п.г.т. Белый Яр
17 февраля 2016г.
Одним из приоритетных направлений в образовательном процессе современной школы является гражданско-патриотическое воспитание учащихся. Но для того чтобы вырастить человека творческого и талантливого, любящего родных и близких, свой народ, свою Родину, настоящего гражданина своей страны, необходимо не только развивать знания, умения, навыки, но и создать систему воспитательной работы, направленную на формирование гармоничной, разносторонней, высоконравственной личности обучающегося. Что такое патриотическое воспитание и гражданственность?
Патриотическое воспитание:
- с точки зрения государства - это вопрос реализации государственной политики, в известном смысле национальной безопасности;
- с позиции общества - это стремление вернуть обществу ощущение самодостаточности, позволяющее избежать крайностей: и нескончаемого поиска идеалов и самоотвержения за счет унижения других;
- с точки зрения личности - это развитие любви к Родине [5].
Для государства патриотизм чаще всего выступает частью идеологии, для общества - частью образа жизни, для личности – смыслом жизни.
Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Чувство патриотизма у юного гражданина – это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ, который становится регулятором [1].
Причиной столь заметного падения патриотизма в молодежной среде явилось отсутствие патриотической идеи в обществе, второе место занимает отрицательное влияние друзей и сверстников, третьей причиной называют ненормальную обстановку в семье. Подобное положение дел заставляет задуматься о причинах такого упадка патриотизма. Как оказалось, корень проблемы заключается не столько в отношении молодежи к патриотизму, сколько в отношении ее к власти и государству.
Воспитание гражданственности и патриотизма предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданское самоопределение, осознание внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Все это требует наличия специфических морально- психологических качеств, терпимости и уважения к другому мнению. Эти качества можно развивать в ходе внеурочных мероприятий и в предметной деятельности. Широкие возможности воспитания патриотических чувств, формирования политической и моральной ответственности открывают гуманитарные науки, такие как история, обществознание, русский язык и т.д. Уроки истории направлены на формирование правильной гражданской позиции обучающихся, привитие любви к родине, воспитание гордости за нашу страну [2].
В Белоярской СОШ №3 оформлен уголок в честь празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Уголок «никто не забыт, ничто не забыто» состоит из различных частей и проектов. Центральное место в экспозиции занимает карта России, на которой указаны города-герои: 12 городов и Брестская крепость. Указаны так же 45 городов воинской славы.
Главным экспонатом уголка является копия Знамени Победы. Знамя Победы – это красное знамя, водруженное 30 апреля 1945 г. разведчиками из 150-ой стрелковой дивизии над рейхстагом в Берлине. Это знамя – символ победы Советских войск над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Оригинал Знамени Победы сегодня хранится в центральном музее Вооруженных сил.
Копия Знамени Победы, представленная в школьном уголке, передана на хранение секретарем местного отдела ВПП «Единая Россия» Сургутского района Черкашиным Сергеем Александровичем.
Самыми памятными и ценными для школы и подрастающего поколения являются ордена и медали участников Великой Отечественной войны. В уголке представлены медали прадедушки Лемеш Андрея, ученика 6 "г" класса, медали отца и отчима Шмелевой Татьяны Петровны, учителя английского языка. Здесь же представлены экспонаты, найденные во время раскопок.
В Белоярской СОШ №3 при организации системы воспитательной работы, предполагающей формирование активной гражданской позиции, патриотизма, информационно-правовой культуры обучающегося большое внимание уделяется проектной деятельности.
К юбилею победы было сделано множество проектов. Часть проектов была представлена в военно- патриотическом уголке «Никто не забыт, ничто не забыто». В течение 2014-2015 учебного года учащиеся Белоярской школы №3 работали над проектом "Всё для Победы", который объединял несколько проектов: "Техника Победы", "Города воинской славы", "Блокада Ленинграда", "Брестская крепость" и др.
Один из главных школьных проектов был проект “Бессмертный полк” предназначен для обучающихся 1- 11 классов и педагогов. Его целью являлось воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Достижение данной цели стало возможным через решение следующих задач:
- формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
- развитие гражданственности и национального самосознания учащихся;
- развитие и углубление знаний о значении ВОВ в жизни каждой семьи.
Проект включал в себя следующие направления:
1. Связь поколений.
2. Растим патриота и гражданина России.
3. Я и семья.
В данном проекте участвовало 28 учащихся нашей школы. К 70 – летию победы проект был реализован. Результатом было оформление Альбома «Бессмертный Полк»
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.
Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время [4].
Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.
Список литературы
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006–2010 годы», М.: 2006.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Российская академия образования. —М.: «Просвещение»,2009.(Стандарты второго поколения).
3. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания /Е.В. Бондаревская/ Педагогика. - 2001.- №1.- с.17-24.
4. Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект А.Н. Вырщиков. Волгоград, 2001.
5. Ожегов С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Н.Ю.