Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 февраля 2016г.

В современном обществе возрастает количество дисгармоничных семей, в которых воспитание ребенка приобрело проблемный характер и отмечается изменение родительских позиций по отношению к ребенку. К настоящему времени сложилось убеждение, что тип детско-родительских отношений предстает одним из значимых факторов, влияющих на развитие личности ребенка.

В литературе, как западной, так и отечественной, представлено большое количество исследовательских работ психологов, педагогов, психотерапевтов, изучающих проблематику детско-родительских отношений, стили родительских отношений к ребенку и их влияние на формирование его личности, особенностей характера и поведения, возникновение различных аномалий развития ребенка. Наибольший вклад в исследование данной проблемы внесли Адлер А., Боулби Д., Кляйн М., Ландгмеер И., Матейчик З., Эйнсуорт М.Д., Эриксон Э., Варга А.Я., Гарбузов В.И., Захаров А.И., Куликова Т.А, Личко А.Е., Соколова Е.Т., Спиваковская А.С., Столин В.В., Эйдемиллер Э.Г. и др.

В исследовании приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6,5 лет (20 мальчиков и

20 девочек) и их родители. Были использованы проективные методики «Лесенка», «Динамический рисунок семьи» (Р. Бернс, С.Кауфман), тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).

Выяснилось, что в опрошенной группе мам чаще всего встречается принятие как тип родительского отношения, отражающий уважение и симпатию к ребенку (13 чел. – 32,5%). Тип родительского отношения мам, характеризующийся симбиотической связью с ребенком, используется реже (9 мам - 22,5%). Тип «Кооперация», свидетельствующий о заинтересованности в делах ребенка и стремлении ему помочь, и «Авторитарная гиперсоциализация», отражающая авторитарный стиль общения с ребенком по частоте совпали – по 20%. У двух мам (5%) был обнаружен тип родительского отношения, характеризующийся неверием в успешность и умения ребенка, стремлением оградить его от трудностей и контролировать его действия, о чем свидетельствуют высокие показатели по шкале «Маленький неудачник».

В опрошенной группе пап наиболее часто встречаются родительские отношения, характеризующиеся высокой степенью принятия и симпатии к своему ребенку – 37,5%; стремление помочь ребенку, заинтересованность в его делах и планах («Кооперация») - 22,5 %; «Авторитарная гиперсоциализация» - 20%; недоверие к ребенку, стремление контролировать его действия - 15% (шкала «Маленький неудачник»). Наименее характерен для пап тип симбиотического родительского отношения - 5 %.

При обработке данных методики «Лесенка», проведенной с детьми, были получены следующие результаты: у 11 детей (27,5%) высокий уровень самооценки, у 21ребенка (52,5%) - средний, у 8 (20%) – низкий.

Распределение детей по трем категориям (высокая, средняя и низкая самооценка) проводилось по следующим критериям. Дети с высоким уровнем самооценки размещали себя на верхних ступеньках лестницы (6 и 7), также на самые высокие ступеньки их поместил, по мнению ребенка, хотя бы один из значимых взрослых (мама, папа, воспитатель). К детям со средним уровнем самооценки были отнесены те, кто поставил себя на средние и высшие ступеньки лестницы, однако ни один из взрослых, по мнению ребенка, не поставил его на высшие ступеньки. Дети, которые по результатам тестирования были отнесены в категорию с низким уровнем самооценки, как правило размещали себя на нижних и средних ступеньках, а также считали, что значимые взрослые не поставят их на ступеньки выше четвертой.

При обработке данных методики «Динамический рисунок семьи» были выделены три уровня детско-родительский отношений: высокий уровень (22,5%), средний (57,5%) и низкий (20%).

О высоком уровне детско-родительских отношений свидетельствуют следующие особенности рисунка: присутствуют все члены семьи, ребенок помещает себя в центр рисунка в окружении родителей, он тщательно прорисовывает изображения всех членов семьи, используя яркие цвета, на лицах – улыбки, в позах прослеживается спокойствие, все члены семьи либо держат друг друга за руки, либо обращены друг к другу. О среднем уровне детско-родительских отношений можно говорить, когда на рисунке ребенка отсутствует кто-либо из членов семьи, на лицах нет улыбок, ребенок рисует себя сбоку или на некотором расстоянии от родителей, присутствует штриховка некоторых деталей или фигур членов семьи, отсутствуют некоторые части тела (кисти рук, нос, рот), либо один из членов семьи нарисован со стороны спины. Низкий уровень детско-родительских отношений диагностируется при наличии у одного из родителей несущего угрозу предмета, например, ремня; использовании в рисунке темных красок, диспропорций в размерах членов семьи, размещении себя на значительном удалении от других.

