31 декабря 2017г.
Современный этап развития образования ориентируется на создание
необходимых условий, обеспечивающих полноценное развитие личности каждого ребенка и
его самореализацию в жизни. В связи
с этим, повышается значимость психолого-педагогических и медико-социальных служб, оказывающих
помощь детям с проблемами
в развитии, поведении
и сопровождающих их обучение и воспитание.
По мнению Е. В. Ватиной, детям с задержкой психического развития можно обеспечить полноценное
развитие и образование при условии своевременной и организованной с учетом структуры дефекта коррекционно-развивающей работы. Это позволит максимально скорректировать временное отставание в развитии
и предотвратить возникновение вторичных нарушений у детей [2].
В трактовке
автора М.
Р. Битяновой
сопровождение
- проектирование
образовательной
среды, исходящее из общегуманистического подхода к необходимости максимального раскрытия возможностей и
личностного потенциала ребенка (создания условий для максимально успешного обучения данного
конкретного ребенка), опираясь на возрастные нормативы развития, основные новообразования возраста как критерии адекватности образовательных воздействий,
в
логике собственного развития ребенка,
приоритетности
его потребностей, целей и ценностей
[3].
Сопровождение детей дошкольного возраста предполагает раннюю диагностику и коррекцию
нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе. В начальной школе – обеспечение адаптации к
школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, формирование познавательной активности. Психолого-педагогическое сопровождение играет важную роль в коррекции и развитии детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
своевременное
выявление
трудностей в обучении; выбор образовательного маршрута, адекватного возможностям ребенка; содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации; предупреждение возникновения
вторичных нарушений; развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и
родителей
[3].
Основные направления работы психолого-педагогического сопровождения: диагностика и отслеживания динамики развития; психологическое просвещение и образование родителей и
педагогического персонала; коррекционно-развивающая работа.
Реализация технологии сопровождения школьников проходит пять этапов (по Э.М. Александровской): подготовительный,
диагностический, коррекционно-развивающей
работы, повторной
диагностической
работы, консультативно-методический [1].
Реализация диагностической, прогностической, коррекционной функций предполагает изучение
стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе и, следовательно,
построение системы психолого-педагогического сопровождения, в рамках которого разрабатывается индивидуальная программа. Ее содержание может быть направлено на установление доверительной связи
между взрослым и ребенком, удовлетворение потребности ребенка в безопасности, предупреждение
негативных привычек, нежелательного поведения, нервно-психического утомления, срывов и
т. д.
[2]
Систематическое проведение коррекционно-развивающих занятий существенно повышает уровень образовательных возможностей детей. Занятия создают условия для развития у детей познавательных
интересов, формируют способность к выполнению самостоятельной целенаправленной деятельности. За коррекционной работой закрепляется исправление отклонений, а за развивающей – раскрытие
потенциальных возможностей ребенка. Целью занятий является ликвидация имеющихся или
предупреждение возможных пробелов в знаниях учащихся, коррекция недостатков психического развития,
адаптация школьников к учебной деятельности. Основное содержание занятий необходимо связать с непосредственным восприятием предметов и явлений общественной жизни и природы, с наблюдением за
деятельностью взрослых. Поэтому на занятиях используют по возможности все анализаторы и применяют
разнообразные наглядные приемы: показ упражнений, использование наглядных пособий, имитации зрительных, звуковых ориентиров [2].
С. В. Тарасова выделяет следующие условия эффективного психолого-педагогического сопровождения детей
[1]:
Особое значение в преодолении трудностей в освоении навыков чтения и письма приобретает психолого-педагогическое сопровождение, так как оно направлено на создание специальных психолого- педагогических условий для успешного обучения и развития ребенка в ситуациях школьного
взаимодействия.
Психолого-педагогическое сопровождение коррекции трудностей в освоении навыков чтения и
письма у младших школьников с ЗПР будет осуществляться следующими этапами:
На подготовительном этапе будет проводится анализ работ ребенка (школьный дневник, тетради по
русскому языку и другим предметам, творческие поделки, рисунки), знакомство с медицинской документацией (медицинская карта ребенка или выписки из нее специалистов: педиатра, невропатолога,
психоневролога, отоларинголога и
др.), характеристиками
педагогов на ребенка, беседа с родителями.
На диагностическом этапе устанавливается контакт с ребенком, план проведения обследования,
специалистами (учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем лечебно- физической культуры (ЛФК), учителем начальных классов) будут проводиться диагностические методики, отобранные специально для детей с ЗПР с учетом их психофизиологических особенностей.
Коррекционно-развивающий этап. После проведения диагностики и разработки индивидуальной
программы проходит реализация программы всеми участниками сопровождения (учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем лечебно-физической культуры (ЛФК), учителем
начальных классов).
Повторная диагностическая работа проводится,
чтобы
посмотреть на
правильность выбранной программы или ее корректировку в соответствии с полученными результатами проведенной работы, отследить динамику освоения коррекционно-развивающей программы, определить направления дальнейшей
работы специалистов.
На консультативно-методическом этапе проводится беседа с родителями и учителями по вопросам
обучения школьников, даются рекомендации учителям, воспитателям, работающим с учеником, родителям.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение является не только суммой разнообразных
методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая
культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации и
адаптации в обществе. Цель сопровождения
–
создание
таких
психолого-педагогических условий,
при которых ребенок с особыми образовательными потребностями сможет стать субъектом своей деятельности,
общения и
собственного
внутреннего мира.
Список литературы
1.
Авдулова Т. П.
Психолого-педагогическое сопровождение реализации Федеральных
государственных образовательных стандартов дошкольного образования
(ФГОС ДО). Изд.: ВЛАДОС, 2016
2.
Ватина Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. - РИО ФГБОУ ВПО «СГПИ»,
2012
3.
Хаидов С. К. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями
здоровья: организация, содержание, технологии
/ Н. А.
Степанова, С. Г.
Лещенко, С. К. Хаидов. - Тула: Тульское производственное полиграфическое предприятие, 2016