Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Авторы:
Город:
Таганрог
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.

Одной из характерных особенностей раннего возрастного периода является  интенсивный темп физического и психического развития ребенка. Такой быстрый темп становления накладывает отпечаток и на физическое состояние детей, и на их поведение.

При приеме ребенка в детское дошкольное учреждение эта специфика возраста должна учитываться воспитателями.

Поступление ребенка в дошкольное учреждение – это для него кризис. Об этой проблеме говорили такие исследователи, как: Н.М. Аксарина[1], Н.Д. Ватутина [2], А.Н. Леонтьев и некоторые другие.

Сегодня весьма значима проблема сотрудничества работников дошкольного образовательного учреждения и родителей  в адаптационный период, так  как при объединении  усилий  воспитателей  и родителей, можно обеспечить ребятам эмоциональный комфорт, защиту, содержательное и интересное пребывание в детском саду.

Теоретические исследования воспитания дошкольников определяют ряд важных положений, соблюдая которые гарантирован успех в организации успешного адаптационного периода детей дошкольному образовательному учреждению (ДОУ).

Главным из них является: последовательность и постепенность, регулярность и системность, сознательность, индивидуальный подход. Если обратить внимание на практику прохождения адаптации детей раннего возраста к детскому саду, то следует отметить, что решение данного вопроса по традиционной методике недостаточно эффективно для положительной адаптации детей.

Исходя из этого, мы остановили свое внимание на теме исследования "Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения".

Целью нашего исследования явилось изучение проблем, возникающих в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Проанализировав литературу, мы отметили, что существует достаточно много определений понятия "адаптация". Приведем некоторые из них.

З.К.  Трушинский  считает,  что  «Адаптация  –  взаимодействие  организма  и  окружающей  среды,

направленное  на  поддержание  гомеостаза, обеспечение биологической и социальной активности организма, продолжение и усовершенствование вида» [5, 16].

В.Я. Семке полагает, что «Адаптация – это действия индивида в таком диапазоне социальной среды, который не выявляет патологического радикала личности и требования которого посильны даже при наличии аномальных компонентов характера»[4, 22].

В Российской педагогической энциклопедии понятие адаптация раскрывается, как «способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды».

Затем, мы рассмотрели особенности поведения детей в период адаптации и рассмотрены педагогические условия ее успешного протекания.

Условием эффективного руководства адаптации малышей в дошкольном учреждении должна быть правильно выстроенная система педагогических воздействий, где основная роль принадлежит организации деятельности малышей. Эта деятельность должна отвечать потребностям, определяющим поведение ребенка.

Нами были выделены следующие педагогические условия, способствующие успешной адаптации детей в дошкольном учреждении:

1)           установление единства системы воспитания ребенка в семье и в дошкольном учреждении;

2)           правильная подготовка малышей к детскому саду;

3)           правильная организация первых дней нахождения малыша в группе детского сада;

4)           личностный подход к пришедшему ребенку в соответствии с его индивидуальными особенностями и с прошлым опытом.

Адаптационный период, его характер будет зависеть от того, как воспитатель сумеет правильно распознать потребности малыша, его наклонности, интересы и организовать такую деятельность, которая будет способствовать не только удовлетворению нужд, но и развивать более высокие потребности. Воспитатель обязан организовать режим ребенка, согласовать его с семьей, подобрать технологии педагогического воздействия.

Проводя процедуру  знакомства с малышами  группы еще до его прихода с дошкольное учреждение, педагог должен узнать особенности малыша, его становления и поведения, а при необходимости дает советы и пожелания по корректировке процесса воспитания.

С целью определения подготовленности малыша к поступлению в дошкольное образовательное учреждение и прогноза адаптации используются психолого-педагогические параметры, которые можно объединить в три группы:

-   поведение детей, связанно с удовлетворением органических потребностей;

-   нервно-психическое развитие;

-   черты личности".

Свое исследование мы проводили в дошкольном образовательном учреждении МБДОУ «ЦРР-детский сад № 51 «Дубравушка»» г. Таганрога.

Основным направлением работы воспитателей является развитие физического здоровья малышей, интеллектуальное и личностное развитие, оказание помощи семье в воспитании, осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии речи ребенка, адаптация к жизни в обществе.

В МБДОУ «ЦРР – детский сад № 51 «Дубравушка»» действуют 11 групп, из них 3 группы – раннего развития, 6 групп – общего развития, 2 группы – коррекционные (для детей с нарушениями речи).