При анализе результатов тестирования детей по методикам «Лесенка» и «Динамический рисунок семьи» было выявлено, что большинство детей, имеющих высокий уровень самооценки, оценивают семейную ситуацию как благоприятную. Дети, показавшие средний уровень самооценки, демонстрируют при оценке семейной ситуации симптомокомплекс тревожности и конфликтности. Большинство детей с низким уровнем самооценки имеют симптомокомплексы конфликтности, враждебности, чувства неполноценности.

Таким образом, при субъективной оценке ребенком взаимоотношений в семье как благоприятных, характеризующихся принимающим, поддерживающими доверительным отношением к нему родителей, эмоционально вовлеченных в жизнь ребенка, объединенных общей деятельностью, у него формируется адекватно высокая самооценка, открытое отношение к миру, уверенность в себе и своих силах, хорошая личная и социальная адаптированность. В случае, когда ребенок оценивает взаимоотношения в семье как неблагоприятные, характеризующиеся враждебностью по отношению к ребенку и конфликтностью, он демонстрирует низкий уровень самооценки, чувство собственной ненужности, отличается малой социальной активностью и более закрыт в межличностных контактах.

При анализе результатов теста-опросника родительского отношения были выявлены различия в типах родительского отношения матерей и отцов. Так, при анализе результатов тестирования матерей было обнаружена следующая значимая зависимость: чем более авторитарный тип отношения показывает мать по отношению к ребенку, тем больше проявлен симбиотический тип отношений к нему. Такие результаты можно объяснить тем, что матери, авторитарно осуществляющие контроль за действиями ребенка, его достижениями, привычками, мыслями и чувствами, требуют от него безоговорочного подчинения и дисциплины, они навязывают ребенку свою волю, а за проявления своеволия и инициативы строго его наказывают. Такие матери постоянно ощущают тревогу за ребенка, поскольку воспринимают его как маленького и беззащитного, они стремятся с помощью жесткого контроля оградить его от всех жизненных трудностей. Матери ощущают себя с ребенком единым целым.

При анализе результатов тестирования отцов были выявлены следующие значимые закономерности: чем больше отец принимает ребенка, тем больше он стремится к симбиотическим отношениям с ним и тем больше стремится инфантилизировать ребенка. Отцы, принимающие ребенка таким, какой он есть, стремятся проводить время вместе с ребенком, уважают его индивидуальность, одобряют его интересы и планы. В то же время, отцы, воспринимающие ребенка маленьким и беззащитным, ощущают тревогу, стремятся удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, ограничивая его самостоятельность.

При анализе результатов теста ОРО была также обнаружена взаимосвязь типа родительского отношения матерей и отцов по шкале «Авторитарная гиперсоциализация», отражающая форму и направленность контроля за поведением ребенка. Уровни авторитарной гиперсоциализации родителей разного пола (отцов и матерей) связаны отрицательным образом у 30% опрошенных: чем выше этот уровень у одного из родителей, тем ниже он у другого. Такие результаты родительского отношения можно объяснить противоборством родителей между собой, по крайней мере в вопросах воспитания ребенка: в случае, когда отец проявляет жесткость в воспитании, мать занимает оборонительную по отношению к ребенку позицию, когда же мать проявляет твердость, отец встает на защиту ребенка. Это  может свидетельствовать об отсутствии в семье общей  цели  и стратегии воспитания, договоренностей о применяемых воспитательных методах и приемах, системе поощрений и наказаний. Подобная ситуация может неблагоприятно сказаться на развитии личности ребенка, поскольку залогом его будущих успехов в обучении и жизни является умение контролировать себя, быть дисциплинированным, а при непоследовательном воспитании, при отсутствии требовательности и строгой дисциплины, понятных правил и норм поведения, у ребенка не может сформироваться устойчивая самооценка, личная и социальная адаптивность.

При анализе связей результатов теста-опросника родительских отношений и методик, проведенных с детьми, была обнаружена прямая зависимость между показателями шкалы «авторитарная гиперсоциализация», продемонстрированными родителями и показателями методики «Лесенка» их ребенка. Чем выше балл родителей по данной шкале, тем на более  низкие уровни «лесенки» ставит себя их ребенок.  Подобную  связь можно объяснить тем, что авторитарный стиль общения родителей с ребенком в конечном счете приводит к снижению самооценки ребенка, его неуверенности в собственных силах.

