Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Авторы:
Город:
Саранск
ВУЗ:
Дата:
18 февраля 2016г.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. В настоящее время перед образовательными организациями встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания подрастающего поколения. Причиной этого кроется в смене ценностей государства и общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей и подростков. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому, как губка, впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни. В связи с этим проблемы духовно- нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане [2].

Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для общества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий [1]. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство. Главная цель духовно-нравственного воспитания – формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации. Под нравственностью понимают – способность самостоятельно осуществлять правильный моральный выбор, подчинять ему свои поступки и поведение, осознавая ответственность перед людьми [3]. Духовность определяется как внутреннее состояние, гуманные чувства и эмоции, побуждающие человека к нравственным поступкам. Таким образом, духовно-нравственные качества можно определить как совокупность принятых и хорошо усвоенных личностью моральных норм, принципов и правил, которые, под влиянием возникших гуманных чувств, применяются добровольно и правильно.

Проблемы, связанные с воспитанием детей, имеющих нарушение интеллекта, постоянно находятся в центре внимания современного общества. Сложный характер высших психических функций у данной категории детей и зависимость их формирования от социального развития делает эти функции наиболее слабым звеном в общем строении психики детей с нарушением интеллекта. Поэтому задача воспитания учащихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида приобретает не только теоретическое, но и большое практическое значение. Школьники с нарушением интеллекта должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам [4].

Духовно-нравственному развитию младших школьников с нарушением интеллекта всегда уделялось достаточно много внимания. И это не случайно, поскольку это направление в воспитании детей отражает отношение ко всем значимым сферам жизни будущего члена социума, демонстрирует его патриотизм, нравственность, эстетическое восприятие, толерантность, любовь к природе, культуру поведения.

Младший школьный возраст является сензитивным для накопления знаний и приобретения опыта, в том числе и нравственных знаний, нравственного опыта. В это время у детей формируется способность к сознательному руководству собственным поведением, возникают относительно устойчивые формы поведения в деятельности. А также, формируется личностная рефлексия, которая предполагает знание себя, осознание своих взаимоотношений с окружающими, анализ оснований своих действий, поступков, свое отношение к духовным ценностям.

Среди задач духовно-нравственного развития младших школьников следует отметить: воспитание в подрастающем поколении доброты, терпимости, уважения, милосердия; развитие творческих способностей, поддержание познавательных интересов детей; организация спортивно-оздоровительных мероприятий для укрепления физического и психического здоровья детей; поощрение и налаживание тесного взаимодействия между семьей и школой.

Духовно-нравственное становление личности младших школьников с нарушением интеллекта во многом определяется правильно организованным общением как детей между собой, так и с родителями. Каждый последующий этап нравственного развития личности знаменуется новым увеличением ее нравственных возможностей. Так, если дошкольный возраст можно характеризовать как период эмоциональной активности, то младший школьный возраст можно назвать периодом интеллектуальной активности. Данный возраст – это тот этап развития личности, который по преимуществу является этапом накопления знаний и приобретения опыта, в том числе духовно-нравственных знаний, опыта. Е.А. Стребелова считает, что в младшем школьном возрасте зарождаются моральные качества, которые воплощают в себе те или иные моральные нормы, но эти качества еще слабо выражены. У детей этого возраста еще не достаточно развито самосознание, поэтому они не могут осознать свои качества и соотнести их со своими поступками, в отношении же других людей могут. Умение видеть причину поступков в самом себе вырабатывается только в подростковом возрасте. Особенности духовно- нравственного формирования детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта связаны с развитием степени осознанности, обобщенности их представлений о нравственной стороне человеческих отношений [4].

Для детей младшего школьного возраста данной категории соотношение поведения и осознание нравственной стороны явлений жизни характеризуется следующими особенностями: сначала это поведение, основанное на эмоциональных обобщениях (не могут объяснить, почему они поступили так, или иначе, с позиций нравственности), затем отмечается увеличение объема ситуаций и поступков, соответствующих нравственной норме, которую ребенок уже может сформулировать. Особенности детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта проявляются в неустойчивости их внимания, подвижности, эмоциональности. Неустойчивость внимания связана со слабым развитием умения произвольно подчинять свои действия не внешним обстоятельствам, влияниям, воздействиям, а внутренним целям, задачам, которые ставит перед ребенком взрослый. Поэтому дети, особенно дети 7 лет, легко отвлекаются от того главного, на что должно быть направленно их внимание  на уроке, во время воспитательной беседы. У 7–8 летних детей внимание более устойчиво при выполнении внешних, а не умственных действий. Подвижность, характерная для ребенка младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, также обычно связана со слабым развитием волевых действий.

Для того, чтобы обучение достигло поставленных целей и задач педагоги должны учитывать возрастные и познавательные особенности учащихся, знать их интересы и увлечения, использовать современные технологии и методики, корректировать настроение во время совместной деятельности. Занятия могут проходить не только в стенах учебного заведения, результат можно получить, проводя внеклассную работу. Так же очень важна работа с родителями, разъяснение им необходимости совместного духовно-нравственного воспитания, его основ, закономерностей, правил .

Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги - ученые. Но и сейчас она актуальна. Так как очень часто не удается оградить детей и подростков от дурного влияния негативных явлений действительности, от не лучших образцов поведения людей не соответствующих нравственно-этическим нормам нации.

 

Список литературы

1.      Банников, В.Н. Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся во внеурочной деятельности / В. Н. Банников // Начальная школа. – 2012. – № 8. – С. 41–45.

2.      Грачёва, А. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: совершенствуем планирование / А. Грачёва, С. Гавалешко // Коррекционно-развивающее образование. – 2014. – № 1. – С. 3– 15.

3.      Современные технологии обучения и воспитания учащихся специальных (коррекционных) школ (по материалам республиканского семинара-практикума) / под ред. А.М. Ванина // Интеграция образования. – 2010.– № 1. – С. 120–124.

4.      Стребелева, Е.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта : учебник для студентов вузов / Е.А. Стребелева. – М. : Парадигма, 2012. – 254 с.