Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ГОСПИТАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЦИКЛА КАРДИОЛОГИИ

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
18 декабря 2016г.

Сердечно-сосудистые заболевания являются основной причиной смертности и инвалидности населения. В настоящее время кардиология, занимающаяся этими проблемами, переживает сложный период своего развития, с одной стороны, неоспоримы ее успехи, обусловленные выяснением причин возникновения заболеваний сердца и сосудов, патогенеза их развития, создание новых методов диагностики и лечения; с другой стороны, нередко у постели больного оказывается врач, плохо ориентирующийся в симптоматике  патологического  процесса,  результатах  лабораторных  и  инструментальных  методов исследования, теряющийся в огромном количестве лекарств, лишенный аналитического мышления, что приводит к нераспознаванию ранних признаков острого коронарного синдрома, нарушений ритма и других неотложных состояний, естественно, плохим исходам заболевания. Все это обуславливает необходимость фундаментального изучения кардиологии в ВУЗАХ с использованием инноваций.

Реализация принципов и требований Болонской декларации в ходе внедрения основных положений Европейской образовательной системы в практику непрерывного профессионального образования врачей, также подразумевает использование инновационных технологий– нововведений в учебно -воспитательном процессе, формирующихся при внедрении в практику современных достижений медицинской, педагогической и психологических наук с использованием передового педагогического метода [1]. Поэтому поиск новых форм и методов обучения студентов, обуславливающих формирование творческой личности будущего врача – профессионала является актуальной задачей.

Этот процесс сложен и многогранен. Качественная подготовка выпускника медицинского вуза для последующей работы в системе Российского, а также международного здравоохранения требует необходимости проблем оптимизации обучения с учетом сохранения фундаментальности образования, развития творческого системного мышления, стимулирования учебно-познавательной и научно- исследовательской деятельности. Инновационный прогресс предполагает нововведения в формах, приемах, средствах, формах обучения, воспитания, организации совместной деятельности преподавателя и студента [1]. В условиях смены образовательных парадигм, новых социально-экономических условий, профессиональная деятельность усложняется, активируя психологические резервы личности. Профессионализация включает и психологическую готовность к профессиональной деятельности, и новый метод системного подхода. Освоение студентом основной образовательной программы должно способствовать формированию у него таких социально-личностных качеств как гражданственность, коммуникабельность, толерантность, ответственность.

На кафедре госпитальной терапии Воронежского государственного медицинского университета при изучении цикла кардиологии на практических занятиях успешно внедряются инновационные методы обучения. Преподаватель стремится при подготовке будущего специалиста сформировать у него правильное клиническое диагностическое мышление врача. Преподавание кардиологии осуществляется в виде лекционного курса, практических занятий, семинаров и элективов с использованием современных технических форм обучения, видеофильмов, компьютерных программ с проведением занятий в специализированном классе, самостоятельной работы студентов, входящего и выходящего тестового контроля, рейтинговой оценки знаний. Основная цель цикла кардиологии-приобретение студентами фундаментальных знаний современных аспектов обеспечения квалифицированной медицинской помощью как в стационаре, так и амбулаторно- поликлинических условиях. Задача-научить студентов умению диагностировать, лечить и предупреждать заболевания сердечно-сосудистой системы с учетом заложенных компетенций, проводить первичную и вторичную профилактику болезней системы кровообращения, ранней диагностике и умению оказания своевременной медицинской помощи при неотложных состояниях в кардиологии: остром коронарном синдроме, кардиогенном шоке, отеке легких, тромбоэмболии легочной артерии, сложных нарушениях ритма и других внезапно развившихся сложных патологиях. Кроме того , необходимо привить обучающимся навыки врачебной профессиональной деонтологии и психологической готовности к профессиональной деятельности.

На кафедре используются традиционные методы обучения-объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, а также новые информационные и педагогические технологии обучения: деловые игры, модульное обучение, проблемное обучение и мультидисциплинарный подход, что показывает студентам возможность взаимодействия врачей многих специальностей в ведении одного пациента, и дает возможность оптимизации процесса. В учебные программы на кафедре по кардиологии используют новые блоги обучения по доказательной медицине, фармаэкономике, работе с современными информационными ресурсами (Кокрановская лиотека, Medine, Megscape, которые широко используются современными врачами, проводятся занятия по экстренной кардиологии, функциональной диагностике, хирургическим методам лечения ИБС, клинической фармакологии. Студент обычно курирует палату под руководством преподавателя, участвует в написании истории болезни, принимает участие при проведении лабораторных методов, таких как определение тропанинового теста при остром коронарном синдроме, Международного нормализированного отношения (МНО) при фибрилляции предсердий, Д-Димер при тромбоэмболии легочной артерии и других, и инструментальных методах исследований: ЭКГ, ЭХО-КГ,Стресс-ЭХО, компьютерной ангиографии, бифункционального мониторирования ЭКГ и АД , ВЭМ, ультразвукового исследование сердца и сосудов, присутствуют при проведении исследований в рентгенэндоваскулярной хирургии, изучают полученные данные коронарографии обследуемых больных и протоколы оказания неотложной помощи при остром коронарном синдроме.

На занятиях также используется мультимедийный подход, целью которого является создание команды, обеспечивающий сбалансированный процесс диагностики и оптимальный способ лечения с согласованным принятием решения, создается преемственность между всеми звеньями лечебно- диагностического процесса при успешном использовании профессионально-игровой методики. Из группы выбираются врачи разных профилей при разборе больного по определенной теме с сердечно-сосудистым заболеванием: лечащий  врач-кардиолог, невролог, кардиохирург, врач  рентген-операционной, эндокринолог, так как в 80% случаев сердечно-сосудистые заболевания сочетаются с метаболическим синдромом ,сахарным диабетом,ожирением и оппонент. Каждый из выбранных докторов высказывает свое мнение, ставит предварительный диагноз, предлагает способы обследования и лечения. К примеру, решается вопрос при разборе больного с ИБС: острым инфарктом миокарда о применении в каждом конкретном случае или первичной реперфузионной терапии (тромболитической терапии) или направлении больного на экстренное чрезкожное коронарное вмешательство, баллонную ангиопластику с стентированием или направлении больного на АКШ. Или постановку кардиостимулятора. Преподаватель обобщает все высказанные мнения, обращает внимание на недостатки знаний по обследуемому пациенту, выявленные в ходе игры, «лечащему врачу «предлагается подготовить реферат с освещением вопросов, вызвавших наибольшее затруднение. Проведение занятия в такой форме активирует студентов требует от участников сосредоточенности и внимания.

Таким образом, данный подход повышает мотивацию студента к обучению, стимулируя приобретение знаний и умений, способствует формированию деловых личностных качеств, освоению теоретического материала и приближает его к практической работе, повышает эффективность образования на современном уровне.

Список литературы

 

 

1.      Есауленко И.Э. Технологический подход в педагогическом процессе как необходимое условие совершенствования качества высшего медицинского образования / И.Э. Есауленко, И.Е. Плотникова, С.В. Колотий // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, 2010. Т. 12. №3-2. С. 229-302.