Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Авторы:
Город:
Сургут
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.

Данная работа посвящена теоретическому исследованию пространственных представлений детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а именно с детским церебральным параличом.

В настоящее время количество детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата значительно возросло: 6 детей на 1000 детского населения страдает ДЦП [6].

Двигательные расстройства при ДЦП практически  всегда сопровождаются нарушениями высших психических функций. В число наиболее распространенных входят нарушения развития пространственных представлений: согласно статистическим данным Института им. Г.И. Турнера (Санкт-Петербург), они отмечаются у 80% детей с ДЦП [8]. Задержка и затруднения пространственной ориентировки приводят в дальнейшем к усугублению нарушений психического развития.

Цель данной работы: теоретическое обоснование особенностей пространственных представлений детей дошкольного возраста с ДЦП.

Объект: пространственные представления детей дошкольного возраста.

Предмет: особенности пространственных представлений детей дошкольного возраста с ДЦП. Задачи:

1.   Изучить сущность понятия «пространственные представления».

2.   Изучить теоретические данные о развитии пространственных представлений в онтогенезе.

3.   Обобщить теоретические данные об особенностях пространственных представлений детей с ДЦП.

Методологической основой данной работы являются три направления исследований. В рамках изучения пространственных представлений рассмотрены работы Б.Г. Ананьева, В.С. Мухиной, М.М. Семаго. Сведения о клинике ДЦП представлены в исследованиях К.А. Семеновой, Л.О. Бадаляна. Изучение пространственных представлений детей с ДЦП содержится в работах А.Я. Абкович, Л.А. Алтынгузиной, А.А. Гусейновой, Т.С. Джаниевой, Е.В. Добрыниной, М.И. Кременецкой, Т.Л. Логачевой, Е.М. Мастюковой, А.В. Семенович, Л.М. Шипицыной.

Первичную информацию об окружающем мире человек получает посредством ощущения и восприятия. Для психической жизни большее значение имеет не первичный образ, перцепт, а возможность вызвать образ ранее воспринятых предметов, то есть представление. По мнению Е.Б. Старовойтенко, представления существуют во множестве форм, приближающихся, с одной стороны, к сенсорно-перцептивным феноменам, а с другой — к феноменам мышления [7]. По словам Л.М. Веккера, представления - это звено, смыкающее первосигнальные процессы со второсигнальными, «специально человеческими» [14].

Существует множество разновидностей представлений: по виду анализаторов (зрительные, слуховые, двигательные), по информированности индивида об объекте представления (представления памяти и воображения), по степени выраженности волевых усилий при создании образа (произвольные и непроизвольные).

Отдельной формой являются представления, связанные с отражением свойств пространства (форма, величина, взаимное расположение предметов).

По мнению Б.Г. Ананьева, любой воздействующий на анализатор раздражитель обладает своей пространственной определенностью.

М.М. Семаго рассматривает пространственные представления как компонент пространственно-временных репрезентаций, в свою очередь включающий в себя четыре уровня: представления о пространстве собственного тела; топологические представления; пространство речи и языка (квазипространственные, лингвистические представления); пространство межличностных отношений [12].

Взаимоотношение     понятий     «пространственные     представления»,     «пространственное    восприятие», «пространственная ориентировка» и «пространственное мышление» можно выделить при анализе работы С.А. Роговой. Базовым понятием является восприятие пространства. Оно обеспечивает ориентировку человека в окружающем мире. Пространственные представления появляются в процессе пространственного восприятия и пространственной ориентировки. Использование пространственных представлений в деятельности, оперирование вторичными образами происходит в процессе пространственного мышления [11].

Изучение развития пространственных представлений произведено Т.Л. Логачевой, Т.А. Мусейибовой, В.С. Мухиной, М.М. Семаго.

По данным В.С. Мухиной, ребѐнок уже в младенческом возрасте обладает дифференцированной кинестезией и самоощущением. В раннем  возрасте с накоплением  опыта движений  и действий начинается освоение телесного «Я». В процессе специально организованного взаимодействия с природой, людьми, культурными объектами происходит формирование сенсорных эталонов, в число которых входят пространственные отношения. В дошкольном возрасте направления пространства и пространственные отношения отделяются от самих предметов. Пространственные представления основаны на других видах представлений, поэтому они формируются позже [9].

