18 февраля 2016г.
Думают иные – те, кто звуки слышат, Те, кто видят солнце, звезды и луну: Как она без зренья красоту опишет? Как поймет без слуха звуки и весну!?
О.И. Скороходова.
«Зачем живет она – глухая и слепая? Какую пользу даст отечеству она?» [3, с. 382] таким вопросом мы часто задаемся, когда видим слепоглухого человека. И какого же наше удивление, когда мы слышим, что человек стал писателем или ученым не имея ни слуха, ни зрения. «На основе преодоления трудностей приема и переработки информации об окружающем мире, определенной поддержки со стороны окружающих такой человек может достичь относительно неплохого уровня социальной адаптации. Известны даже случаи достижения слепоглухими людьми довольно высокого уровня развития»[4, с. 208].
Нет такого человека, который бы не знал имя американки Элен Келлер, потерявшей слух и зрение в возрасте 1 года 7 месяцев, которая была общественным деятелем, писателем и философом.
В нашей стране таким человеком была Ольга Ивановна Скороходова. Она была старшим научным сотрудником Института дефектологии АПН СССР, кандидатом педагогических наук по психологии, автором многочисленных статей и трех книг. Вся ее жизнь – это огромный подвиг, совершаемый ею каждый день на протяжении всей жизни.
Ольга Ивановна родилась 24 июля 1911 года на Украине недалеко от Херсона в селе Белозерка. Мать батрачила в семье священника, отца в 1914 году призвали в армию. Летом 1919 года Ольга заболела менингитом, когда ей было 8 лет. В результате заболевания она потеряла зрение и постепенно начала терять слух. До 11-13 лет она слышала громкую речь на правое ухо. Из воспоминаний О.И. Скороходовой: «Помню, однажды, когда я пришла в сознание, мать начала поить меня чаем с абрикосовым вареньем. Мне казалось, что я очень слаба, не хочу открывать глаза и поэтому ничего не вижу... …Но на этот раз мне захотелось глазами увидеть, где стоит варенье и какого оно цвета. Я открыла глаза, — так мне казалось, но не увидела, где стоит варенье, в чем оно и какого оно цвета…» [3, с. 21].
У кинематографистов существует прием, когда на мгновение исчезает вдруг изображение и выключается звук. Такой прием используется крайне редко, потому что зрителю становится не по себе. Однако гoраздo страшнее, если нечто подoбное происхoдит в жизни.
В 1922 году от туберкулеза умирает мать Ольги. Некоторое время она живет у родственников и осенью 1922 года попадает в школу для слепых детей города Одессы.
К 14 годам Ольга потеряла слух полностью и для нее наступает полная тьма и тишина... Начинается жизнь без звуков и без красок. День или ночь - все сливается в одно. Только руки "рассказывали" ей о том, что происходит вокруг.
В начале 1925 года слепоглухая и пoчти уже немая Оля попадает в школу-клинику в Харькове для слепоглухонемых детей, созданную профессором И.А. Соколянским. Ольга Ивановна пишет: «С первых же дней моего поступления в клинику слепоглухонемых для меня началась совершенно новая, необычная жизнь. В то время в клинике было уже пять воспитанников. Нас окружили большой заботой, порядком, чистотой, к нам чудесно относились работники, и я едва ли ошибусь, если скажу, что наши воспитатели, педагоги и сам И.А. Соколянский любили нас не меньше, чем своих родных детей» [3, с. 22].
Так начинается необычный путь борьбы слепоглухого человека за полноценную жизнь. Ольге Ивановне давалось это нелегко. Были периоды неверия в свои силы и желания уйти из мира. Ей не верилось что она сможет жить с пользой для окружающих не имея ни слуха, ни зрения. После того как кризис неверия миновал Ольга смело идет на встречу жизни.
