Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
31 декабря 2017г.

Термин арт-терапия с английского языка переводится как «лечение с помощью художественного творчества». На сегодняшний день, методы арт-терапии очень популярны в нашей стране. По мнению И.А. Копытина популярность арт-терапии связана с тем, что «лечение» основано на выражении чувств, мыслей и эмоций с помощью творчества.

Арт – терапия не требует специальных навыков от человека. Каждый из нас в детстве рисовал, лепил из пластилина, строил что-то в песочнице. Еще один неоспоримый плюс арт-терапии это ее «невербальность». На приеме у психолога человеку нужно говорить, описывать свои жизненные ситуации. В арт-терапии это не требуется. Изобразительная деятельность открывает «бессознательное» в человеке, что может дать психологу более широкое понятие о проблеме человека.

Виды арт-терапии:

1. «Сказкотерапия – способ передачи основных знаний о жизни». [2– 17 с.] Сказкотерапия – учение, которое содержит в себе зерно истины о общечеловеческих ценностях. Чаще всего сказки основываются на притчах, мифах, легендах. Они повествуют о добре и зле, любви и разлуке, жизни и смерти.

Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева является основоположником данной арт-терапевтической практики. В своих работах она рассматривает сказкотерапию как: лечение, поиск знаний о мире, активизация потенциала личности, образование и воспитание личности ребенка. По  мнению ученого предметом сказкотерапии является процесс воспитания нашего внутреннего ребенка. «Необходимо посеять зерно осмысления в душу ребенка». (Зинкевич-Евстигенеева)

Т.Д.Зинкевич- Евстигнеева пишет, что «сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем». Почти на каждую проблему можно найти сказку и выход из этой ситуации. Смотря на героев произведений, дети могут осмыслить собственные поступки.

Сказкотерапия помогает снять психоэмоциональное напряжение, развить творческие способности, расширить сознание и лучше понять окружающий мир.

Коррекция путем проведения сказкотерапии, является самым эффективным методом. В дошкольном возрасте информация, переданная ребенку через яркие образы, будет для него наиболее доступной. Сказка помогает ребенку переработать свою проблему через собственный эмоциональный фон, что способствует снизить уровень тревожности в дошкольном возрасте.

2.«Песочная терапия— один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития». [3— 20 с.]

Этот метод возник из аналитического подхода К.Г. Юнга, основывается на символическом содержании бессознательного как основе для внутреннего роста и развития.

Песочная терапия может быть использована вместе со сказкотерапией. С помощью песка можно легко выстроить или нарисовать любых сказочных героев, замки. Когда занятия по песочной терапии только начались, и психологу необходимо установить контакт с группой, нужно предложить детям построить вместе сказочную страну.

Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева отмечает, что при анализе картин, нарисованных песком и построенных из песка сказок можно увидеть внутренние конфликты ребенка, агрессию. Если специалист видит, что у ребенка на картине война, разрушения, драка, значит на его душе не все спокойно.

Необходимо отметить важные особенности  песка. Во-первых, этот   материал создан самой природой, поэтому каждый кто его берет становится творцом. Во-вторых, песок не имеет формы, мы можем изменять его до бесконечности. В-третьих, для работы с песком человеку не требуется специальных навыков. Песок поглощает отрицательную энергию, работа с ним активизирует точки на кончиках пальцев, что положительно сказывается на организме человека. Работа с песком кропотливая, поэтому, он обучает терпимости и усидчивости.

Песочная терапия способствует коррекции тревожности, создавая на занятиях максимально комфортную ситуацию, ребенок чувствует себя защищено, поэтому проявляет творческую активность, фантазию,   воображение.    Ребенок   не   боится   принимать   решение,    работать   самостоятельно. В играх с песком ребенок неосознанно учится понимать себя, положительно принимать себя. Песок способен «заземлять» негативную энергию и эмоции ребенка. Проживание ребенком какой-либо социальной ситуации, ее проигрывание будет являться полезным жизненным опытом, который в свою очередь очень пригодиться ребенку в его дальнейшей взрослой жизни.

3.Игровая терапия — это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры [6]. Игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снимать напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Игровую терапию можно описать как опыт, чувства, мысли и желания человека, проецируемые на игрушки и на различные вещества, такие как песок, краска или вода. Ребенок выбирает для себя такие игрушки, на которые он может спроецировать свой прежний опыт, затем использует эти объекты, чтобы примерить на них исследуемые роли и взаимоотношения. Важность символической игры состоит втом, что это способ исследования клиентом своего прошлого опыта с возможностью оставаться на безопасном рас- стоянии от реальной действительности.

Основная цель игровой терапии — помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом — через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе [5].