В качестве основного определения целесообразно взять определение А.В. Белошистой: пространственные представления – это форма представлений, отражающих свойства трехмерного видимого или воспринимаемого пространства; это образы памяти или образы воображения, в которых представлены по преимуществу пространственные характеристики объектов (форма, величина, взаимоположение составляющих частей, расположение на плоскости или в пространстве)[4].

Представленное исследование посвящено поиску ответа на вопрос: какие особенности пространственных представлений характерны для детей с ДЦП?

Понятию «детский церебральный паралич» дается несколько определений (К.А. Семенова, Л.О. Бадалян, ВОЗ). Наиболее полно отражает сущность и этиологию  ДЦП,  на  наш  взгляд,  определение,  данное Л.О. Бадаляном: «Детские церебральные параличи – это группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений» [3, с. 247].

В зависимости от локализации поражения выделяют различные формы ДЦП. Помимо Международной классификации болезней 10 пересмотра в России в  настоящее  время  используется  классификация К.А. Семеновой: двойная гемиплегия, спастическая диплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма [13].

У детей с детскими церебральными параличами наблюдаются наиболее тяжелые двигательные нарушения. Соответственно, чем теснее связаны психические функции с двигательно-кинестетическим анализатором, тем в большей степени они задержаны в развитии [3].

Согласно мнению Б.Г. Ананьева, у детей с церебральными параличами кинестетический отдел двигательного анализатора поврежден, не формируется следовый образ движения и не создается его фиксированная в памяти схема.

По мнению К.А. Семеновой, существенную роль в нарушении моторики играет то, что у детей с ДЦП с задержкой и искаженно развивается понимание схемы тела, его положения и движений [1].

Специфика пространственных представлений может быть связана с особенностями высших психических функций при различных формах ДЦП. В работе Л.О. Бадаляна, Л.Т. Журба, О.В. Тимониной определены следующие особенности. При спастической диплегии и гемипаретической форме в общей структуре задержки психического развития преобладает несформированность пространственных представлений, оптико- пространственного гнозиса, конструктивного праксиса. При гиперкинетической форме в связи с частыми дефектами слуха имеет место недостаточность вербального мышления, резко выраженное нарушение памяти, внимания, умственной работоспособности. При атактической и особенно при атонически-астатической формах часто отсутствует произвольная регуляция деятельности, нарушена последовательность мышления [5].

В учебном пособии Л.В. Кузнецовой обобщена информация  о связи пространственного восприятия  с видом ДЦП: при гемиплегии нарушена боковая ориентация, при диплегии - ориентация по вертикали, при тетраплегии – сагиттальная ориентация (в направлении спереди назад)[10].

Особенности пространственного   различения у  детей  со    спастической  диплегией  исследовала Р.Л. Воронова. В связи с недостаточностью передвижения детей и ограничением их практической ориентировки в пространстве имеют место особенности пространственного различения. Определена трудность дифференцирования пространственных сигналов («верха» и «низа»). Вертикальное положение для этих детей является очень трудным, а подчас и необычным. При направлениях «правое» и «левое» ребенок не ограничен в движениях в пространственной дифференцировке. Поэтому дифференцировка сторон вертикального направления является более трудной, чем дифференцировка сторон горизонтального направления [2].

По данным Н.В. Симоновой, наиболее выраженное нарушение ориентации в пространстве наблюдается у детей с выраженной спастичностью: они испытывают страх при знакомстве с объемными предметами. Дети с гиперкинетической формой ДЦП раньше проявляют способность к пространственному восприятию и простейшему обобщению, у них раньше развивается представление о схеме тела. При атонически-астатической форме на фоне глубокой задержки интеллектуального развития имеет место полная пространственная дезориентация в раннем возрасте[10].

