Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НОРМАЛЬНЫМ И НАРУШЕННЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ

Авторы:
Город:
Сочи
ВУЗ:
Дата:
15 декабря 2019г.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности мотивационной готовности к обучению в школе детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием в сравнительном плане, представлен анализ результатов исследования их мотивационной готовности к обучению в школе.

Ключевые слова: мотивационная готовность, обучение в школе, дети старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и общим недоразвитием речи.

Мотивационная готовность, являясь одним   из   компонентов психологической готовности   к обучению в школе, начинает проявляться у дошкольников к шести-семилетнему возрасту и подразумевает необходимый и достаточный уровень развития ребенка для освоения школьной программы [1; 2; 3].

Школьная деятельность, как известно, должна иметь под собой хорошие, сильные движущие мотивы, которые дадут ребенку возможность быть успешным в школьной деятельности при условии сформированности таких компонентов мотивационной готовности как: учебно-познавательный мотив – интерес познания нового; мотив достижения результата – желание учиться «на «пятерки», быть первым, а также мотив избегания неудач [1; 2].

Для выявления особенностей мотивационной готовности к обучению в школе был проведен констатирующий эксперимент, в котором были задействованы 15 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня согласно заключению психолого-медико-педагогической комиссии и 15 сверстников с нормальным речевым развитием.

Задачи экспериментального изучения заключались в подборе комплекса диагностического- методического материала и проведении сравнительного анализа мотивационной готовности указанных групп дошкольников.

Исследование осуществлялось в условиях МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 76» и Детского центра «Изумрудный город» г. Сочи Краснодарского края.

Диагностический комплекс включал тест мотивационной готовности к школьному обучению Л. А. Венгера, беседу об отношениях к школе и учению Т. А. Нежновой, методику исследования мотивов учения М. Р. Гинзбург, проективный рисунок-тест Н. Г. Лускановой «Что мне нравится в школе?».

Выбранные методики являются валидными и надежными, каждая из них имеет инструкции к выполнению задания, стимульный материал к работе, а также ключи к разработке и интерпретации результатов исследования.

Выявления ведущей позиции дошкольника по методике Л. А. Венгера показало, что подавляющее большинство детей с общим недоразвитием речи – 73 % имеют низкую сформированность мотивационной готовности к обучению в школе и лишь 27% испытуемых продемонстрировали более высокие показатели. Результаты исследования свидетельствуют, что дошкольники данной категории речи имеют среднюю степень устойчивости мотивации или слабую сформированность мотивационной готовности к обучению в школе. Анализ ответов детей показал их большую ориентированность на внешние атрибуты школьной жизни: слушание сказки, которые рассказывает им учитель; приобретение новой школьной формы; получение отметок за выполненные задания; возможность поиграть на переменах. Это говорит о том, что дети 6-7 лет с общим недоразвитием речи готовятся только к начальной стадии становления внутренней позиции, а количественные показатели – 73 % иллюстрирует весьма низкий уровень устойчивости мотивации и несформированность внутренней позиции дошкольников. Об этом и свидетельствуют ответы детей: не возникает желание идти в школу, более предпочтительным, по их мнению, является, обучение в домашних условиях, где мама выступает в роли учителя; из перечисленных уроков в школе предпочтение отдается урокам рисования и физкультуры. Данные показатели отражают несформированность мотивационной готовности внутренней позиции дошкольника и неготовность к обучению в школе.

Дошкольники с нормальным речевым развитием продемонстрировали более высокую степень сформированной внутренней позиции дошкольника – 67 %. Это дети, которые имеют достаточно широкий круг представлений о школе: понимают роль учителя и ученика, готовы принять новое социальное положение школьника, понимают, что учение – трудоемкий процесс. Отвечая на вопросы, испытуемые используют достаточное количество слов из школьной лексики. Данные показатели иллюстрируют сформированную мотивационную готовность к школьному обучению. Анализ ответов детей данной категории также показал доминирование сформированной внутренней позиции мотивационной готовности, проявляющейся в стремлении выбирать для себя решения, решать трудные задачи, ставить перед собой цели, которые своим упорством он достигает. У таких детей представление о школьной жизни выглядит следующим образом: их выбор – школа, в которой представлены уроки русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры; выбор школы, где присутствуют уроки и переменки; они делают выбор в пользу учителя, и признают его авторитет; они не согласны с предложением того, что нужно остаться еще на один год в детском саду, а также учиться дома, а не в школе. Дети со средним уровнем устойчивости мотивации – 33 % согласны на школьную жизнь и с теми новыми условиями, которые будет им предлагать новое учебное заведение. Дошкольники положительно к этому относятся, выбирая при этом творческие и гуманитарные предметы.

