Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИАЛОГА ИСКУССТВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2016г.

Внеурочная деятельность является целесообразным и необходимым продолжением деятельности младших школьников на уроке. Для того, что продемонстрировать преемственность урочной и внеурочной деятельности, покажем, как можно организовать культурное пространство — диалог искусств — в рамках образовательной области «Филология. Литературное чтение».

Искусство всегда выступало одним из универсальных средств развития личности. Содружество искусств в рамках урочной и внеурочной деятельности по литературному чтению способствует выработке особого «интегрального» типа художественного мышления, суть которого заключается в возможности находить точки соприкосновения и пересечения искусств, подмечать скрытые связи явлений, выявлять художественные аналогии.

В содержании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  ведущая роль  отводится идее культуросообразного  образования. Выделяют такие понятия, как «культурные практики» младшего школьника,  «культурное поле» личности, «культурно-образовательное пространство» микро и макро среды.

В современных школах уроки литературы, зачастую, сводятся к преподаванию литературы как науки. В связи с этим учащиеся не воспринимают текст как произведение искусства. Именно поэтому стала актуальной практика проведения интегрированных уроков. По определению, интегрированный урок — особый тип урока, на котором изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов [Вишнякова 1999]. Здесь можно сказать и о принципе метапредметности, ведь согласно идеям А.В. Хуторского, под метапредметностью можно понимать выявление, установление и осмысление внутренней связи между знаниями [Хуторской 2012]. Мы имеем ввиду такие формы интеграции, как: литературное чтение — изобразительное искусство, литературное чтение — музыка, литературное чтение — русский язык, литературное чтение — технология.

Психолингвист А.А. Леонтьев считает, что на занятиях по литературному чтению можно использовать различные методы и формы работы, направленные на всестороннее развитие личности маленького читателя. Непосредственное чтение литературных произведений органично переплетается с рисованием, лепкой, сочинительством, драматизацией. Подобные задания ставят детей в активную позицию, пробуждая интерес, развивают воображение и фантазию, способствуют эмоциональной отзывчивости [Леонтьев 2001].

Совершенно иначе идет восприятие художественного текста в случае интеграции литературы с музыкой, живописью, мультипликацией, кинематографом, искусством фотографии, различными видами театра. Дети, анализируя художественный текст, акцентируют внимание на чувствах и эмоциях, которые возникли при прослушивании музыки тематически близкой к идеи произведения, просмотре репродукции, просмотре видео версии спектакля (здесь следует отметить, что не стоит ограничиваться только видео версией спектакля, необходимо организовывать посещение в театр, если имеется такая возможность).

Уже в 60-е годы двадцатого столетия В.Г. Маранцман в своих исследованиях пришёл к выводу, что при анализе литературного произведения связь слова и изображения понимается как диалог разных видов искусства [Ачкасова 2000: 17].

С давних пор известно, что музыкальные произведения по-разному воздействуют на эмоциональный фон человека, пробуждают определённые чувства. Влияние музыки на чувства, эмоции детей помогает учителю обратить внимание учащихся на авторскую идею, его переживания и чувства, увидеть эмоциональную сторону художественного произведения. Немаловажным является и тот факт, что при прослушивании музыкального произведения у ученика возникают определённые ассоциации, что развивает его воображение и фантазию.

При изучении художественного текста могут использоваться и репродукции картин известных художников. Это помогает детям ярче представить обстановку, описанную в тексте, событие, обстоятельства, внешний вид персонажа и т.д. Подобный приём способствует развитию образного мышления, воображения.

При первичном восприятии текста ребёнка может не заинтересовать содержание, но при рассмотрении картины, при непосредственном представлении быта, вида персонажа, обстоятельства ученик может акцентировать внимание на какой-то детали, его может заинтересовать характер главного (второстепенного) героя. Важно при этом правильно обратить внимание учащихся на изображенную действительность, напоминая, что это видение художника, его представление, что каждый из нас может представлять себе всё абсолютно по- другому.

Создавая художественное произведение, автор адресует его не просто читателю, но и своеобразному зрителю. Когда ребёнок читает произведение, его воображение рисует определённые изображения быта, вида персонажей, даже выражения эмоций на лицах героев произведения. Без подобной основы (в особенности, читательского опыта) не произойдёт становление зрителя. Придя в театр, такой человек не увидит всей глубины постановки, не поймёт главной идеи произведения. Именно поэтому очень важно уже с первых школьных лет научить ребёнка анализировать произведение и читать «между строк».

При анализе художественного произведения необходимо обращать внимание учащихся на эмоции персонажей, эмоциональность ответов (в этом помогает пунктуация, то есть такие знаки, как «?!» и «!»), делать акцент не просто на поступки героев, но и на мотивы этих поступков.

В качестве использования элементов театрализации на уроках литературного чтения можно применить выразительное чтение или чтение по ролям, заранее дав учащимся домашнее задание, чтобы они подготовились (чтение без ошибок, подбор интонации реплик и т.д.). Интересным также будет чтение по ролям разными группами учащихся. Так, каждый учащийся увидит различные интонационные варианты реплик, что плодотворно повлияет на его воображение. Немаловажным является и тот факт, что подобный вид работы с текстом на уроке позволяет ученикам творчески подойти к процессу чтения текста и его восприятия.

В рамках внеурочной деятельности наиболее распространенной становится форма — проектная деятельность, важной особенностью которой является то, что педагог выступает лишь организатором данной деятельности, но всю работу по проекту выполняют сами учащиеся, а учитель лишь направляет и помогает.

 

Список литературы

1.      Ачкасова Г.Л. Диалог искусств в системе школьного литературного образования: автореф. дис. … докт. пед. наук / Г.Л. Ачкасова. СПб, 2000. 35 с.

2.      Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.

3.      Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А.А. Леонтьев. M.: Изд-во «Московский психолого-социологический институт», 2001. 214 с.

4.      Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: научно-методическое пособие / А.В. Хуторской. М.: Эйдос, 2012. 73 с.