Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Авторы:
Город:
Д 1-Е ЦВЕТОВО , Курская область
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.

В настоящее время все более актуальной становится проблема по формированию фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющих умственную отсталость, так как нарушения речи у них носят системный характер, вследствие чего страдают все компоненты речевой системы. Кроме того, увеличилась тенденция поступающих в школу- интернат детей, имеющих грубые нарушения фонетико-фонематических процессов.

Слух является непременным условием формирования речи. Ребѐнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. Это вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия, либо нарушением, как моторики, так и фонематического восприятия.

Фонематическим восприятием называются специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова

Фонематическое восприятие содержит в себе два компонента: фонематический слух - это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию и элементарный звуковой анализ. Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребѐнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.

Чаще всего у детей с умственной отсталостью имеются ошибки, в основе  которых лежат трудности дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство. В устной речи недифференцированность фонем ведет к заменам и смешениям звуков.

По акустико-артикуляционному сходству смешиваются обычно следующие фонемы: парные звонкие и глухие согласные, лабиализованные гласные, сонорные, свистящие и шипящие, аффрикаты. Например: [Д-Т] –

«стытно», «богадый», «тавно», «деди», «ситит», «долстоетерево»; [Г-К] – «долко», «кокта», «сопага», «уколок»,

«гапуста», «баглашан» и др.; [З-С] – «сонтик», «зон», «зпит», « супнаяпазта», «У Сои самок», «класса»; [Ж-Ш] –

«шил был ѐшик», «метвешонок», «межалжкольнику», «дрошит»; [Б-П] – «польшой», «попеда», «жапа», «шупа»,

«бодарил»; [В-Ф] – «вантик», «вен», «фена», «фатрушка», «вартук», «фьюга», «вавля»; [З-Ж] – «скажал»,

«жележо», «жонтик», «луза», «жаяц», «зук», «золудь»; [Ч-Щ] – «стущит дятел», «крищит», «фонарчик», «богащ»,

«вечи», «клющи»; [Р-Л] – «волона», «лабота», «классные лозы», «рев», «кроун», «Ралиса». Таким образом, одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет, то, как ребѐнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка. Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чѐтко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут отдифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами, для них, звучат одинаково, например: сами-сани, луг-лук, лиса (животное) - леса (мн. число слова лес). То есть, язык у ребѐнка нарушен на фонемном уровне. Для развития фонематического слуха на своих занятиях я придерживаюсь определенных этапов работы:

-   узнавание неречевых звуков,

-   различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру,

-   различение слов, близких по звуковому составу,

-   дифференциация звуков,

-   дифференциация слогов,

-   дифференциация фонем.

Учитывая низкую способность восприятия изучаемого материала детьми с умственной отсталостью, коррекционные занятия я провожу с использованием различных дидактических игр, упражнений, наглядного материала, игровых форм и приемов обучения. Каждый этап обучения предполагает и, более того, диктует специфику применения наглядных средств. В качестве примера хочу представить некоторые упражнения и игры для формирования фонематического восприятия.

Игра «Что ты слышишь?» - детям предлагается прослушать разные музыкальные инструменты и назвать их.

Игра «Кто говорит?» - детям предлагается вспомнить сказку «Три медведя», и определить по голосу логопеда, который меняет тембр и силу голоса, кто из персонажей говорит таким голосом.

Игра «Повторялки» - дети воспроизводят слоговые сочетания в том порядке, в каком произнес логопед: пта-пто-пту-пты, кта-кто-кту-кты, фта-фто-фту-фты, ста-сто-сту-сты и т.д.

Игра «Доскажи словечко» - логопед читает детям стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строке, а дети выбирают слово, подходящее к рифме «Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные …(перина, рубашка, подушка)» «Сел в машину верный пес, У него в чернилах …(лапа, шея, нос)»

Игра «Загадочки» - логопед читает детям стихотворение, в котором они должны выбрать слово,

подходящее под определение. Слова для подстановки: сетка, клетка, метка, ветка.