При выявлении ведущего мотива об отношениях к школе и учению согласно методике Т. А. Нежновой характерным для ответов детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является преобладание игровой дошкольной мотивации, что свидетельствует о несформированности учебной мотивации у 48 % испытуемых. Дети не ориентированы на школьные виды деятельности, внешняя позиция мотивации в основном связана с внешней атрибутикой учения. Об этом свидетельствуют и результаты исследования по методике изучения мотивов учения М. Р. Гинзбург.

У детей данной категории доминирует игровой мотив – 53 %, учебный имеет средний уровень – 13 % по отношению к другим мотивам и лишь 33 % стремятся к тому, чтобы получить новые знания в школе и учебные умения. При этом лишь 34 % детей руководствуются внешним мотивом; отсутствие желания получать новые знания выявлено у 21 % детей, что свидетельствует о несформированности мотивационной готовности к школьному обучению.

Преобладание игровой деятельности у детей с общим недоразвитием речи выступает доказательством их низкой несформированной учебной мотивации. Детям свойственно положительное отношение к школе, но в большинстве случаев она направлена на внешние школьные атрибуты. Это говорит о том, что у данных детей еще не произошла смена ведущей деятельности с игровой на учебную и весьма характерно преобладание внешнего и игрового мотива. Дети с общим недоразвитием речи предпочитают подвижные игры, не связанные со школьной темой, что также свидетельствует о не высоких показателях мотивационной готовности к школьному обучению.

Для детей с нормальным речевым развитием преобладающей выступает учебно-познавательная мотивация, что свидетельствует о сформированной внутренней позиции дошкольника; и лишь у 13 % детей доминирует игровая мотивация, иллюстрирующей несформированность учебной мотивации. У 53 % сверстников фиксируется преобладание 2-3-х видов доминирования ведущих мотивов, к которым относится учебно-познавательная (ведущая роль – узнать, научиться новому, наличие потребности в познавательной деятельности), внешняя «позиционная мотивация» (связанная с внешней атрибутикой школьной жизни). У детей же с общим недоразвитием речи преобладает игровая деятельность – 67 %, как доказательство низкой несформированной учебной мотивации. Лишь у 33 % исследуемых отмечается стремление к получению новых знаний и учебных умений в школе.

У дошкольников 6-7 лет с нормальным речевым развитием доминирующую роль занимает учебный мотив – 67 %, что свидетельствует о сформированной мотивационной готовности к обучению в школе. Этим детям характерна высокая учебная активность. Игровой мотив отходит на второй план и составляет 33 %, занимая при этом важную роль, но без яркой выраженности и основного места в структуре. Познавательная потребность становится ведущей, дошкольник хочет больше самореализовываться, узнавать больше нового и интересного для него. Внешний мотив в старшем дошкольном возрасте строится на позиционном мотиве, и дети адекватно оценивают внешнюю атрибутику.

Результаты исследования эмоционального отношения к школьному обучению и выявлению мотивационной готовности согласно проективному рисунку-тесту Н. Г. Лускановой показывает, что рисунки детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи отражают игровую деятельность на школьном участке, где прорисованы качели, горки, песочницы, различные турники, тренажеры, спортивные комплексы и прочие конструкции для детей. Этот факт свидетельствует о наличии у детей положительного отношения к школе, но с преобладанием игровой мотивация. Детям с общим недоразвитием речи ближе выбор сюжетов, не имеющих прямого отношения к учебной деятельности. В рисунках детей больше изображены школьное здание; школьная площадка с учениками на переменке; спортивные турники; дети, идущие в школу, т. е. сюжеты больше направленные на внешние атрибуты школьной жизни. Тем не менее, прослеживается учебный процесс и отмечается позитивное отношение к учебной деятельности – 47 %.

Таким образом, в рисунках детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи больше прослеживаются игровые ситуации, что свидетельствует о доминирование игрового, а не учебного мотива в структуре мотивационной готовности дошкольников.

Большинство испытуемых возрастной нормы имеют показатели значительно выше по сравнению своих ровесников с общим недоразвитием речи и более благополучное эмоциональное отношение к школе. Так, у 27 % детей фиксируется низкая тревога, проявляющаяся, когда ребенок рисует учебную ситуацию и включает в нее такие элементы: мелкие детали интерьера класса, канцелярские принадлежности на партах. В то время как у детей с общим недоразвитием речи преобладает достаточно высокий процент 53 % низкой тревоги перед школой.

