Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭТАПЫ РАБОТЫ СО СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.

Важнейшей составляющей иноязычного образования младших школьников является нравственно- эстетическое воспитание на основе использования средств художественной культуры. Широкие возможности для реализации данного вида воспитания предоставляет интеграция различных видов искусства и дисциплины иностранный язык.

В процессе работы со средствами художественной культуры, осуществляется реализация следующих этапов:

-   предварительная работа над средством художественной культуры, которая предполагает насыщение его сопутствующей информацией, не только на основе звучащей иноязычной речи учителя, но и на основе использования аудио- и видеоматериалов, способствующих более доступному восприятию и пониманию анализируемого средства художественной культуры учащимися младшего школьного возраста. Возможным вариантом представления средства художественной культуры, может быть диалог сказочных или фольклорных героев, раскрывающих специфику анализируемого средства художественной культуры в культурном наследии страны изучаемого языка. На данном этапе, также может быть представлена дополнительная информация о жанре, к которому относится данное средство культуры с демонстрацией наглядных примеров;

-    знакомство с содержанием средств художественной культуры. Детальное содержание анализируемого средства художественной культуры осуществляется через погружение в национально-культурную иноязычную среду, раскрывающую роль и значение данного средства культуры для духовного наследия не только данной страны, но и мира (например «Сикстинская мадонна» Рафаэля).  От лица Рафаэля ведется повествование о создании данного произведения и о его значении в культурном наследии не только в Италии, но и России, Англии, Америке, и других странах. Рассказ Рафаэля включает в себя наиболее значимые речевые функции общения, которые в дальнейшем понадобятся детям при составлении презентации «Образ материнства в отечественных и зарубежных произведениях живописи»;

-    беседа о содержании средств художественной культуры направлена на выяснение степени понимания художественного произведения и форм его представления. Учитель ведет диалог с учащимися, в котором обсуждаются следующие вопросы: «Кто изображен на данном холсте? Вы когда-либо встречали подобные произведения в родной культуре? Какие эмоции хотел передать художник в данном произведении? Хотели бы вы иметь такое произведение у себя дома? Понравилось ли вам данное произведение? Почему?»;

-    разыгрывание содержания сюжета, представленного в средстве художественной культуры по ролям, уделяя внимание не только использованию лингвистических, но и паралингвистических средств. В качестве режиссера-постановщика сюжета выступает учитель. Степень речевого участия учителя в данном процессе зависит от уровня лингвистической и социокультурной подготовки учащихся. На данном этапе работы над средствами художественной культуры, реализуются еще одно важнейшее условие, обеспечивающее эффективность нравственно-эстетического воспитания - развитие способности к целостному восприятию средств художественной культуры и обеспечение эмоциональной отзывчивости на средства художественной культуры в процессе осуществления общения на иностранном языке;

-      драматизация сюжета художественного произведения, с включением элементов самостоятельной творческой интерпретации учащихся. Младшие школьники самостоятельно придумывают сюжеты, связанные с празднованием зимних национальных игр, создавая текст роли национального героя, которого они озвучивают. Например, Петрушка рассказывает детям о развлечениях на Масленицу и просит их дополнить его рассказ, демонстрируя сюжеты произведения русских народных промыслов, изображающих езду на тройках, хороводы, лазание по шесту. В процессе рассказа могут звучать русские народные песни, потешки, исполняющиеся на Масленицу. Также, можно предложить детям прослушать музыкальный отрывок из балета Стравинского «Петрушка». Эффективным приемом здесь выступает прием ―превращения‖, т.е. принятия на себя роли изображаемого народного героя. Во всех случаях выразительные движения сопровождаются речью, что свидетельствует об осознанности моделирования и передачи внутреннего характера изображаемого народного героя;

В основе многих игр-драматизаций, представлений, спектаклей лежит сюжет. Образы персонажей спектакля несут определенную идейно-нравственную нагрузку, своими действиями и репликами вызывая у детей ответную реакцию, активное сопереживание героям, желание дать собственную оценку их поступкам, так как ребенок не может только пассивно воспринимать интересное представление, даже если содержание хорошо ему знакомо [Ветлугина Н.А., 1985]. При этом у детей развивается представление об этико-эстетическом единстве средств художественной культуры представителей отечественного и зарубежного искусства, об идеальных характерах, созданных классиками, о тех нравственных и эстетических началах, которые формировали и совершенствовали в себе герои, представленные в средствах родной и зарубежной художественной культуры. Кроме того, у младших школьников формируется представление об искусстве как о преобразующей мир силе, способной изменить человека в сторону принятия ценностей Добра и Красоты;

-      заключительным этапом работы над средствами художественной культуры, является вовлечение учащихся в предметную деятельность, связанную с созданием своих собственных художественных продуктов. Художественный продукт, созданный ребенком, должен отражать в себе основные аспекты изученной нравственно-эстетической проблемы и представлять индивидуальное видение ребенком данной проблемы.

 

 

Список литературы

1.      Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Н.А. Ветлугиной.– 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – С. 159.