Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛЕКЦИОННЫМ ПРЕЗЕНТАЦИОННЫМ МАТЕРИАЛАМ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
19 декабря 2018г.

Дистанционное образование является сравнительно молодой, но активно развивающейся отраслью в обучении, занимающей с каждым годом все больший объем в общей структуре обучения. Процесс дистанционного образования идет в основном с преобладанием в учебном процессе различных дистанционных образовательных технологий, а также с использованием образовательных массивов сети Интернет и информации, которая размещена в ней.

Основой любого обучения, в том числе и по дистанционной технологии, является лекция. Лекция (от лат. 1есtiо — чтение) была и остается одной из ведущих форм обучения в вузе [4]. При этом не имеет значения: традиционная это лекция в аудитории или онлайн-лекция для студентов, обучающихся дистанционно.

Главная цель лекционной работы любого преподавателя, как считает М. Я. Виленский [3], – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, способствовать формированию у обучающихся творческого мышления и ориентиров для самостоятельной работы над курсом. Деятельность преподавателя на лекции сводится к созданию благоприятных условий, способствующих успешному достижению студентом учебных целей. Это приобретает особую значимость на лекциях, проводимых дистанционно, где непосредственный контакт лектора и слушателя сведен к минимуму. Поэтому для каждого преподавателя, ведущего занятия, важным становится вопрос: как подготовить on-line лекцию для студенческой аудитории, обучающейся по дистанционной технологии, с учетом ее возрастных и психологических особенностей.

Согласимся с А. А. Андреевым [1], что лекции, в том числе и по физике, всегда должны быть одновременно направлены как на понимание, осмысление, так и на запоминание и структурирование в памяти студента усваиваемого учебного материала, его хранение и целенаправленную актуализацию. Психологи Р. Солсо [8], Р. Л. Хон [10] показали, что усвоение учебной информации происходит посредством органов чувств человека. Сначала включаются в работу его ощущения и восприятие, затем опознание и усвоение, а затем запоминание, установление ассоциаций и осмысление.

Для проведения дистанционных on-line лекций многие преподаватели используют презентационные материалы на основе программы Power Point, стандартного приложения Microsoft Office. Единичным структурным элементом этих презентационных материалов является слайд, на котором лектор размещает некоторый объем учебной информации. Количество слайдов может быть разным, все зависит от целей лекции и предпочтений самого преподавателя. Так как на лекции при дистанционном обучении практически нельзя обойтись без визуального материала (одного звукового сопровождения будет недостаточно), то повышается уровень требований к созданию и предъявлению аудитории слайдов компьютерной презентации.

В этой статье остановимся подробнее на эффективности восприятия учебной информации и уровне внимания студентов на лекции, проводимой по дистанционной технологии, чтобы впоследствии сформулировать основные дидактические требования, предъявляемые к презентационным материалам, используемым на такой лекции.

Психологи Л. Д. Столяренко и С. И. Самыгин [9], утверждают, что необходимым условием того, чтобы информация была эффективно воспринята, является приток к органам чувств достаточно интенсивных, чётких сигналов, соответствующих особенностям человеческого восприятия. Многие преподаватели не всегда помнят об этом и нередко создают слайды для лекции без учёта акустики помещения или остроты зрения студентов, находящихся в глубине аудитории.

Исследования многих психологов, таких как Р. Солсо [8] и др., показали, что с увеличением яркости фона растёт острота зрения. При уменьшении контрастности между рассматриваемыми объектами и фоном, на котором они находятся, острота зрения снижается. Чем слабее освещён предмет, и чем дальше он расположен от зрителя, тем большим должен быть контраст для безошибочного различения раздражителей [6]. Поэтому контрастность текста и фона – это необходимое условие для создания слайдов.

Зрительный анализатор человека позволяет различать яркость цвета и этим способствует выделению предмета из фона. Наиболее удобно читается чёрный цвет на белом фоне, затем чёрный на всех цветных. Как считает А. Г. Маклаков [6] самым неудобочитаемым является жёлтый цвет на белом фоне. Исходя из этого, можно сформулировать важное требование: материалы для лекции (слайды) должны соответствовать следующему цветовому решению: тёмный текст на относительно светлом фоне [7].

