова «автобус», «автомобиль» – корень  «авто», «пятница» – суффикс «иц» и т.д.

 6.    Нахождение проверочного слова. Дети подбирают слова, в которых искомая буква становится ударной, например, лисица – лис, ботинки – боты.

В зависимости от вида связного монологического высказывания О.С. Добродомова и И.С. Моисеева к основным приемам мнемотехники относят – группировку; классификации; ассоциации; поиск опорного пункта; схематизацию; достраивание материала; структурирование материала [5].

Таким образом, используя приемы мнемотехники, систематизированные в зависимости от различных критериев (целей и задач запоминания, способа запоминания и пр.), в процессе развития у дошкольников с ОНР связной речи, можно оптимизировать и улучшить коррекционно-логопедическую деятельность.

 

 

Список литературы

 

 

1.        Большева, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Т.В. Большева. – СПб: Детство-пресс, 2001. – 71 с.

2.        Викжанович, С.Н. Формирование у дошкольников с  ОНР предикативной лексики с  использованием пиктограмм // С.Н. Викжанович. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 176 с.

3.        Глухов, В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения пересказу// Дефектология. – 1989. – № 1. – С. 69–76.

 4.        Дивисенко, Л.А. Формирование связной речи старших дошкольников с ОНР посредством мнемотехники// Образовательная среда сегодня: стратегии развития. – 2015. № 2 (3). – С. 81-84.

 5.        Добродомова, О.С., Моисеева, И.С. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. № 12- 5. – С. 35-38.

6.        Корнева, А.В. Обучение младших школьников с ОНР (III уровень), осложненного синдромом дефицита внимания и гиперактивности, связной устной речи посредством мнемотехники // Актуальные проблемы общего (дошкольного и начального) и специального образования: теория и практика / под общ. ред. Е.А. Стебляк. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2016. – С. 22-26.

7.        Кузьмина, О.С., Скуратова, И.М. Наглядное моделирование как средство обучения старших дошкольников с ОНР составлению рассказа-описания // Aktualni pedagogika. – 2016. – № 2. – С. 41-46.

8.        Фурсина, Н.Ю., Тагильцева, Е.Н. Мнемотехнологии в практике развития речи // Новая наука: Современное состояние и пути развития. – 2016. – № 6-2 (86). – С. 117-123.

9.        Хрущева, Н.Н., Лачина, А.Ю. Мнемотехника в познавательно-речевом развитии детей с ОВЗ // Специальное образование: Материалы XII Международной научной конференции / под общей редакцией В. Н. Скворцова; Л. М. Кобрина. –2016. – С. 256-260.

10.     Четверикова, Т.Ю. Формирование у старших дошкольников с общим недоразвитием речи навыков рассказывания // Современные тенденции в науке, технике, образовании: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. – 2016. – С. 110-111.