Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОЛЬГА ИВАНОВНА СКОРОХОВА – ЧЕЛОВЕК С НЕПРОСТОЙ СУДЬБОЙ

Авторы:
Город:
Таганрог
ВУЗ:
Дата:
18 февраля 2016г.

Думают иные – те, кто звуки слышат, Те, кто видят солнце, звезды и луну: Как она без зренья красоту опишет? Как поймет без слуха звуки и весну!?

О.И. Скороходова.

 

«Зачем живет она – глухая и слепая? Какую пользу даст отечеству она?» [3, с. 382] таким вопросом мы часто задаемся, когда видим слепоглухого человека. И какого же наше удивление, когда мы слышим, что человек стал писателем или ученым не имея ни слуха, ни зрения. «На основе преодоления трудностей приема и переработки информации об окружающем мире, определенной поддержки со стороны окружающих такой человек может достичь относительно неплохого уровня социальной адаптации. Известны даже случаи достижения слепоглухими людьми довольно высокого уровня развития»[4, с. 208].

Нет такого человека, который бы не знал имя американки Элен Келлер, потерявшей слух и зрение в возрасте 1 года 7 месяцев, которая была общественным деятелем, писателем и философом. 

В нашей стране таким человеком была Ольга Ивановна Скороходова. Она была старшим научным сотрудником Института дефектологии АПН СССР, кандидатом педагогических наук по психологии, автором многочисленных статей и трех книг. Вся ее жизнь – это огромный подвиг, совершаемый ею каждый день на протяжении всей жизни.

Ольга Ивановна родилась 24 июля 1911 года на Украине недалеко от Херсона в селе Белозерка. Мать батрачила в семье священника, отца в 1914 году призвали в армию. Летом 1919 года Ольга заболела менингитом, когда ей было 8 лет. В результате заболевания она потеряла зрение и постепенно начала терять слух. До 11-13 лет она слышала громкую речь на правое ухо. Из воспоминаний О.И. Скороходовой: «Помню, однажды, когда я пришла в сознание, мать начала поить меня чаем с абрикосовым вареньем. Мне казалось, что я очень слаба, не хочу открывать глаза и поэтому ничего не вижу... …Но на этот раз мне захотелось глазами увидеть, где стоит варенье и какого оно цвета. Я открыла глаза, — так мне казалось, но не увидела, где стоит варенье, в чем оно и какого оно цвета…» [3, с. 21].

У кинематографистов существует прием, когда на мгновение исчезает вдруг изображение и выключается звук. Такой прием используется крайне редко, потому что зрителю становится не по себе. Однако гoраздo страшнее, если нечто подoбное происхoдит в жизни.

В 1922 году от туберкулеза умирает мать Ольги. Некоторое время она живет у родственников и осенью 1922 года попадает в школу для слепых детей города Одессы.

К 14 годам Ольга потеряла слух полностью и для нее наступает полная тьма и тишина... Начинается жизнь без звуков и без красок. День или ночь - все сливается в одно. Только руки "рассказывали" ей о том, что происходит вокруг.

В начале 1925 года слепоглухая и пoчти уже немая Оля попадает в школу-клинику в Харькове для слепоглухонемых детей, созданную профессором И.А. Соколянским. Ольга Ивановна пишет: «С первых же дней моего поступления в клинику слепоглухонемых для меня началась совершенно новая, необычная жизнь. В то время в клинике было уже пять воспитанников. Нас окружили большой заботой, порядком, чистотой, к нам чудесно относились работники, и я едва ли ошибусь, если скажу, что наши воспитатели, педагоги и сам И.А. Соколянский любили нас не меньше, чем своих родных детей» [3, с. 22].

Так начинается необычный путь борьбы слепоглухого человека за полноценную жизнь. Ольге Ивановне давалось это нелегко. Были периоды неверия в свои силы и желания уйти из мира. Ей не верилось что она сможет жить с пользой для окружающих не имея ни слуха, ни зрения. После того как кризис неверия миновал Ольга смело идет на встречу жизни.

