06 февраля 2016г.
На протяжении всего дошкольного возраста происходят важные изменения в эмоциональной сфере детей по мере овладения ими различными видами деятельности (предметной, игровой, коммуникативной, всеми видами продуктивной и др.). Чувства и эмоции углубляются, становятся более устойчивыми, продолжительными, интенсивными, появляется возможность произвольной эмоциональной регуляции. Это происходит за счет обогащения эмоциональных переживаний и их направленности на определенный объект, осознания ребенком своих чувств и эмоциональных проявлений, их вербализации, формирования умения контролировать и регулировать силу своих эмоциональных проявлений, развития способности к эмоциональному предвосхищению и коррекции собственного поведения [1;3].
Эта тенденция проявляется и у детей с проблемами интеллектуального развития – с задержкой психического развития и с умственной отсталостью, хотя их эмоциональное развитие обладает определенным своеобразием, которое проявляется весьма разнообразно [4;5]. В связи с этим для организации коррекцинно- образовательной работы необходимо знать специфику эмоциональной сферы каждого ребенка. Ее изучение, таким образом, становится необходимым элементом комплексного психолого-педагогического обследования, которое проводят все специалисты, работающие с группой воспитанников [2].
Решая эту задачу, мы разработали программу изучения эмоциональной сферы дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, состоящую из заданий, направленных на изучение узнавания, понимания и называния основных эмоциональных состояний (радость, грусть, удивление, гнев отвращение, обида, стыд, интерес, страх, восхищение).
В соответствии с намеченной программой мы выделили следующие параметры изучения эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с разным уровнем интеллектуального развития [2]:
1. Дифференциация базовых эмоций (радость, грусть, гнев, удивление, отвращение, обида, стыд, интерес, страх, восхищение);
2. Умение выражать базовые эмоции: вербально; невербально;
3. Адекватность эмоциональных проявлений и интерпретаций;
4. Переключаемость эмоций;
5. Интенсивность эмоциональных проявлений;
6. Способность сопереживать;
7. Способность управлять своими эмоциями;
8. Средства проявления эмоций (речевые, пантомимические)
Для получения информации по обозначенным параметрам на основе батареи методик Л.С.Цветковой [5: 35] нами были созданы 3 серии игровых заданий, объединенных одной сюжетной линией. Игровая ситуация позволяет вызвать у детей интерес к предлагаемой деятельности.
Первая серия игровых заданий, обеспечивает изучение:
1) способности дошкольников дифференцировать основные эмоции (радость, грусть, гнев, удивление, отвращение, обида, стыд, интерес, страх, восхищение);
2) умения выражать базовые эмоции с помощью вербальных и невербальных средств;
3) адекватности эмоциональных проявлений и интерпретаций.
Оборудование: коробки, стилизованные под комнаты, из которых педагог достает необходимые для обследования материалы:
1) реалистичные изображения проявления следующих эмоций (радость, грусть, гнев, удивление, обида, восхищение, стыд, страх, интерес, отвращение);
2) Картинки с изображением эмоциональных состояний (радость, грусть, гнев, удивление, обида, восхищение, стыд, страх, интерес, отвращение);
3) Пиктограммы эмоций (радость, грусть, гнев, удивление, обида, восхищение, стыд, страх, интерес, отвращение).
Процедура проведения обследования:
- «Мы с тобой попали в дом эмоций, в которой все жители - это эмоции, давай зайдем в первую комнату, и посмотрим, какие эмоции здесь живут, если знаешь, как называют эмоцию, то скажи или покажи ее».
Сначала выкладываются первых пять реалистичных изображений эмоций на лице человека. Если ребенок успешно идентифицирует и интерпретирует (вербально или невербально) эмоции, то ему предлагается еще 5 изображений. Далее продолжается работа только с теми изображениями, которые ребенок определил правильно.
- «Посмотри, здесь еще есть жители, это такие же эмоции, найди им пару из тех, которые ты уже назвал».
Ребенку предлагаются рисунки с изображением эмоциональных состояний, которые соотносятся с определенными им реалистичными изображениями. После этого следует просьба называть эмоции, которые ребенок определил и соотнес. При возникновении трудностей ребенку предлагается помощь в виде указания на сходство формы бровей, губ и т.п. Если при оказанной помощи ребенок не соотносит изображения, тогда данные изображения убираются. Оставляются на столе только те рисуночные изображения, которые были правильно определены ребенком.