В исследовании А.Я. Абкович представлены обширные сведения об особенностях пространственных представлений дошкольников с  ДЦП. Для этих детей характерен низкий уровень  развития знаний о пространственных направлениях «право», «лево», «на себе», «у напротив сидящего», а также на изображенных предметах. Наиболее сформированными являются представления об удаленности предмета («дальше-ближе»), относительно сформированы представления о местоположении предметов «верх-низ», «впереди-сзади». Наибольшие трудности отмечаются при определении (особенно - при вербализации) отношений между предметами: «над», «перед», «справа», «слева», «за», «между». Дошкольники с ДЦП имеют низкий уровень ориентации на плоскости листа. При умении словесно обозначать выделяемые пространственные признаки дети не могут абстрагироваться от собственного положения и определять направления относительно других предметов. Это свидетельствует об ограниченности обобщенного знания детей о пространстве и конкретности их представлений. Также следует учитывать, что у дошкольников с ДЦП, имеющих левую ведущую руку характерен более низкий уровень развития пространственных представлений по сравнению с детьми, имеющими ведущую правую руку [1].

Таким образом, пространственные нарушения того или иного вида присутствуют при всех формах ДЦП. К ним относятся: затруднение при дифференциации правой и левой стороны тела; низкий уровень развития знаний о пространственных направлениях «право», «лево», «верх», «низ», «у напротив сидящего», «на изображенных предметах»; нарушения представлений об объеме и соотнесения плоскостного изображения с объемным предметом; низкий уровень ориентации на плоскости листа; использование стороны листа и объекта, противоположной области поражения при рисовании, письме, чтении, конструировании.

В результате проведенного анализа психолого-педагогических исследований обобщены особенности пространственных представлений детей с ДЦП. Актуальность темы исследования подтверждается наличием современных публикаций, а также значением пространственных представлений для развития и жизнедеятельности детей с ДЦП.

 

Список литературы

1.      Абкович, А.Я. Изучение пространственных представлений детей с детским церебральным параличом с разной сторонностью поражения [Текст] / А.Я Абкович // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – №4. – С. 26-37

2.      Ананьев, Б.Г. Пространственное различение [Текст] / Б.Г. Ананьев. – Издательство Ленинградского университета, 1955. – 188 с.

3.      Бадалян, Л.О. Невропатолоrия: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Л.О. Бадалян. – 7-e изд., испр.- Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с.

4.      Белошистая, А.В. Новая методическая система развития пространственного мышления учащихся I-VI классов [Текст] / А.В. Белошистая // Вопросы психологии. – 2006. – №1. – С.16

5.      Детские церебральные параличи [Электронный ресурс] / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. – Режим доступа: http://www.razym.ru/nauchmed/pediatr/114331-badalyan-l-o-zhurba-l-t-timonina-ov-detskie- cerebralnye-paralichi.html. – 27.11.14.

6.      Кременецкая, М. И. Проблема формирования письма у детей с ДЦП [Текст] / М. И. Кременецкая // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 6 - С. 43-46.

7.      Лобанов, А.П. Когнитивная психология : учебное пособие [Текст] / А. П. Лобанов. – 2-е изд. – Минск : Новое знание; М. : ИНФРА-М, 2012. – 376 с. : ил. – (Высшее образование: Бакалавриат)

8.      Логачева, Т.Л. Развитие пространственных представлений у учащихся с церебральным параличом в процессе трудового обучения [Текст] / Т.Л. Логачева // Коррекционная педагогика. – 2008. – №1. – С. 31- 42.

9.      Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. – 14-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 656 с.

10.   Основы специальной психологии: учеб.  пособие  для студ. сред. пед.  учеб. заведений [Текст] / Л. В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 480 с.

11.   Рогова, С.А. Система пространственного мышления и возможности ее освоения детьми дошкольного возраста [Текст] / С.А. Рогова // Психология обучения. – 2012. – №12. – С.31-39

12.   Семаго, М.М. Пространственно-временные репрезентации как структурно-содержательные характеристики

пространства ментального опыта (к вопросу о механизмах обеспечения мыслительной деятельности) [Текст] / М. М. Семаго // Мир психологии. – 2009. – №2. – С.131-140.

13.   Шипицына, Л.М. Детский  церебральный  паралич [Текст] /  Л.М. Шипицына,  И.И. Мамайчук -  СПб.: Дидактика Плюс. – 2001, 272 с.

14.   Эмпирические характеристики перцептивного образа [Электронный ресурс] / Психика и реальность. Единая теория психических процессов; Л.М. Веккер. – Электрон. дан. – М. : Смысл, 1998. – . – Режим доступа: http://www.socd.univ.kiev.ua/LIB/PUB/V/VEKKER/vekker.pdf, свободный. – Загл. с экрана