06 февраля 2016г.
В настоящее время все более актуальной становится проблема по формированию фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющих умственную отсталость, так как нарушения речи у них носят системный характер, вследствие чего страдают все компоненты речевой системы. Кроме того, увеличилась тенденция поступающих в школу- интернат детей, имеющих грубые нарушения фонетико-фонематических процессов.
Слух является непременным условием формирования речи. Ребѐнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. Это вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия, либо нарушением, как моторики, так и фонематического восприятия.
Фонематическим восприятием называются специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова
Фонематическое восприятие содержит в себе два компонента: фонематический слух - это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию и элементарный звуковой анализ. Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребѐнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.
Чаще всего у детей с умственной отсталостью имеются ошибки, в основе которых лежат трудности дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство. В устной речи недифференцированность фонем ведет к заменам и смешениям звуков.
По акустико-артикуляционному сходству смешиваются обычно следующие фонемы: парные звонкие и глухие согласные, лабиализованные гласные, сонорные, свистящие и шипящие, аффрикаты. Например: [Д-Т] –
«стытно», «богадый», «тавно», «деди», «ситит», «долстоетерево»; [Г-К] – «долко», «кокта», «сопага», «уколок»,
«гапуста», «баглашан» и др.; [З-С] – «сонтик», «зон», «зпит», « супнаяпазта», «У Сои самок», «класса»; [Ж-Ш] –
«шил был ѐшик», «метвешонок», «межалжкольнику», «дрошит»; [Б-П] – «польшой», «попеда», «жапа», «шупа»,
«бодарил»; [В-Ф] – «вантик», «вен», «фена», «фатрушка», «вартук», «фьюга», «вавля»; [З-Ж] – «скажал»,
«жележо», «жонтик», «луза», «жаяц», «зук», «золудь»; [Ч-Щ] – «стущит дятел», «крищит», «фонарчик», «богащ»,
«вечи», «клющи»; [Р-Л] – «волона», «лабота», «классные лозы», «рев», «кроун», «Ралиса». Таким образом, одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет, то, как ребѐнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка. Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чѐтко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут отдифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами, для них, звучат одинаково, например: сами-сани, луг-лук, лиса (животное) - леса (мн. число слова лес). То есть, язык у ребѐнка нарушен на фонемном уровне. Для развития фонематического слуха на своих занятиях я придерживаюсь определенных этапов работы:
- узнавание неречевых звуков,
- различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру,
- различение слов, близких по звуковому составу,
- дифференциация звуков,
- дифференциация слогов,
- дифференциация фонем.
Учитывая низкую способность восприятия изучаемого материала детьми с умственной отсталостью, коррекционные занятия я провожу с использованием различных дидактических игр, упражнений, наглядного материала, игровых форм и приемов обучения. Каждый этап обучения предполагает и, более того, диктует специфику применения наглядных средств. В качестве примера хочу представить некоторые упражнения и игры для формирования фонематического восприятия.
Игра «Что ты слышишь?» - детям предлагается прослушать разные музыкальные инструменты и назвать их.
Игра «Кто говорит?» - детям предлагается вспомнить сказку «Три медведя», и определить по голосу логопеда, который меняет тембр и силу голоса, кто из персонажей говорит таким голосом.
Игра «Повторялки» - дети воспроизводят слоговые сочетания в том порядке, в каком произнес логопед: пта-пто-пту-пты, кта-кто-кту-кты, фта-фто-фту-фты, ста-сто-сту-сты и т.д.
Игра «Доскажи словечко» - логопед читает детям стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строке, а дети выбирают слово, подходящее к рифме «Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные …(перина, рубашка, подушка)» «Сел в машину верный пес, У него в чернилах …(лапа, шея, нос)»
Игра «Загадочки» - логопед читает детям стихотворение, в котором они должны выбрать слово,
подходящее под определение. Слова для подстановки: сетка, клетка, метка, ветка.
