Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Авторы:
Город:
Онгудай, Республика Алтай
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.

Подготовка школьника к труду имеет в нашей стране давнюю традицию. Как сложится трудовая биография окончивших школу, во многом зависит от того, на сколько, молодой человек подготовлен к взрослой самостоятельной жизни, именно поэтому школьник должен получить в стенах школы возможность посильного участия в возможно более широком спектре видов человеческой деятельности.

Преобразования, которые происходят в государстве, требуют изменения и в образовании, потому что оно оказывает непосредственное воздействие на формирование мировоззрения и системы компетентностей подрастающего поколения. Сегодня общество ждет, что образование будет не только качественным и доступным, но также станет соответствовать инновационному развитию экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Идеальный тип выпускника школы сегодня и ближайшего будущего: предприимчивый, нравственно воспитанный, способный постоянно учиться новому в жизни (**).

Для реализации современных требований к уровню и содержанию подготовки школьников, руководствуясь основополагающими принципами образования, отраженными в докладе международной комиссии по образованию 21 века, представленном ЮНЕСКО, школьник должен:

·       научиться приобретать знания. Школьник должен понимать, насколько важно для личности желание и умение познавать новое, в том числе путем самообразования.

·       научиться работать. Усвоить деятельностный подход к любому порученному делу, уметь оценивать результаты на каждом из этапов, корректировать свою деятельность для достижения наилучшего результата.

·       научиться жить. Уметь адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, стать свободным, творчески развивать себя.

·       научиться жить вместе. Формировать в себе устойчивую систему эмоционального отношения к миру, к людям, сознавать себя членом общества.

Анализ работы по использованию образовательных методов позволяет выделить те из них, которые в наибольшей степени обогащают мотивацию учебной деятельности, содействуют развитию компетенций. Роль педагога при использовании этих методов изменяется от традиционной учительской функции («контролер», «информатор») к реализации подхода, который стимулирует гораздо более активную роль школьников в процессе обучения. Он становится «консультантом», «модератором» (3).

Индивидуальный стиль  педагогической деятельности по  воспитанию   в  учениках  компетентности вырабатывается постепенно, при вариативности решения этой проблемы. Методические умения поэтапно вырабатываются в познавательных действиях, освоенных на предыдущих этапах. На основе многократно повторенных действий  рождается  творческое, авторское видение проблем, появляются  авторские методики, накапливаются репродуктивные компоненты, развивающие индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Технология критического мышления развивает интеллектуальные умения. К ним относятся умения анализировать, делать аргументированные выводы, выдвигать гипотезы, планировать и прогнозировать, проводить аналогии, применять полученные знания, устанавливать причинно-следственные связи, учитывать различные точки зрения. Чаще всего я использую прием «тонкие и толстые вопросы» - «Может…?», «От чего зависит…?», «Предположите, что будет, если…?». У школьников есть возможность творчески размышлять, отвечая на них. Развитое критическое мышление помогает более четко проанализировать свою работу во время выполнения задания. Использую прием «лови ошибку», «небылица», «найди дефект», где заранее подготавливаю текст, рисунок, образец с ошибочной информацией и предлагаю выявить допущенные ошибки. Перед изучением темы предлагаю ответить на вопросы на основе имеющихся знаний и жизненного опыта. После изучения материала, предлагаю вернуться к тексту задания и исправить ошибки.

Применение элементов критического мышления стимулирует у школьников интерес, мотивирует к деятельности, появляется потребность к приобретению знаний (1).

Показ трудового приема считаю обязательным на уроках технологии, поэтому показываю приемы и способы выполнения задания в полном объеме. После чего предлагаю учащимся перечислить выполненные мной отдельные приемы, задаю вопросы проблемного характера (Что нужно сделать, чтобы уменьшить толщину шва, что произойдет, если изменить последовательность обработки?), акцентирую внимание на тщательное соблюдение техники безопасности. Затем демонстрирую приемы в замедленном темпе, останавливаюсь на наиболее характерных моментах, разделяю один из приемов на элементы.

При всей доходчивости и полноте изложения материала педагогом, школьники не могут запомнить всего увиденного и услышанного, воспринимать суть и смысл настолько прочно, чтобы свободно руководствоваться этим при выполнении практических упражнений. Поэтому для формирования умений и навыков необходимо применять письменное инструктирование.

Письменное инструктирование – это специальные  учебные руководства в виде инструкционных, инструкционно-технологических и технологических карт, в которых четко и последовательно излагаются порядок, структура, правила и критерии успешности выполняемых операций.

Прививание у школьников познавательного интереса к изучению всего, что связано с трудовой деятельностью, не возможно без учения с увлечением. При выполнении работы все учащиеся вовлечены в процесс самостоятельного созидания, на уроках отсутствует скука и безразличие. (4)

Действенный путь освоения знаний и принятия обоснованных решений – самоанализ выполненной работы и своих успехов в достижении цели. Учащиеся двигаются от простейших утверждений «Я все сделал хорошо (плохо)» к более рефлексивной оценке, определяющей развитие их способностей. Совершенствование идет также и в процессе планирования. В начале обучения учитель ставит временные рамки выполнения задания. Постепенно школьники учатся самостоятельно распределять свое время. Работа по самоконтролю качества выполненной работы побуждает учащихся к поиску новых знаний, помогает создавать творческий настрой в работе, формирует такое качество личности как упорство в достижении поставленной цели, повышает заинтересованность в результатах своего труда, появляется дух здорового соперничества. В результате у учеников формируется умение анализировать проблемные ситуации, предвидеть их последствия, умение интегрировать и синтезировать полученную информацию, появляется ощущение удовлетворенности от результатов учебной деятельности. И важно, чтобы педагог видел достижения ученика, знал, в чем он испытывает трудности, мог определить, какой результат труда для учащегося будет радостным событием, вовремя помог ему закрепить и развить этот успех.(3) Потребность к познанию, творчеству может развиваться только в атмосфере доброжелательности, сопереживания, уважения. Учащиеся стремятся наиболее полно раскрыть свои возможности тогда, когда видят, что с ним считаются, ценят его мнение, доверяют! По выражению В.А. Сухомлинского, ребенок должен знать «вкус успеха». У людей с низкой самооценкой значительно снижается познавательная потребность. Они не уверены в себе, а страх всегда разрушает такую потребность.

 

Список литературы

1.      Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире // Педагогика. – 2008 - №7

2.      Андреев А.Л. Общество и образование: социокультурный профиль России // Педагогика – 2007 - №6

3.      Российское образование в контексте международных показателей: Сопоставительный доклад – М: Аспект- пресс, 2003

4.      Тихомиров В. Современные образовательные технологии мировой опыт и положение дел в России // Almamater – 2002 - #1

5.      Хуторский А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования// Народное образование – 2003 - №2