Спонтанное самовыражение в игре позволяет ребенку освободиться от болезненных внутренних переживаний, связанных с негативным эмоциональным опытом (катарсис). Включение волевых механизмов,  активизация  творческого  поиска  новых,  более  адекватных  способов  реагирования  в проблемных  ситуациях, на ряду с более глубоким  пониманием собственного Я  и своих отношений со значимыми другими, способствуют позитивным изменениям на поведенческом уровне.

В то же время игра для ребенка — это и одна из форм “самотерапии”, благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и проблемы. В относительно безопасной игровой ситуации ребенок позволяет себе опробовать различные способы поведения.

4.       Изотерапия выступает как один из наиболее распространенных видов арт-терапии. Он определяется как лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.

Изотерапия широко используется в работе с детьми с различными проблемами задержкой психического развития, речевыми трудностями, в работе с детьми, имеющими умственную отсталость, аутизм, во всех случаях, где затруднен вербальный контакт. Но, кроме этого, изотерапия также используется в работе с детьми, имеющими проблемы в эмоциональной сфере: повышенную тревожность, страхи, агрессивность и т. д.

В изотерапии психолог помогает ребенку осознать и решить проблемную ситуацию, внешне ее выразить в рисунке, лепке и определить выход из нее.

В рисунке происходит выход переживаний и чувств ребёнка, перестройка отношений к различным ситуациям, особенно к неприятным и травмирующим. Отождествляя себя с теми или иными образами, ребёнок осуществляет внутреннюю борьбу с негативными переживаниями.

По мнению А.И. Копытина, благодаря обсуждению результатов рисования взрослый с помощью своих высказываний, вопросов акцентирует внимание ребенка и направляет его на проблему, помогает ему увидеть то, что является препятствием для его гармоничного эмоционального состояния. И создает условия для того, чтобы ребенок мог вербализовать свои мысли и чувства, выразить их, снять чрезмерное психоэмоциональное напряжение [4].

Благодаря изотерапии взрослый может научить ребенка справляться со своейтревожностью, показав ему определенные методы и пути. Это имеет важное значение, поскольку тревожность является неотъемлемой частью человеческого существования и, овладевая способами работы со своей повышенной тревожность, ребенок в дальнейшем сможет более успешно справляться с этим чувством сам.

5.       Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

Основа музыки — звук. Звук — это акустический сигнал, имеющий волновую структуру. Из специальной литературы известно, что акустический сигнал воздействует на клетки живого организма, изменяя их активность [1].

Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что ребенок в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нём активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения. Занятия направлены на моделирование положительного эмоционального состояния, релаксацию - выход, посредством музыки из травмирующей ребенка ситуации.

В процессе психологической коррекции детей с эмоциональными нарушениями целесообразно использовать многообразные психокоррекционные технологии с обязательным учётом степени тяжести эмоциональной проблемы, направленности конфликта, особенностей социальной среды, окружающей ребёнка, а также его индивидуально-психологических характеристик.

Музыка помогает ребенку расслабиться. Специально подобранная музыка с частотой ритма не более 60 ударов в минуту помогает ребенку сосредоточиться на создаваемых им образах, почувствовать мышечное расслабление, синхронизировать дыхание, так как музыкальный ритм влияет на длину волн, генерируемых человеческим мозгом, изменяет гемодинамику, обмен веществ, гуморальные реакции. Расслабившись, ребенок выстраивает с помощью психолога приятные ему образы, «оживляет» приятные воспоминания, которые помогут ему справиться с имеющимися фобиями или с напряжением по какому- либо поводу.

Таким образом,применение арт- терапии в психолого- педагогической коррекции ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста является наиболее эффективным средством психокоррекционного воздействия на эмоциональную сферу ребенка, дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает при интерпретации вытесненных переживаний, способствует осознанию ощущений и чувств.

Такие методы арт-терапии, как сказкотерапия, изотерапия, игротерапия, песочная терапия и музыкотерапия позволяют снижать ситуативную тревожность, развивать умения решать проблемные ситуации и повышать эмоциональную самооценку ребенка.

У детей старшего дошкольного и дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

 

Список литературы

 

1.       Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Издательство Института Психотерапии, 2004.

2.       Буслаева М.Ю. Проблема регуляции эмоциональных состояний личности// Акмеология 2007. Методологические и методические проблемы / Под ред. Н.В. Кузьминой, Л.И. Дубровиной. – СПб.: Изд-во ЦСИ, 2007. – Выпуск 12. – С. 113-120.

3.       Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – С-Петербург: Речь, 2006.

4.       Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии. — СПб.: Речь, 2002.

5.         Копытин А.И. Основы арт-терапии [Текст]. СПб.: Лань, 2009. – 162 с

6.       Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учеб.пособие для вузов. – М.: Сфера, 2000. – 509 с.

7.    Практическая диагностика и психологическое консультирование / Под.ред. Т. Ю. Синченко, В. Г. Ромек. Ростов-на-Дону: Фирма Ирбис, 1998.