Благодаря усилиям профессора И.А. Соколянского у Ольги Ивановны была восстановлена устная речь. При  помощи  дактильного  (пальцевого)  алфавита  и  рельефно-точечного  (брайлевского)  шрифта  было организовано обучение всем предметам школьного курса. Литература была любимым предметом Ольги. Ей особо нравился Горький. В 1932 году Ольга Ивановна, набравшись храбрости, посылает Алексею Максимовичу поздравительное письмо с 40-летием его литературной деятельности. Долгожданный ответ пришел не скоро: немало корреспондентов было у юбиляра. Завязалась переписка. Письма Горького поддерживали Ольгу, помогали ей жить.

«Воспитываясь и обучаясь в Харьковской  клинике, я закончила среднее образование и  готовилась к поступлению в вуз заочно на литературный факультет и для этого еще в1941 г. должна была переехать в Москву. Нападение фашистов на СССР помешало осуществлению моих намерений» [3, с. 23]. В 1944 году после освобождения Украины Ольга Ивановна переехала где у нее появляется возможность учиться и работать при Институте дефектологии АПН.

В 1947 году вышла первая книга Ольги Ивановны «Как я воспринимаю окружающий мир», состоявшей из записей наблюдений которые она вела воспитываясь в Харьковской клинике. Данная книга производит сильное впечатление: как слепоглухой человек смог стать личностью. Читая данную книгу, начинаешь по-другому воспринимать окружающий  мир. В  книге Ольга Ивановна настолько тонко  описывает как она с помощью различных видов чувствительности, заменившие ей слух и зрение, воспринимает и познает окружающий мир:

«По малейшему содроганию какой-нибудь жилки или по едва уловимому движению хоть одного пальца на руке у Х. я всегда узнаю, что ему что-нибудь не понравилось или он чем-то недоволен. Также посредством осязания я узнаю, когда он бывает доволен» [3, с.5 ].

Книга потрясающая по своей информативности, поскольку она позволяет узнать совершенно иной мир - тот, в котором звук заменен  вибрацией, если он вообще есть, где нет цветов, нет изображения и картин. Возможность понять, как автор воспринимает окружающую среду стоит дорогого.

В 1954 году книга была дополнена и опубликована под названием «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Ольге Ивановне нравилось работать над книгой, поэтому в 1972 году выходит еще одна публикация «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» дополненная не только наблюдениями автора, но также некоторыми статьями и стихотворениями.

Пытаясь представить себе мир слепоглухого человека, мы тем самым подтверждаем высказывание самой Ольги Ивановны, о том как тяжело выражать слепоглухому на языке зрячеслышащих: «…одно дело – ощутить, воспринять, „осмотреть“ руками предмет, это не так сложно. Гораздо труднее описать этот предмет своими словами совершенно так, как я его воспринимаю, то есть дать образ этого предмета. Когда слепые и глухонемые описывают свои ощущения, восприятия, представления языком зрячих, то надо всегда помнить, что ощущают они иными органами чувств, хотя описывают их словами зрячих и слышащих» [3. с. 25].

Ольга Ивановна прожила удивительную жизнь. Она имела степень кандидата педагогических наук по психологии, работала старшим научным сотрудником в Институте дефектологии АПН, была автором многих статей и стихов, которые помогают нам понять внутренний мир человека лишившегося слуха и зрения.

 

«Я прошла сквозь мрак и бури, Я пути искала к свету, -

К жизни творческой, богатой…

И – нашла! Запомни это!»[3. с. 402].

 

 

Список литературы

1.      Басилова Т.А. К 100-летию со дня рождения Ольги Скороходовой – слепоглухой поэтессы, писательницы и исследователя.// Журнал «Клиническая и специальная психология». – 2012. - №1. – с. 7-13.

2.      Виневская А.В. Технологии профессиональной подготовки будущего учителя в условиях инклюзивного //Журнал «Вестник образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина».- 2011. – №1. – с. 27-34.

3.      Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир / О.И. Скороходова. М.: Педагогика, 1990. 416 с.

4.      Потылицына Л.А. Особенности построения образа мира у слепоглухонемых лиц.//Вестник сибирского государственного аэрокосмического университета имени Академика М.Ф. Решетнева. – 2006. - №5. – с. 206-210.