Дети родителей с высокими показателя по шкале  «авторитарная гиперсоциализация» проявляют симптомокомплекс тревожности и чувство неполноценности в семейной ситуации по методике «Динамический рисунок семьи». Их рисунки отличались маленькими размерами своего изображения, что говорит об ощущении ребенком незащищенности, неспособности, чувстве вины, неуверенности в себе, желании спрятаться, защититься от давящей семейной ситуации. В то же время, рисунки этих детей изобиловали дополнительными деталями, вещами, которые выполняют для ребенка защитную функцию. В ситуации, когда родитель относится к ребенку как неспособному, неполноценному, несамостоятельному, требующему постоянного контроля, он находит «спасительную нишу» в предметном мире, в мире своих фантазий, где получает то ощущение комфорта и уверенности, которое ему не дают родители.

Также была обнаружена связь между низкими показателями по шкале «Принятие – отвержение», которые свидетельствуют, что родитель воспринимает своего ребенка как неудачника, испытывает к нему злость, раздражение, досаду и высоким  уровнем самооценки при симптомокомплексе тревожности и враждебности семейной ситуации. Эти результаты объясняются тем, что у ребенка срабатывает защитная реакция: чем больше родитель отвергает ребенка, пренебрегает им, тем больше позитивных качеств он сам себе приписывает, демонстрируя выше среднего и высокий уровень самооценки. В то же время, он осознает деструктивность и враждебность семейной ситуации, что неизбежно вызывает в ребенке внутренний конфликт.

Согласно полученным в ходе исследования результатам можно сделать вывод, что чрезмерное давление со стороны родителей и строгий контроль, характеризующие авторитарный стиль родительского отношения к детям, приводит ребенка к повышенной тревожности и неуверенности в себе, формированию заниженной самооценки ребенка. В жестких рамках безоговорочного послушания и дисциплины ребенок впитывает отрицательные оценки родителей, которые со временем становятся его собственными. Завышенный уровень требований, выдвигаемый родителями, ведет к тому, что ребенок понимает, что ему невозможно дотянуться до родительских «стандартов», и в результате чувствует свою неполноценность, незащищенность, испытывает чувство вины, ощущает себя маленьким. Поскольку индивидуальный опыт ребенка дошкольного возраста еще не достаточен, а родительское отношение имеет негативную оценочную окраску, это приводит к необъективному представлению ребенка о себе и своих возможностях, что препятствует свободному развитию ребенка, обучению, общению.

В результате исследования выявлено, что «симбиотический» стиль отношений к ребенку также является тормозом в развитии его личности. Ощущая себя единым целым с ребенком, родитель ограждает его от жизненных трудностей, стремится удовлетворить все его потребности. Следствием такой безграничной любви и гиперопеки становится неадекватно завышенный уровень самооценки ребенка, ощущение себя центром внимания. Такой ребенок требует удовлетворения любых своих потребностей, не желая прикладывать собственные усилия. Подобное самовосприятие неизбежно будет нарушено при смене деятельности и социального окружения при поступлении в школу, что может привести к существенному снижению самооценки ребенка, неуверенности в себе и, как результат, неспособности справляться с учебной деятельностью.

Также в ходе исследования обнаружена следующая закономерность: чем больше родитель отвергает ребенка, тем больше положительных качеств ребенок себе приписывает. Наделяя себя хорошими качествами, ребенок, тем самым, компенсирует равнодушное отношение родителей к себе и их отрицательные оценки личности ребенка. Можно предположить, что в такой ситуации у ребенка происходит замещение «Я-реального» на «Я-идеальное».

Похожие результаты были отмечены и при родительском отношении к ребенку как к «маленькому неудачнику», принижающем его личную и социальную состоятельность. Такое отношение так же приводит к тому, что высокая самооценка выполняет для ребенка защитную функцию, оторванную от реального поведения.

Таким, образом, дети, растущие в семьях, где сформированы теплые, доверительные отношения между детьми и родителями, где присутствует требовательность и дисциплина одновременно с уважением и предоставлением относительной автономии ребенку, имеют устойчивое самовосприятие, хорошую социальную и личную адаптивность, адекватную самооценку, уверенность в себе, имеют меньше трудностей в обучении и общении со сверстниками. Нарушения же в детско-родительских отношениях, неадекватный стиль воспитания, сформировавшийся в семье, приводит к формированию различных комплексов и психологических проблем у ребенка, чувству собственной ненужности и изолированности, малой социальной активности и неспособности к конструктивным межличностным контактам, препятствует гармоничному развитию личности ребенка.

 

Список литературы

1.      Комарова, О.Н. Проблема психологического и социального здоровья в современной психологии [Текст] / О.Н. Комарова // Человек: преступление и наказание. – Рязань, 2009. – № 1. – С. 166-170.

2.      Цуканова, Т.Г. Географические аспекты становления и развития образовательных систем стран Латинской Америки [Текст] / Т.Г. Цуканова / диссертация на соискание ученой степени кандидата географических наук. – Рязань, 1999.