Исследование проходило во второй младшей группе. Воспитательно-образовательный процесс данной группы организуется в соответствии с программой «Детство». Воспитатели 2-ой младшей группы, "Гномики" - Наталия Петровна и Алла Юрьевна.

Цель экспериментального исследования: рассмотреть основные особенности адаптационного периода к условиям детского сада.

В ходе экспериментального исследования было проведено наблюдение за поведением малышей в адаптационный период, а также беседы с воспитателями, родителями, психологом, медсестрой.

Наблюдения показали, что эмоциональное состояние детей стабильное, навыки предметной деятельности сформированы. Однако, некоторые дети не проявляли инициативы в общении со взрослыми и сверстниками. В первое время нахождения в группе многие дети отказывались от дневного сна.

Оценив эмоциональное состояние, деятельность малышей, навыков их взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, сна, речи детей мы распределили детей по группам адаптации:

-   первая группа (сложная адаптация) – 2 малыша;

-   вторая группа (средняя адаптация) – 21 человек;

-   третья группа (легкая адаптация) – 3 человека.

Таким образом, результаты проведѐнных исследований позволили наметить основные этапы психолого- педагогической работы по проведению успешной адаптации младших дошкольников в детском саду.

Одним из главных педагогических условий положительной адаптации малыша к условиям воспитания в детском саду, на наш взгляд, является единство требований к ребенку в семье и дошкольном учреждении. В связи с этим работа педагогического коллектива с родителями потенциальных воспитанников включает в себя:

-             ознакомление родителей с содержанием жизни малышей в детском саду: режимом питания, режимом дня, с образовательной программой;

-             знакомство со специалистами учреждения и их функциональными обязанностями;

-             информирование родителей о сущности и особенностях адаптационного периода, показателями адаптации, условиями преодоления трудностей адаптационного периода.

При дошкольном образовательном учреждении «Дубравушка» существует «Клуб для родителей», где и проводится работа с родителями. Формы работы самые разнообразные: индивидуальные консультирования проводимые воспитателем, психологом, родительские собрания, встречи с медицинскими работниками и др.

Так, были проведены следующие формы работы:

Анкетирование: «Готовность детей к поступлению в дошкольное образовательное учреждение» Встречи с родителями: «Адаптируемся вместе».

Родительское собрание: «Успешная адаптация малышей в дошкольном учреждении через фольклорные произведения».

Консультации: «Капризуля», Слово - «НЕТ», «Как малыш учится общаться» и др.

Советы родителям: «Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности», «Какие игрушки нужны детям?»

Оформлен стенд: « Развиваем пальчики малыша».

Оформлена папка-передвижка: «Наши пальчики играли...» с фольклорными произведениями, сопровождающими игры с пальчиками».

Подборка материала на тему: «Малые жанры фольклора в детском чтении».

Подготовка и проведение совместного праздника, посвященного Дню матери «Мамины помощники». Процесс адаптации ребенка в дошкольном учреждении считается успешно завершенным, если:

-   у ребенка стабильное положительное психоэмоциональное состояние в течение недели, то есть у малыша хорошее настроение, он активно играет, взаимодействует со сверстниками и старшими, соблюдает режим дня, хорошо кушает и спокойно спит;

-   у него отсутствуют заболевания;

-   есть динамика массы тела и динамика психомоторного развития.

Еще одним из показателей адаптации ребѐнка к условиям дошкольного образовательного учреждения является его заболеваемость. Проведя сравнительный анализ заболеваемости детей в период адаптации, мы отметили, что только 6 детей болели в этот период.

Таким образом, можно говорить о том, что период адаптации у детей исследуемой группы был успешным. Итоги проведенной работы по адаптации детей в дошкольном учреждении заключаются в следующих положениях:

-   дети стали есть с аппетитом;

-   быстро засыпают, вовремя просыпаются;

-   эмоционально общаются с окружающими;

-   играют;

-   активно выступают на утренниках.

Таким образом, можно сказать, что целенаправленная, систематическая работа в период адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении через использование различных технологий и форм работы, как с детьми, так и с родителями дает свои устойчивые положительные результаты.

 

Список литературы

1.      Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М., 2007.

2.      Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М., 2003.-№3.

3.      Давыдова, О.И., Майер, А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. - М., 2005.

4.      Тестирование детей/ Составитель В. Богомолов. – Ростов-на-Дону, 2005.

5.      Трушинский, З.К. Основные понятия адаптологии и классификации адаптации. – М., 2008.