Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ ТЕАТРАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ В ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ПОДРОСТКОВ

Авторы:
Город:
Тамбов
ВУЗ:
Дата:
18 декабря 2016г.

Самодеятельное театральное творчество является важным фактором нравственного, эстетического и патриотического воспитания подрастающего поколения. Естественно и органично объединяя в себе разные виды искусств, взывая к глубоким эмоциональным переживаниям подростков, театр формирует высокие нравственные установки, чувство патриотизма, пропагандирует идеалы, создаваемые народом на протяжении всей его истории.

Режиссер, педагог, психолог Игорь Витальевич Лобанов отмечает: «В один прекрасный момент я обратил внимание, насколько эффективно и продуктивно для развития личности ребенка и для управления динамикой развития школьного коллектива применение театральных средств организации взаимодействия педагога (режиссера, психолога) с детьми» [4]. Это подчеркивает главную особенность театрализованного представления – реальное воздействие, которое оно оказывает на формирование моральных, этических чувств у зрителей, слушателей, а именно подростков.

Под театральным самодеятельным искусством принято понимать форму досуга, направленную на развитие культуры и раскрытие творческого потенциала личности, приобщающую как участников, так и зрителей к искусству (литературе, музыке, изобразительному искусству и др.) [5]. Любительский театр является массовой формой досуга, так как он привлекает участников и зрителей различных возрастов, социальных слоев и профессий.

Для развития любительского театрального творчества в 2008 г. в Российской Федерации была принята «Программа государственной и общественной поддержки развития любительского театра под патронатом Президента РФ», предполагающая организацию работы творческих лабораторий для режиссеров любительских театров; поддержку фестивальных проектов в области любительского театрального творчества; издание информационных сборников, перевод на цифровые носители и распространение литературы для любительских театральных коллективов.

В Липецкой области самодеятельный театральный жанр представлен концертно-художественными бригадами, театральными студиями, коллективами, театрами малых форм. В 2015 году сеть театральных коллективов в регионе насчитывала 406 объединений, звание «Народный» («Образцовый») присвоено 22 коллективам, которые представлены в 11 районах области и двух городских округах.

Воспитание патриотических чувств у подростков является одним из приоритетных направлений в работе липецких любительских театральных коллективов, так как способствует формированию у подрастающего поколения патриотического сознания и готовности к выполнению гражданского долга.

Уже в процессе разработки литературных композиций, их сценического воплощения создаются благоприятные условия для проявления творческой инициативы каждого участника самодеятельного театрального объединения. Это очень важно для воспитания патриотических чувств у подростков в самом коллективе.

К сожалению, в настоящее время в практике самодеятельных любительских театров прослеживается тенденция сокращения ярких репертуарных произведений о положительном герое, с патриотической направленностью. Данная проблема решается проведением мероприятий, приуроченных к знаменательным событиям. Так, в Липецкой области ежегодный фестиваль любительских театральных коллективов «Театральная весна» в 2015 году был посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Организаторами фестиваля выступили ОБУК «Областной центр культуры, народного творчества и кино», Липецкое отделение Союза театральных деятелей РФ и администрация Хлевенского муниципального района.

Помимо пропаганды любительского театрального искусства, выявления новых талантливых коллективов, режиссеров и исполнителей и повышения их профессионального уровня организаторы фестиваля ставили своей задачей популяризацию театрального искусства как мощного средства патриотического воспитания подростков.

Гордость за нашу Победу, великая воинская слава российского народа, освободившего мир от фашизма, является важнейшим источником патриотического воспитания подрастающего поколения.

В фестивале, посвященном 70-летию Победы, участвовали 34 любительских театральных коллектива сельских, городских и межпоселенческих Центров культуры, 5 из них являются полностью подростковыми. Они представили пьесы, литературно-музыкальные композиции на военную тематику: «Апрель 45-го», «Пять дней оккупации», «Служили два товарища», «Детство, опаленное войной» и др. Народная агитбригада «Время» Становлянского района поставила авторский спектакль «Фронтовые письма», основанный на реальных событиях. Также была проведена огромная работа по изучению материалов военного времени местного краеведческого музея.

В 2016 году театральный коллектив Центра культуры и досуга с. Казинка представил спектакль по поэме Н. Клокова «Сказ о смертной сече». В постановке отражены реальные исторические события 1395 года в древнем городе Ельце – знаменитое сражение с полчищами Тамерлана, ставшее важнейшим событием в истории России. Еще историк Н.М. Карамзин писал: «Древняя и новая история народов не представляет нам ничего трогательнее этого общего героического патриотизма. Боевая слава была колыбелью народа русского, а победа – вестницей бытия его» [2, с. 12].

Развитие любого жанра не всегда определяется количественными показателями,  наиболее важен качественный результат деятельности творческого коллектива. Так, работа многочисленных драмкружков в КДУ отмечается нестабильностью, низким художественным уровнем репертуара, отсутствием практики концертной деятельности. Главной проблемой остается отсутствие квалифицированных специалистов [1, с. 41]. Все это негативно влияет на развитие самодеятельного театрального искусства как реального средства художественного и патриотического воспитания подростков.

Для дальнейшего развития самодеятельного театрального жанра необходимо проводить семинары, мастер-классы и творческие лаборатории для режиссеров театральных коллективов; создать условия для обмена опытом между руководителями театральных коллективов; продолжить работу по созданию новых и развитию действующих театральных коллективов во всех учреждениях культуры.

О массовой силе воздействия театра говорили очень многие психологи, политологи, литераторы, актеры, режиссеры. Театр помогает подростку почувствовать и осознать любовь к своим близким и к своей Родине, а значит, и готовность защищать ее. В «Лекциях о воспитании детей» А. С. Макаренко писал: «Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг перед коллективом, и значит, перед Родиной, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей» [3, с. 14].

Список литературы

 

1.                        Галюк В.В. Культурно-досуговая деятельность клубных учреждений и работа коллективов самодеятельного художественного творчества Воронежской области / В.В. Галюк, Л.М. Черезова, В.А. Грушевский – Воронеж: ГБУК ВО «Воронежский областной центр народного творчества», 2012.  136 с.

 2.                        Карамзин Н.М. О любви к Отечеству и народной гордости / Н.М. Карамзин – Одесса, 1882.– 123 с.

 3.                        Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Т. 2. / А.С. Макаренко - М.: Педагогика, 1977.- 320 с.

 4.                        Сборник «Педагогика Искусства», созданный по итогам материалов I Всероссийской конференции школьной театральной педагогики памяти Л.А Сулержицкого [Электронный ресурс] / DocSlide                    –                   Режим                  доступа:     http://documents.tips/documents/lobanov-psikhologija-sredstvami- teatra.html, свободный. (Дата обращения: 6.10.2016 г.).

5.                        Театральные самодеятельные коллективы: проблемы и перспективы(на примере Н овосибирской области) [Электронный ресурс]/teatr.doc–Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.sibculture.ru%2Fizdania%2F2011%2Fteatr.doc&na me=teatr.doc&lang=ru&c=582043edab49, свободный. (Дата обращения: 7.10.2016 г.).