Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК»

Авторы:
Город:
п.г.т. Белый Яр
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2016г.

Одним из приоритетных направлений в образовательном процессе современной школы является гражданско-патриотическое воспитание учащихся. Но для того чтобы вырастить человека творческого и талантливого, любящего родных и близких, свой народ, свою Родину, настоящего гражданина своей страны, необходимо не только развивать знания, умения, навыки, но и создать систему воспитательной работы, направленную на формирование гармоничной, разносторонней, высоконравственной личности обучающегося. Что такое патриотическое воспитание и гражданственность?

Патриотическое воспитание:

-    с точки зрения государства - это вопрос реализации государственной политики, в известном смысле национальной безопасности;

-    с позиции общества - это стремление вернуть обществу ощущение самодостаточности, позволяющее избежать крайностей: и нескончаемого поиска идеалов и самоотвержения за счет унижения других;

-   с точки зрения личности - это развитие любви к Родине [5].

Для государства патриотизм чаще всего выступает частью идеологии, для общества - частью образа жизни, для личности – смыслом жизни.

Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает  в  единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Чувство патриотизма у юного гражданина – это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ, который становится регулятором [1].

Причиной столь заметного падения патриотизма в молодежной среде явилось отсутствие патриотической идеи в обществе, второе место занимает отрицательное влияние друзей и сверстников, третьей причиной называют ненормальную обстановку в семье. Подобное положение дел заставляет задуматься о причинах такого упадка патриотизма. Как оказалось, корень проблемы заключается не столько в отношении молодежи к патриотизму, сколько в отношении ее к власти и государству.

Воспитание гражданственности и патриотизма предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданское самоопределение, осознание внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Все это требует наличия специфических морально- психологических качеств, терпимости и уважения к другому мнению. Эти качества можно развивать в ходе внеурочных мероприятий  и в предметной  деятельности. Широкие возможности воспитания патриотических чувств, формирования политической и моральной ответственности открывают гуманитарные науки, такие как история, обществознание, русский язык и т.д. Уроки истории направлены на формирование правильной гражданской позиции обучающихся, привитие любви к родине, воспитание гордости за нашу страну [2].

В Белоярской СОШ №3 оформлен уголок в честь празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

 Уголок «никто не забыт, ничто не забыто» состоит из различных частей и проектов. Центральное место в экспозиции занимает карта России, на которой указаны города-герои: 12 городов и Брестская крепость. Указаны так же 45 городов воинской славы.

Главным экспонатом уголка является копия Знамени Победы. Знамя Победы – это красное знамя, водруженное 30 апреля 1945 г. разведчиками из 150-ой стрелковой дивизии над рейхстагом в Берлине. Это знамя –    символ победы Советских войск над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Оригинал Знамени Победы сегодня хранится в центральном музее Вооруженных сил.

Копия Знамени Победы, представленная в школьном уголке, передана на хранение секретарем местного отдела ВПП «Единая Россия» Сургутского района Черкашиным Сергеем Александровичем.

Самыми памятными и ценными для школы и подрастающего поколения являются ордена и медали участников Великой Отечественной войны. В уголке представлены медали прадедушки Лемеш Андрея, ученика 6 "г" класса, медали отца и отчима Шмелевой Татьяны Петровны, учителя английского языка. Здесь же представлены экспонаты, найденные во время раскопок.

В Белоярской СОШ №3 при организации системы воспитательной работы, предполагающей формирование активной гражданской позиции, патриотизма, информационно-правовой культуры обучающегося большое внимание уделяется проектной деятельности.

К юбилею победы было сделано множество проектов. Часть проектов была представлена в военно- патриотическом уголке «Никто не забыт, ничто не забыто». В течение 2014-2015 учебного года учащиеся Белоярской школы №3 работали над проектом "Всё для Победы", который объединял несколько проектов: "Техника Победы", "Города воинской славы", "Блокада Ленинграда", "Брестская крепость" и др.

Один из главных школьных проектов был проект “Бессмертный полк” предназначен для обучающихся 1- 11 классов и педагогов. Его целью являлось воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Достижение данной цели стало возможным через решение следующих задач:

-    формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;

-   развитие гражданственности и национального самосознания учащихся;

-   развитие и углубление знаний о значении ВОВ в жизни каждой семьи.

Проект включал в себя следующие направления:

1.   Связь поколений.

2.   Растим патриота и гражданина России.

3.   Я и семья.

В данном проекте участвовало 28 учащихся нашей школы. К 70 – летию победы проект был реализован. Результатом было оформление Альбома «Бессмертный Полк»

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.

Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому  работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время [4].

Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в воспитательной системе. И  благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.

 

Список литературы

1.      Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006–2010 годы», М.: 2006.

2.      Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Российская академия образования. —М.: «Просвещение»,2009.(Стандарты второго поколения).

3.      Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания /Е.В. Бондаревская/ Педагогика. - 2001.- №1.- с.17-24.

4.      Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект А.Н. Вырщиков. Волгоград, 2001.

5.      Ожегов С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Н.Ю.