При обучении по дистанционной технологии студенты могут слушать лекцию не только, сидя перед монитором компьютера или планшетом, но и находясь в аудитории. Поэтому для комфортного зрения высота букв на демонстрационном экране должна быть не менее 5 см. Отсюда вытекает следующее необходимое условие для создания слайдов компьютерной презентации – отсутствие мелких символов на экране.

В наглядной подаче информации есть свои закономерности. Вертикальная линия «считывается» глазом гораздо дольше, чем горизонтальная, хотя они равны по величине. Отсюда следует, что и текст, напечатанный в столбик, считывается медленнее, чем этот же текст, напечатанный горизонтально, как считает Н. В. Басова [2]. Поэтому для уменьшения времени на восприятие студентами учебной информации с экрана необходимо преимущественно горизонтальное расположение основного текста и формул. При этом наиболее важная для восприятия информация должна быть логически объединена по смыслу или по форме в целостный образ. Это может быть формула, график, схема, чертеж, текст.

Р. Л. Хон [10] и другие исследователи, изучающие психологию восприятия, установили, что лучше всего запоминается информация, расположенная на экране в правом верхнем углу. Ей принадлежит одна треть нашего внимания. На левый верхний угол приходится около четверти запоминаемой информации. Из этого можно сделать вывод, что наиболее важная для восприятия студентами учебная информация должна быть расположена в верхней части экрана.

На лекциях преподавателю необходимо длительное время удерживать внимание студентов к материалам лекции, чтобы повысить качество усвоения нового материала. Сделать это на лекциях, проводимых дистанционно, довольно сложно, так как личный контакт преподавателя со студентом практически отсутствует. Поэтому слайды для лекции надо подготовить так, чтобы усилить физиологические процессы восприятия. Предъявляемая информация на слайдах должна быть достаточно новой и неожиданной для восприятия, но при этом не перегруженной избыточными элементами.

При длительном восприятии однообразной информации в течение даже короткого времени у студентов снижается уровень внимания. Возникает так называемый «эффект психического пресыщения». Поэтому при переходе от одних слайдов с учебной информацией к другим должны быть использованы специфические особенности компьютерной графики для обязательной вариативности способов подачи материала (выделение цветом, изменение размеров и шрифтов, использование анимация и звука).

Студенты не способны долго воспринимать, удерживать внимание и осознавать неизменяющуюся информацию, потому что любое статическое изображение (неизменная информация) перестаёт осознаваться уже через несколько секунд после начала предъявления [5]. Поэтому желательно, чтобы информация на слайдах обладала некоторой подвижностью или динамичностью. Это легко сделать, используя различные средства интерактивности, предлагаемые программой Power Point.

Таким образом, мы обосновали несколько важных условий, необходимых для создания и предъявления слайдов компьютерной презентации с целью эффективного восприятия учебного материала на лекции с использованием дистанционных технологий.



Список литературы

 

1.        Андреев, А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс / А. А. Андреев. – М.: ММИЭИФП,2003.- 264 с.

2.        Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология / Н. В. Басова. – Ростов н/Д : «Феникс»,2000. – 416 с.

3.        Виленский, М. Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе : учеб. пособие / под ред. В. А. Сластенина, М. Я. Виленский, П. И. Образцов, А. И. Уман. – М. : Педагогическое общество России, 2004. – 180 с.

4.        Загвязинский, В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. М.: Издательский центр «Академия»2004. – 192 с.

5.        Леменкова, В. В. Дидактические аспекты подготовки компьютерной презентации к лекции или уроку / В. В. Леменкова, Ф. А. Сидоренко // Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики : материалы международной науч.-практ. конф., – Екатеринбург,12-13 апреля 2005 г. / Уральский гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2005. – С. 73-77.

6.        Общая психология : учеб. для вузов / А. Г.Маклаков. – СПб. : Питер, 2003. – 592 с.

7.        Психология : учебник / под ред. А. А. Крылова. – М. : ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001. – 584 с.

8.        Солсо, Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. –СПб. : Питер, 2002. – 592 с.

9.        Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – Ростов-н/Д : Феникс, 1999. – 576 с.

10.     Хон,       Р.       Л.        Педагогическая        психология:        принципы        обучения        / Р. Л. Хон. – М. : Деловая книга, 2002. – 736 с.