Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МАНЕР ИСПОЛНЕНИЯ КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ ВОКАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

Авторы:
Город:
Липецк
ВУЗ:
Дата:
30 декабря 2017г.

Одной из задач при работе над вокальным произведением является достижение стилистического соответствия исполнительской эстетике эпохи (исторической и музыкальной) и композиторскому стилю. Решению данной задачи в значительной степени способствует использование манеры голосоведения и голосообразования, соответствующих стилю репертуарного произведения. В понятие «манера вокального исполнения» входит: тип дыхания, позиция звука, сила, тембр, атака, объем, полетность, использование резонаторов, способ формирования крайних нот диапазона, звуковедение, динамика, эмоциональность и т. д. Для каждой исторической и музыкальной эпохи характерны определенные требования к вокально- технической и исполнительской составляющих вокального мастерства.

Выбор манеры исполнения зависит от требований к вокальной технике и исполнительской эстетике, которые существовали в то время, когда было написано произведение так как:

-   исполнительская эстетика зависит от общего уровня развития музыкальной культуры и ее функции в обществе;

- на развитие вокально-исполнительского искусства оказывают влияние акустические условия: размер залов, состав оркестра и т. д.;

- вокальная техника имеет прямую зависимость от фонетики языка;

-   создании произведения композитор пишет музыку в соответствии со сложившимися исполнительскими традициями и собственными слуховыми стереотипами;

-    методика вокального образования развивается параллельно с музыкальным искусством. Усложнение вокальных партий требует формирования новых вокально-исполнительских умений и навыков и обуславливает новые требования к уровню исполнительства.

В XVII веке в консерваториях Италии обучали детей с 6 — 7 лет, было популярно пение кастратов и, следовательно, наиболее правильным и удобным в техническом отношении и с точки зрения исполнительской культуры при работе над произведениями данной эпохи является использование грудного типа дыхания, высокого положения и неподвижности гортани, малой силы звука, низкого уровня эмоциональности. Музыка XVIII века требует «колоратурного» стиля, которому характерны отход от слова, большое количество украшений (иногда дробящих слово), пассажей, быстрое движение мелодии, что обуславливает необходимость применения гибкости, беглости голоса и «обеднения» тембральной окраски.

Большинство опер XIX века требуют использования «певучего» стиля, которому характерно использование грудо-брюшного типа дыхания, тембральная окраска, большая сила звука, широкий диапазон, динамика, эмоциональный накал и т. д. Монологи XIX и особенно XX века , оперы Прокофьева и Шостаковича требуют использования декламационного стиля, похожего на театральную декламацию, где на первый план выходят задачи драматические, эмоционально-текстовые. Кроме того, исполнение вокальной музыки разных стран требует учитывать характерные особенности вокальных школ и языка оригинала: итальянская вокальная школа — это прежде всего bel canto, французская — аффектированная декламация, немецко- австрийская школа стремилась объединить итальянское bel canto и декламационный стиль французской школы. При более детальном анализе необходимо учитывать и композиторский стиль: произведения В.А. Моцарта написанные как на немецком, так и на итальянском языке требуют «инструментального» звука; вокальные произведения М.И. Глинки — тембральной окрашенности, объемного звучания, большой силы звука и эмоциональности и т. д.

Использование исполнительской манеры, манеры голосообразования и голосоведения не соответствующих эпохе и стилю произведения провоцирует возникновение вокально-технических трудностей и снижение качественного уровня исполнения. Применение грудо-брюшного типа дыхания при исполнении арий XVII-XVIII вв. делает исполнение пассажей и колоратур «тяжелым», перегруженным тембрально, не соответствующим темпу произведения и провоцирует нечистую интонацию. Использование грудного типа дыхания, «инструментального» звука при исполнении произведений эпохи романтизма или русской классической музыки нарушает кантиленность, снижает объем, полетность и силу звука, затрудняет исполнение широких интервальных ходов и крайних нот диапазона и т. д. Применение техники bel canto недопустимо при исполнении немецкой музыки также как декламационный стиль недопустим при исполнении итальянской музыки.

Выбор исполнительской манеры, соответствующей эпохе и стилю репертуарного произведения, кроме чисто исполнительских задач, способствует решению вокально-технических задач и повышает качественный уровень исполнения в целом. Существующие различия вокально-исполнительских манер могут быть использованы в процессе вокальной подготовки как один из методов формирования вокального мастерства. На начальном этапе обучения, при недостаточном уровне развития мышц голосообразующего аппарата, дыхания, отсутствии резонирования и мышечно-слуховых стереотипов, небольшом диапазоне, низком уровне эмоциональной отзывчивости и т. д., а также при работе с учащимися младшего и среднего школьного возраста, когда вышеперечисленные недостатки обусловлены физиологически, целесообразно использовать в качестве репертуарных произведений и методического музыкального материала старинные арии. Характерными особенностями музыкального языка старинных арий являются: октавный (реже полуторооктавный) диапазон; узкие интервалы (преимущественно – терции); короткие мелодические построения (отсутствие продолжительной фонации); простота, ясность и камерность («прозрачность») аккомпанемента (как правило, дублирующего мелодическую линию); отсутствие резких динамических изменений; отсутствие эмоциональной напряжённости. Вокально-исполнительская эстетика предполагает использование вокальной речи, умеренной громкости, речевого (грудного) дыхания; фальцетного звучания головного регистра. Старинные арии традиционно можно транспонировать в удобную для вокалиста тональность, что является важным преимуществом на начальном этапе обучения и позволяет не менять репертуарное произведение при наличии физиологических и психологических изменений, а также при качественном росте вокального мастерства учащегося.

Включение в работу произведений (или музыкальных отрывков), требующих конкретной манеры голосообразования и голосоведения может использоваться как метод вокального развития, исправления существующих надостатков и формирования новых умений и навыков. Для развития вокального дыхания, кантилены, тембральной окраски, резонирования целесообразно использовать произведения (отрывки) эпохи романтизма, русской классической музыки (Пуччини, Белини, Глинка); при работе над легкостью, подвижностью голоса — музыку эпохи барокко и классицизма (Вивальди, Россини, Моцарт); для развития артикуляционного аппарата, работой над дикцией и текстовой выразительностью — произведения, требующие использования декламационного вокального стиля (Даргомыжский, Прокофьев, Берг). По мере развития вокального мастерства, приобретения новых умений и навыков и освоения новых манер голосообразования и голосоведения репертуар расширяется и становится разнообразным.

Возможность использовать различные манеры голосообразования и голосоведения появляется при соответствующем уровне вокально-технической подготовки. Также важны моментом достижения стилистического соответствия  вокально-технической и вокально-исполнительской составляющих стилю и эпохе вокального произведения является изучение истории вокально-исполнительского искусства и прослушивание вокальной музыки в исполнении известных певцов. Знания и слуховые представления с одной стороны и вокально-исполнительские умения — с другой, позволяют верно определить необходимую манеру голосообразования, голосоведения, необходимые вокально-исполнительские приемы и практически их использовать, что значительно упрощает выполнение вокально-исполнительских задач и повышает качественный уровень исполнения репертуарного произведения и уровень вокально-исполнительского мастерства учащегося.

 

Список литературы

 

1. Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики. - М.: Музгиз, 1956. - 268 с.

2. Фуртвенглер В. исполнительское искусство зарубежных стран: переводы. \ Сост. Г.Я. Эдельман. -М.: Музыка. Вып. 2, 1966. - 192 с.

3. Яковлева А.С. Искусство пения. – М.: Изд. Дом. Информбюро, 2007.– 476с.