Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗПР

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
31 декабря 2017г.

Современную ситуацию в России можно охарактеризовать как интенсивно изменяющуюся. Происходят активные экономические и политические преобразования, разрушающие привычную систему ценностных ориентиров, регулирующих отношения в обществе. Люди вынуждены адаптироваться к меняющейся социальной среде. Однако эти изменения нередко порождают напряженность, тревожность и жестокость в обществе. В результате экономической нестабильности резко участились асоциальные поступки, правонарушения и прочие виды отклоняющегося поведения. Но в особенно затруднительной ситуации в этот период оказались подростки: под влиянием средств массовой информации и неформальных молодежных объединений, их поведение все чаще приобретает агрессивную, деструктивную направленность.

Исследование проходило на базе МБОУ СОШ г. Челябинска. В исследовании приняли участие 15 младших подростков, обучающихся в 6-ом (коррекционном) классе. Среди испытуемых 5 девочек и 10 мальчиков с диагнозом «задержка психического развития». Испытуемые обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для обучающихся с ЗПР (VII вид), разработанной данным образовательным учреждением в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

На первом этапе констатирующего эксперимента выявлялись акцентуированные черты младших подростков с ЗПР, имеющих признаки отклоняющегося поведения. Данный этап был осуществлен с использованием опросника «Методика изучения акцентуаций личности» К. Леонгарда – С. Шмишека.

Результаты данной методики показали, что высокие значения среди большинства учащихся преобладают по шкалам «гипертимный» (66.6%). и «возбудимый» (65%) типы акцентуации. Данные по результатам методики приведены на рис 1.


Полученные результаты позволяют утверждать, что данной группе подростков с ЗПР свойственна недостаточная управляемость, слабость волевого контроля над влечениями и эмоциональными реакциями, раздражительность, чрезмерная самостоятельность, нередко выступающая источником конфликта. Отмечается равнодушное отношение к учебе и резкий негативизм в отношении монотонной, обязательной работы или столкновения с противодействием.

Вспышки гнева и импульсивность, грубость и склонность к брани с трудом корригируются и становятся угрозой для окружающих.

Подросткам данного типа характерна склонность к аморальным поступкам, противоправным действиям, безответственное отношение к собственным обязанностям.

Характерные  особенности  поведения  по  типу  акцентуации  гипертимность  и  возбудимость, свидетельствуют о том, что данным подросткам свойственно совершение поступков, отклоняющихся от общепринятых норм.

Второй этап констатирующего эксперимента проводился с использованием «Методики определения склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орла. Результаты методики показали, что большинство испытуемых подростков склонны к проявлению отклоняющегося поведения. Графически это представлено на рис.2.




Благополучные подростки (13,33%) склонны следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения, редко выражают протест по отношению к взрослым, 20% характеризуются выраженностью нонконформистских установок, склонностью противопоставлять собственные ценности ценностям группы; ярко выраженное стремление к нарушению дисциплины, негативизму, прогулу учебных занятий, невыполнению требований взрослых отмечается у 60% испытуемых.

Выраженный социальный контроль аддиктивных тенденций в поведении отмечается у 6,66% подростков; склонностью к изменению психического состояния алкогольными и наркотическими веществами, уходу от реальности, склонностью к компьютерной зависимости, токсикомании характеризуется 73,3% учеников, у 20% выявлена ориентация на чувственную сторону жизни, дефицит острых переживаний, гедонистическая направленность, выраженная склонность к алкоголизации и наркомании.

Повышенная склонность к риску, соматизация тревоги отмечается у 80% подростков, стремятся реализовать чувство вины в поведении, склонны к самонаказаниям 20% испытуемых.

Не принимают насилие как средство решения возникающих проблем 6,66% подростков; 80% склонны выходить из фрустрирующих ситуаций с применением вербальной и невербальной агрессии, у 13,33% учащихся прослеживается тенденция использовать унижение оппонента в процессе коммуникации в качестве средства нормализации самооценки.

Жесткий контроль чувственных влечений отмечается у 6,66%, слабость волевого контроля аффективной сферы, негативные эмоции выражают непосредственно через поведенческие реакции 53,33% подростков, 40% подростков не желают или не способны контролировать собственные поведенческие эмоциональные реакции, чрезмерно импульсивны.

Тенденция конфликтного взаимодействия с общепринятым образом жизни и правовыми нормами, слабость социального контроля наблюдается у 46,66%, высокая готовность к реализации противоправных действий, побегам и бродяжничеству отмечается у 53,33% подростков.

На основании результатов описательной статистики можно сделать вывод о том, что большинство младших подростков с ЗПР склонны к реализации отклоняющегося поведения, обладают слабым волевым контролем эмоциональной сферы, поддаются чувственным влечениям, испытывают «сенсорную жажду», склонны к изменению состояния сознания путем применения алкогольных и наркотических веществ, склонны к зависимости от виртуальной реальности.

На основе сопоставления данных, полученных на первом и втором этапах констатирующего эксперимента можно предположить, что акцентуации характера имеют взаимосвязь с отклоняющимся поведением подростков с ЗПР.

Для подтверждения выдвинутого предположения проводилось корреляционное исследование с применением коэффициента ранговой корреляции rs Спирмена.

Гипотезы:

H0: Корреляция между показателем типа акцентуации характера «гипертимность» и формы отклоняющегося поведения «аддиктивное поведение» не отличается от нуля.

H1: Корреляция между показателем типа акцентуации характера «гипертимность» и формы отклоняющегося поведения «аддиктивное поведение» достоверно отличается от нуля.

Критические значения r, при N=15: 0,52 (р < 0,05)

rs кр.=0,66 (р < 0,01)

rs эмп > rs кр (р < 0,01)

Результат: H0 отвергается. Корреляция между  типом акцентуации характера «гипертимность» и формой отклоняющегося поведения «аддиктивное поведение» статистически значима (р<0,01) и является положительной.

Это позволяет проверить ранее сформулированную гипотезу о том, что тип акцентуации характера «гипертимность» соотносится с формой отклоняющегося поведения «аддиктивное поведение».

Таким образом, проведенное исследование позволяет утверждать, что имеется взаимосвязь акцентуированных черт характера с отклоняющимся поведением младших подростков с ЗПР.