«Я тебе задачу дам – все расставить по местам: Вот печать на простыне -…

Зеленеет на окне … Волейбольная висит… Канарейка в ней сидит -…»

Игра «Назови одинаковые слоги в словах» - логопед выставляет картинки: малина- машина, ложка- лодка и т.д. Затем предлагает детям найти одинаковые слоги в словах и их назвать

Игра «Топни-хлопни» - детям предлагается топнуть, например, когда услышат [С], и хлопнуть в ладоши,

если услышат [Ш]. Слова: сайка-шайка, шутки-сутки, споры-шпоры, сок-шок и другие

Игра «Угадай звук» - детям предлагается прослушать текст и назвать звук, который чаще всего слышится. Например: Тут мышка. У мышки мышата. Мышка шумит. Мышата шуршат

Игра «Корзинки» (Рисунок 1) - детям предлагается отобрать картинки с соответствующей буквой, например Ш-Ж, чашка, шишка, нож, лыжи, книжки, груша (Рисунок 2).


Игра «Гусеница» (Рисунок 3) – детям необходимо собрать слово из слогов. Например: балерина, Буратино, черепаха, собака.

Игра «Светофор» (Рисунок 4) - логопед называет детям слово, например: жук, и просит поднять карточку с местонахождением определенного звука – начало, середина или конец слова.


Игра «Паровозик». Задание: «Сколько слогов в слове? Прицепи к паровозу столько вагонов, сколько слогов в данном слове» (Рисунок 5)

Игра «Найди ошибку» - детям предлагается выслушать фразы, которые произносит логопед и найти в них ошибки.

Например:

Хозяйка сварила зуб. У девочки болел суп. На лугу паслась коса. Мальчик бил воду из стакана. В этом томе я живу.

Упражнение «Найди схожие по звучанию слова» - логопед предлагает детям серию картинок (бак, шапка,

зуб, рак, галка, палка, лапка, дуб, зверь, дверь),которые они должны назвать. Затем схожие по звучанию картинки сложить парами. Например: бак - рак, галка – палка, дуб – зуб.

Игра «Шифровальщик» - логопед сообщает детям, какими знаками они будут обозначать определенные звуки. Например, Б-ñ, Д-ò; З -ß, С -à Затем читает слова, а дети пишут слова заменяя данные буквы на знаки (дом - ò ом, бак - ñ ак, бидон - ñ и ò он; сон - àон, мороз - мороß).

Игра «Буквы поссорились» - логопед читает детям загадки. Дети отгадывают загадки и определяют либо первый звук в слове, либо последний. Данные звуки записывают в тетрадь и составляют из них слово. Например: слово- «Волк».

Выделить первый звук в слове.

Кто зимой холодной бродит злой, голодный? (Волк) Выделить первый звук в слове. Золотой и молодой за неделю стал седой.

А денечка через два поседела голова.

Спрячу я его в карманчик Бывший желтый … (Одуванчик) Выделить третий звук в слове.

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за резвая зверюшка? Щелкает орешки мелко, Ну, конечно, это … (Белка)

Выделить последний звук в слове.

Наткет, наплетет, сядет и добычу ждет. (Паук)

Игра «Сломанный телефон» -детям необходимо изменить первый звук слова на парный звук. Например: гость-кость, дом – том, бар – пар, жар – шар, зуб-суп.

«Бабушкина игра» - логопед читает стихотворение, объясняя задание[2]. Вам бабушка прислала

На наряды сто рублей.

Что хотите покупайте, Но наряды выбирайте

Лишь со звукам, например [ П], в названьи… Приготовились. Вниманье!

Вы наденете юбочку с блузкой или платье?

Вы выберите шубу или пальто?

На голове будет - берет или шляпа? Что вы выберете – брошь или клипсы?

Блузку украсят бантики или пуговицы? …

Игра с мячом «Поймай слово со звуком…» Например, [Р]. Логопед называет слова, а дети ловят мяч, если услышат слово с данным звуком. Слова: помидор, корова, собака, лошадь, рак, работа, пироги, конфета…[1]

Данные игры и упражнения можно использовать для отработки каждого из смешиваемых звуков, их очень легко адаптировать к работе по автоматизации конкретного звука. Нередко дефекты звукопроизношения по тем или иным причинам носят стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией, и учится не только правильно произносить нужный звук, но выделять и слышать его в речи.

 

Список литературы

1.        Дунаева Н.Ю., Зяблова С.В. Учимся правильно произносить звуки. Веселая школа. ООО «Издательство «Детство –Пресс», С.-П., 2014 (с14-16)

2.        Лопухина И. Логопедия 550. –Москва,1995 (с 185-188)