Благодаря усилиям профессора И.А. Соколянского у Ольги Ивановны была восстановлена устная речь. При помощи дактильного (пальцевого) алфавита и рельефно-точечного (брайлевского) шрифта было организовано обучение всем предметам школьного курса. Литература была любимым предметом Ольги. Ей особо нравился Горький. В 1932 году Ольга Ивановна, набравшись храбрости, посылает Алексею Максимовичу поздравительное письмо с 40-летием его литературной деятельности. Долгожданный ответ пришел не скоро: немало корреспондентов было у юбиляра. Завязалась переписка. Письма Горького поддерживали Ольгу, помогали ей жить.
«Воспитываясь и обучаясь в Харьковской клинике, я закончила среднее образование и готовилась к поступлению в вуз заочно на литературный факультет и для этого еще в1941 г. должна была переехать в Москву. Нападение фашистов на СССР помешало осуществлению моих намерений» [3, с. 23]. В 1944 году после освобождения Украины Ольга Ивановна переехала где у нее появляется возможность учиться и работать при Институте дефектологии АПН.
В 1947 году вышла первая книга Ольги Ивановны «Как я воспринимаю окружающий мир», состоявшей из записей наблюдений которые она вела воспитываясь в Харьковской клинике. Данная книга производит сильное впечатление: как слепоглухой человек смог стать личностью. Читая данную книгу, начинаешь по-другому воспринимать окружающий мир. В книге Ольга Ивановна настолько тонко описывает как она с помощью различных видов чувствительности, заменившие ей слух и зрение, воспринимает и познает окружающий мир:
«По малейшему содроганию какой-нибудь жилки или по едва уловимому движению хоть одного пальца на руке у Х. я всегда узнаю, что ему что-нибудь не понравилось или он чем-то недоволен. Также посредством осязания я узнаю, когда он бывает доволен» [3, с.5 ].
Книга потрясающая по своей информативности, поскольку она позволяет узнать совершенно иной мир - тот, в котором звук заменен вибрацией, если он вообще есть, где нет цветов, нет изображения и картин. Возможность понять, как автор воспринимает окружающую среду стоит дорогого.
В 1954 году книга была дополнена и опубликована под названием «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Ольге Ивановне нравилось работать над книгой, поэтому в 1972 году выходит еще одна публикация «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» дополненная не только наблюдениями автора, но также некоторыми статьями и стихотворениями.
Пытаясь представить себе мир слепоглухого человека, мы тем самым подтверждаем высказывание самой Ольги Ивановны, о том как тяжело выражать слепоглухому на языке зрячеслышащих: «…одно дело – ощутить, воспринять, „осмотреть“ руками предмет, это не так сложно. Гораздо труднее описать этот предмет своими словами совершенно так, как я его воспринимаю, то есть дать образ этого предмета. Когда слепые и глухонемые описывают свои ощущения, восприятия, представления языком зрячих, то надо всегда помнить, что ощущают они иными органами чувств, хотя описывают их словами зрячих и слышащих» [3. с. 25].
Ольга Ивановна прожила удивительную жизнь. Она имела степень кандидата педагогических наук по психологии, работала старшим научным сотрудником в Институте дефектологии АПН, была автором многих статей и стихов, которые помогают нам понять внутренний мир человека лишившегося слуха и зрения.
«Я прошла сквозь мрак и бури, Я пути искала к свету, -
К жизни творческой, богатой…
И – нашла! Запомни это!»[3. с. 402].
Список литературы
1. Басилова Т.А. К 100-летию со дня рождения Ольги Скороходовой – слепоглухой поэтессы, писательницы и исследователя.// Журнал «Клиническая и специальная психология». – 2012. - №1. – с. 7-13.
2. Виневская А.В. Технологии профессиональной подготовки будущего учителя в условиях инклюзивного //Журнал «Вестник образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина».- 2011. – №1. – с. 27-34.
3. Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир / О.И. Скороходова. М.: Педагогика, 1990. 416 с.
4. Потылицына Л.А. Особенности построения образа мира у слепоглухонемых лиц.//Вестник сибирского государственного аэрокосмического университета имени Академика М.Ф. Решетнева. – 2006. - №5. – с. 206-210.