«Я тебе задачу дам – все расставить по местам: Вот печать на простыне -…
Зеленеет на окне … Волейбольная висит… Канарейка в ней сидит -…»
Игра «Назови одинаковые слоги в словах» - логопед выставляет картинки: малина- машина, ложка- лодка и т.д. Затем предлагает детям найти одинаковые слоги в словах и их назвать
Игра «Топни-хлопни» - детям предлагается топнуть, например, когда услышат [С], и хлопнуть в ладоши,
если услышат [Ш]. Слова: сайка-шайка, шутки-сутки, споры-шпоры, сок-шок и другие
Игра «Угадай звук» - детям предлагается прослушать текст и назвать звук, который чаще всего слышится. Например: Тут мышка. У мышки мышата. Мышка шумит. Мышата шуршат
Игра «Корзинки» (Рисунок 1) - детям предлагается отобрать картинки с соответствующей буквой, например Ш-Ж, чашка, шишка, нож, лыжи, книжки, груша (Рисунок 2).
Игра «Гусеница» (Рисунок 3) – детям необходимо собрать слово из слогов. Например: балерина, Буратино, черепаха, собака.
Игра «Светофор» (Рисунок 4) - логопед называет детям слово, например: жук, и просит поднять карточку с местонахождением определенного звука – начало, середина или конец слова.
Игра «Паровозик». Задание: «Сколько слогов в слове? Прицепи к паровозу столько вагонов, сколько слогов в данном слове» (Рисунок 5)
Игра «Найди ошибку» - детям предлагается выслушать фразы, которые произносит логопед и найти в них ошибки.
Например:
Хозяйка сварила зуб. У девочки болел суп. На лугу паслась коса. Мальчик бил воду из стакана. В этом томе я живу.
Упражнение «Найди схожие по звучанию слова» - логопед предлагает детям серию картинок (бак, шапка,
зуб, рак, галка, палка, лапка, дуб, зверь, дверь),которые они должны назвать. Затем
схожие по звучанию картинки сложить парами. Например: бак - рак, галка – палка, дуб – зуб.
Игра «Шифровальщик» - логопед сообщает детям, какими знаками они будут обозначать определенные звуки. Например, Б-ñ, Д-ò; З -ß, С -à Затем читает слова, а дети пишут слова заменяя данные буквы на знаки (дом - ò ом, бак - ñ ак, бидон - ñ и ò он; сон - àон, мороз - мороß).
Игра «Буквы поссорились» - логопед читает детям загадки. Дети отгадывают загадки и определяют либо первый звук в слове,
либо
последний.
Данные звуки записывают в тетрадь и составляют из них слово. Например: слово- «Волк».
Выделить первый звук в слове.
Кто зимой холодной бродит злой, голодный? (Волк)
Выделить первый звук в слове. Золотой и молодой за неделю стал седой.
А денечка через два поседела голова.
Спрячу я его в карманчик Бывший желтый … (Одуванчик) Выделить третий звук в слове.
Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за резвая зверюшка? Щелкает орешки мелко, Ну, конечно, это … (Белка)
Выделить последний звук в слове.
Наткет, наплетет, сядет и добычу ждет. (Паук)
Игра «Сломанный телефон» -детям необходимо изменить первый звук слова на парный звук. Например: гость-кость, дом – том, бар – пар, жар – шар, зуб-суп.
«Бабушкина игра» - логопед читает стихотворение, объясняя задание[2]. Вам бабушка прислала
На наряды сто рублей.
Что хотите покупайте, Но наряды выбирайте
Лишь со звукам, например
[ П], в названьи… Приготовились. Вниманье!
Вы наденете юбочку с блузкой или платье?
Вы выберите шубу или пальто?
На голове будет - берет или шляпа? Что вы выберете – брошь или клипсы?
Блузку украсят бантики или пуговицы? …
Игра с мячом «Поймай слово со звуком…» Например, [Р]. Логопед называет слова, а дети ловят мяч, если услышат слово с данным звуком. Слова: помидор, корова, собака, лошадь, рак, работа, пироги, конфета…[1]
Данные игры и упражнения можно использовать для отработки каждого из смешиваемых
звуков, их очень легко адаптировать к работе по автоматизации конкретного звука. Нередко дефекты звукопроизношения по тем или иным причинам носят стойкий характер. Порой проходят месяцы
упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией, и учится не только правильно произносить нужный звук, но выделять и слышать его в речи.
Список литературы
1.
Дунаева Н.Ю., Зяблова С.В. Учимся правильно произносить звуки. Веселая школа. ООО «Издательство «Детство –Пресс», С.-П., 2014 (с14-16)
2.
Лопухина И. Логопедия 550. –Москва,1995 (с 185-188)