- «В комнате есть еще кто-то, посмотри, это тоже эмоции (пиктограммы), но они меньше, чем все остальные. Им хочется дружить с остальными, посмотри внимательно и найди каждой маленькой эмоции картинку с такой же эмоцией, назови ее».
К этому моменту со стола убраны реалистичные изображения. По мере того, как ребенок соотносит картинки с изображением эмоциональных состояний с пиктограммами, просим называть их или изображать.
- «Ты такой (-ая) молодец, подружил (-а) столько жителей этой комнаты, но нам пора идти в гости в другую комнату».
Убираются все картинки в коробку-комнату и убирается она сама. После этого, достается другая коробка- комната.
Вторая серия игровых заданий, направлена на изучение: эмоционального отношения к ситуациям, близким к опыту ребенка; наличия у ребенка умения сопереживать; умения переключаться с одной эмоции на другую; адекватности интерпретаций эмоций; средств проявления эмоций; точности оценки эмоционального смысла ситуации и переживаний ее персонажа.
Оборудование:
1) четыре сходные картинки, в которых отображены эмоции страха, радости, грусти, удивления, пиктограммы, соответствующие эмоциям;
2) две пары картинок с причинно-следственной связью эмоциональных проявлений, лица на картинках отсутствуют, пиктограммы (радость, грусть, интерес, удивление);
3) Парные картинки с ситуациями «интерес», «злость», «радость», «печаль», пиктограммы соответствующие эмоциям, маркер.
Процедура проведения обследования:
- «Посмотри, какое большое окно в следующей комнате, какое настроение у мальчика, который смотрит в это окно на левой картинке, а какое настроение у этого же мальчика на правой картинке? Как называется такая погода? Подбери к настроению мальчика пиктограммы.
Предъявляются парные картинки по очереди, предыдущие убираются со стола, для того, чтобы проследить переключаемость с одной ситуации, в которой подразумеваются определенные эмоции, на другую. Аналогичную работу проводим с другой парой картинок.
- «В этой комнате еще живет любознательный мальчик. Посмотри, какое приключение сегодня с ним произошло? Как ты думаешь, что он чувствует на левой (этой) картинке? А что на правой (этой)? Назови эти эмоции. Нарисуй ему соответствующее выражение лица. Подбери пиктограмму? Покажи.
Картинки выкладываются перед ребенком по очереди. Ребенка спрашивают о том, что изображено на парных картинках, какие эмоции должны быть в данной ситуации, просят нарисовать, подобрать пиктограмму. Если ребенок не может назвать/нарисовать/подобрать, оказывается помощь, его просят показать самому эту эмоцию, обращают внимание на положение губ, бровей и т.д.
Третья серия игровых заданий, направлена на изучение:
1) эмоциональной децентрации, частным проявлением которой считается адекватная оценка переживаний нескольких лиц в эмоционально насыщенной ситуации;
2) степени понимания эмоционального содержания ситуации;
3) успешности характеристики переживаний героев, а также уровень дифференцированности приписываемых им эмоциональных состояний.
Оборудование:
1) Два изображения лица (грустное, радостное), стихотворение «Самая счастливая» К. Ибряев, Л. Кондрашенко, «Ты грустишь» А. Боске, «Весела я, весела» И. Лопухина;
2) Картинка с эмоционально насыщенным сюжетом «Домашнее происшествие», «На лугу». Процедура проведения обследования:
- «Перед тем как мы пойдем в гости в последнюю комнату, поиграем. В разных углах ковра лежат картинки с грустным и радостным лицом, встань посередине, и слушай меня внимательно. Я буду читать стихотворения, а ты определи, какое оно по настроению и встань к нужной картинке».
Выразительно, с соблюдением необходимых интонаций читаются стихотворения: «Самая счастливая», «Ты грустишь», «Весела я, весела». Если ребенок делает неправильный выбор, не следует на это указывать, но оказывая помощь, необходимо подвести его к правильному выбору.
- «Осталась последняя комната, направимся в гости к новым жителям. Ой, в этой комнате что-то произошло! Давай, поможем жителям этой комнаты».
