Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
18 декабря 2016г.

Социально-экономические преобразования, происходящие в России, в целом, а также в сфере образования, выявили проблемы повышения качества подготовки будущих специалистов к их профессиональной деятельности на современном рынке труда [3]. В связи с этим обострились вопросы подготовки конкурентоспособных специалистов, соответствующих требованиям инновационного развития экономики и современным потребностям общества. Данные проблемы полностью касаются подготовки специалистов и в области педагогического образования. Одной из таких проблем российского высшего образования является проблема обеспечения его качества [5].

В настоящее время ставится задача обновления профессионального образования на компетентностной основе путем усиления практической направленности профессионального образования при сохранении его фундаментальности. Практико-ориентированное образование предполагает изучение традиционных для российского  образования фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами [4, 6].

В литературе обоснованы различные принципы практико-ориентированного обучения: обеспечение гибкости и динамичности обновления образовательно-профессиональных программ в целом и по их частям (блокам); реализация академической мобильности, академических свобод в сфере высшего образования; модульность программ и учебных дисциплин; разнообразие форм аудиторной работы и т.п.

Таким образом, практико-ориентированное обучение предполагает создание в вузе особых форм профессиональной занятости студентов с целью выполнения ими реальных задач практической деятельности по осваиваемому профилю обучения при участии профессионалов этой деятельности. Важность практико-ориентированного обучения неоценима в подготовке конкурентоспособных учителей.

На современном этапе развития образования особую актуальность и практическую значимость в рамках подготовки специалистов приобретает понятие «модульное обучение» [2], в том числе и в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций.

Эффективность модульного обучения связана с его динамичностью, заключающейся в вариативности элементов, модулей, содержания элементов и модулей; гибкость его связана с дифференциацией и индивидуализацией обучения на основе многократно повторяющейся диагностики с целью определения уровня знаний, потребностей, индивидуального темпа деятельности обучаемого.

Применение модульного обучения позволяет не только изложить материал, так называемыми «модулями», но и позволяет студентам приобрести практические знания, умения, навыки необходимые им для дальнейшей успешной деятельности после окончания высшего учебного заведения.

Технология модульного обучения предполагает постепенный и смыслообразующий переход от одного вида деятельности (получения теоретических знаний) к другой (получение профессиональных навыков и умений). Средствами реализации такого перехода служат активные методы обучения (проблемные лекции, деловые и ролевые игры, ситуационные задачи, лекции-дискуссии и т.д.).

Модульное обучение может стать способом повышения мотивации для студентов на достижение высокого результата в учебном процессе. Повышение качества подготовки педагогических кадров возможно в частности при использовании модульной системы учебного процесса, усилении связи всех компонентов содержания подготовки педагогических кадров с практическими профессиональными задачами педагога, усиление практической направленности подготовки за счет увеличения системы практик, стажировок и активного привлечения представителей организаций работодателя, организацией сетевого взаимодействия образовательных организаций горизонтального и вертикального вида.

В Институте физики КФУ были разработаны и апробированы в условиях сетевого взаимодействия учебные модули различных циклов основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» направление подготовки – физика [1].

На наш взгляд использование модульного подхода при проектировании образовательных программ и практическая направленность самих модулей могут внести существенные изменения в систему высшего профессионального образования. Эти изменения позволят повысить качество выпускников вузов, осуществляющих подготовку кадров по педагогическому направлению. Новые образовательные программы, разработанные в контексте модульного подхода, будут способствовать приведению педагогических кадров в соответствие с требованиями профессионального стандарта педагога.

 

 

Список литературы

 

1.          Аганов А.В., Нефедьев Л.А., Низамова Э.И., Гарнаева Г.И. Педагогическая технология и модульное обучение как факторы развития высшего педагогического образования / Аганов А.В., Нефедьев Л.А., Низамова Э.И., Гарнаева Г.И. // Казанский педагогический журнал. 2015. – №3 (110).  С. 10-24.

 2.          Булин-Соколова Е.И., Обухов А.С., Семенов А.Л. Будущее педагогическое образование. / Направление движения и первые практические шаги / Е.И. Булин-Соколова, А.С Обухов, А.Л. Семенов // Психологическая наука и образование. 2014. - №3.- С.207–226.

3.          Каспржак А.Г. Институциональные тупики российской системы подготовки учителей / А.Г. Каспржак // Вопросы образования. -2013.-№4.- С.261-282.

4.     Каспржак А.Г., Калашников С. П. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей / А.Г. Каспржак, С.П. Калашников // Психологическая наука и образование. Москва. 2014. - №3. - С. 87-104.

5.     Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования РФ /А.А. Марголис // Психологическая наука и образование.-2014. -№ 3.- С. 41–57.

6.     Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров / А.А. Марголис // Психологическая наука и образование.- 2014. -№3. - С. 105– 126.