В рисунках детей с нормальным речевым развитием преобладает достаточно высокий процент эмоционального благополучного отношения к школе – 69 %, что говорит о сформированной мотивационной готовности к школьному обучению. Изображены такие сюжеты как: учительница с указкой в руке, школьные принадлежности, школьные интерьеры, школьная доска с заданиями для учеников, школьная библиотека, куда могут пойти ученики взять книгу для чтения, что указывает на высокую мотивационную готовность к школе, которая направлена на положительное отношение дошкольников к школьному обучению. Игровых ситуаций в рисунках детей не прослеживается, что также является подтверждающим фактом доминирующего учебного мотива в структуре мотивационной готовности дошкольников. Например, при предъявлении задания испытуемые акцентируют свое внимание при прорисовке элементов школьной атрибутик: магнитов на школьной доске, канцелярских принадлежностей, интерьера класса. Доля эмоционального отношения к страху перед обучением в школе у подготовительной группы с возрастной нормой не наблюдалась.

Таким образом, сравнительный анализ результатов исследования позволяет констатировать, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи мотивационная готовность к школьному обучению является не достаточно сформированной – 81 %. Эти дети не стремятся к взаимодействию с окружающими людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками, обладают низкой познавательной активностью. Мотивация старших дошкольников с общим недоразвитием речи имеет ряд особенностей: бессознательность ведущих учебных мотивов, преобладание такого мотива как «ориентация на отметку» и игровая мотивация, несформированность внутренней позиции. Для детей характерно: скудное понимание целей обучения в школе, направленность на внешнюю атрибутику школьной жизни; ведущий мотив – игровой, мотивация на отметку, поскольку учебная деятельность не является привлекательной и ведущей. У большинства детей этой группы фиксируется положительное отношение к обучению в школе, но ориентациях их в основном направлена на внешние школьные атрибуты. Внутренняя позиции находится лишь в начальной стадии формирования. При анализе доминирующих мотивов выявлен игровой мотив.

Из представленных результатов следует, что учебная мотивация старших дошкольников с нормальным речевым развитием является сформированной – 80 %. Это, прежде всего, сформированная внутренняя позиция дошкольника. Дети начинают проявлять интерес к обучению в школе, получению новых знаний, у них присутствует желание идти в школу, а при отсутствии возможности пойти в школу – возникает внутреннее переживание. Полученные количественные и качественные показатели свидетельствуют о сформулированной устойчивой структуре мотивов, свободном высказывании своих мыслей, изъяснении смысла в учении, прослеживается содержательный характер обучения («я пойду в школу, потому что хочу быть умным и много хочу нового знать»), что говорит о достаточно высокой степени сформированной внутренней позиции дошкольника и мотивационной готовности к школьному обучению в целом.

При взаимодействии ребенка с педагогом, родителями, друзьями дети узнают много нового, интересного; им свойственна потребность в познании вокруг себя. Это говорит о том, что дети старшего дошкольного возраста переступили ступень от игровой деятельности к ведущей – учебной. Мотивационная готовность к обучению в школе формируется не сама по себе с взрослением ребенка, а в том окружении, где находится ребенок. Необходимо читать, познавать вместе с ним окружающий мир, играть, общаться для правильного восприятия как учебного материала, так и окружающей действительности.

Таким образом, полученные результаты исследования позволяют наметить поиск новых направлений и приемов развития мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях дошкольной образовательной организации и в семейном обучении и воспитании. Несформированность компонентов речевой системы отражается на развитии психических процессов, эмоционально-волевой сферы, поведения и личности. Вот почему комплексное воздействие интегрального характера на все стороны психофизического развития детей позволит определить содержательно-организационную модель развития мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и будет способствовать более эффективному взаимодействию всех субъектов образовательного процесса, включая родителей, в коррекционно- развивающей работе по преодолению недоразвития речи в целом.

 

Список литературы

 

1.     Божович, Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка /A. M. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков, М.: Педагогика, 2008. – 398 с

2.     Гуткина, Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению / Н. И.. Гуткина. – М., 2009.– 68 с;

3.        Пасечник, Л. В. Материалы для диагностики психологической готовности детей       6-7 лет к обучению в школе / Л. В. Пасечник. – М. : Аркти, 2017 – 70 с.