Предъявляется сюжетная картинка. Выясняется, понимает ли ребенок смысл изображенного на картинке. После этого задаются вопросы: «Что чувствует мама на этой картине? Что чувствует мальчик? Что чувствует девочка? Почему ты так считаешь? Покажи, эмоции мамы? Девочки? Мальчика?
Если ребенок успешно справляется с первой картинкой, аналогичная работа проводится с картинкой «На лугу», которая является более сложной по содержанию.
- «Мы с тобой прошли все комнаты в доме эмоций, познакомились с его жителями, нашли им пары, и даже помогли разобраться в сложной ситуации. А сейчас я предлагаю тебе выбрать себе медаль, за такое нелегкое путешествие в дом эмоций. Выбери такую медаль, которая подходит под твое настроение.
Результаты выполнения заданий каждым ребенком заносятся в протокол обследования, а затем подвергаются тщательному анализу, который дает возможность осуществить качественную и количественную оценку выделенных параметров по шкале от 0 до 6 баллов. [2: 146].
Наличие количественной оценки позволяет удобно зафиксировать результаты, а при необходимости (для мониторинга либо в исследовательских целях) определить уровни развития эмоциональной сферы дошкольников:
- очень низкий уровень (от 1 до 12 баллов);
- низкий уровень (от 11 до 20 баллов);
- средний уровень (от 21 до 31 балла);
- высокий уровень (от 32 до 48 баллов).
Качественная характеристика уровней может быть следующей: Очень низкий уровень
Выражение эмоций отсутствует либо наблюдается сильная, слабо контролируемая экспрессия,
преобладают однообразные невербальные средства выражения эмоций, имеет место частое застревание на одном эмоциональной состоянии, серьезные трудности в области переключаемости эмоций. Наблюдается эмоциональная неустойчивость, резкие перепады настроения. Проявление страхов и тревожных состояний наблюдаются постоянно, эмоциональные проявления неадекватны силе раздражителя. Характерно безразличие к происходящему, отсутствие сострадания к близким окружающим.
Низкий уровень
Наблюдается выражение эмоций удовольствия (радости) и неудовольствия (грусти), используются разнообразные невербальные средства, вербальные практически не используются. Характерно частое застревание на одном эмоциональном состоянии, неадекватное эмоциональное реагирование, сопровождаемое проявлением страхов и тревожных состояний. Часто проявляются эмоциональная неустойчивость и перепады настроения. Характерно наличие интереса к проблемным ситуациям, но при этом отсутствие самостоятельного проявления сострадания.
Средний уровень
Для выражения эмоциональных состояний используются в основном эмоции радости и грусти, частично используются другие базовые эмоции. В любой ситуации используют разнообразные невербальные средства, вербальные используют мало. Редко наблюдаются застревание на одном эмоциональном состоянии, перепады настроения, проявление страхов и тревожных состояний. Характерны достаточно редкие неадекватные реакции и эмоциональная неустойчивость. В проблемной ситуации испытывает чувство жалость и сострадания.
Четвертый уровень
Наблюдается выражение основных эмоций, при помощи вербальных и невербальных средств. Интенсивность эмоциональных реакций в основном адекватна силе раздражителя, переключение с одного эмоционального состояния осуществляется достаточно легко, резкие перепады настроения очень редки. Проявление страхов и тревожных состояний имеет место в основном по объективной причине. В различных ситуациях самостоятельно проявляет чувство сострадания.
Данный уровненный подход поможет не только в формировании картины своеобразия эмоциональной сферы детей с нарушением интеллекта и послужит опорой для определения основных направлений коррекционно-развивающей работы и построению индивидуального маршрута развития ребенка.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.- СПб.: Союз, 1999. – 224с.
2. Зарин А. Содержание и оценка результатов психолого-педагогического обследования дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2010. – 215с.
3. Изард К.Э. Психология эмоций/Перев. с англ. — СПб.: Издательство «Питер», 1999, — 464 с.
4. Нефедова Ю.В., Зарин А. Особенности эмоционально-волевой сферы и поведения младших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] //Современные проблемы диагностики и коррекции развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Сборник научных трудов. /Под ред. Ю.Т. Матасова, В.Н. Вовка, А. Зарин, С.Ю. Ильиной. СПб.: Изд. РГПУ им.АИ., 2007.- С.119-123.
5. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд 4-е. исправленное и дополненное.– М.: Педагогическое общество России, 2002, – 96 с.