Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА НА СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Авторы:
Город:
Череповец
ВУЗ:
Дата:
31 декабря 2017г.

Аннотация: Статья посвящена проблеме создания благоприятного социально - психологического климата в коллективе. Авторы подчеркивают роль тренинга в развитии межличностных взаимоотношений среди членов коллектива.

Ключевые слова: Социально – психологический климат, коллектив взаимоотношения, тренинг.

Постановка проблемы.

Реализация ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога требуют серьезных профессионально-личностных усилий со стороны всего педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения. А способствует в этом благоприятный социально-психологический климат в коллективе, как утверждают специалисты по социальной психологии, социологии и менеджменту. Следовательно, необходимо изучить возможности различных средств и методов для его улучшения. Определенный интерес вызывает социально-психологический тренинг. Именно этим обусловлена постановка проблемы и цели исследования: каково влияние тренинга на стабилизацию социально - психологического климата дошкольного учреждения.

Обратимся к анализу литературы по проблеме исследования.

По мнению Г.М. Андреевой, коллектив – это, прежде всего, совокупность людей, объединенных общей целью, и объединение это осуществляется для деятельности [1]. Люди связаны не только общим трудом, но, прежде всего общей заинтересованностью в результатах этого труда. Однако для того, чтобы назвать группу людей коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований:

·         успешно  справляться  с  возложенными  на  неё   задачами  (быть  эффективной  в  отношении возложенной на неё деятельности),

·         иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения,

·         создавать для каждого своего члена возможность развития как личности,

·         быть способной к творчеству [1].

Для  обозначения  психологического состояния  коллектива  используются  такие   понятия  как «социально-психологический  климат»,  «психологическая  атмосфера»,  «микроклимат»  и  др.  Можно провести аналогию с природно-климатическими условиями, в которых живет и развивается растение. В одном климате оно может расцвести, в другом - зачахнуть. То же самое можно сказать и о социально- психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть группу, проводят в ней меньше времени, их личностный рост замедляется, в других - группа функционирует оптимально, и ее члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал. [2] Социально - психологический климат может быть как благоприятным, так и неблагоприятным.

Неблагоприятный социально - психологический климат характеризуют: пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и т.д. [1]

Благоприятный социально - психологический климат характеризуют: оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д. [1]

Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата:

·         доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;

·         доброжелательная и деловая критика;

·         свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;

·         отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для коллектива решения;

·         достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;

·         удовлетворенность принадлежностью к коллективу;

·         высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи. [3]

Товарищеские контакты во время тренинга и по окончанию его, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат. Так как фактор, воздействующий на социально-психологический климат коллектива, обусловлен индивидуальными и психологическими особенностями каждого из его членов. Сквозь призму личностных особенностей человека преломляются все влияния на него как производственного, так и непроизводственного характера. Поэтому для формирования социально-психологического климата коллектива имеют значение не столько психологические качества членов, сколько эффект их сочетания. Влияние социально-психологического тренинга на социально- психологический климат в педагогическом коллективе дошкольного образовательного учреждения благоприятно, так как это развивает чувство гордости за полноценную работу учреждения и помогает понять всю меру ответственности перед обществом и родителями за воспитание личности будущего гражданина в здоровых условиях.

Исходя из понимания социально-психологического климата как эмоционального настроя коллектива, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношения людей друг к другу, к работе, окружающим событиям, представим исследование рассматриваемого феномена в педагогическом коллективе МДОУ Детский сад г. Бабаево.

При изучении социально-психологического климата в ДОУ были использованы следующие методики:

–                    тест «Групповые роли»;

–                    социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе;

–                    изучение мотивационного ядра межличностных выборов;

–                    модифицированная методика определение ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ) (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева);

–                    изучение психологического климата коллектива.

Полученные данные позволяют утверждать, что в педагогическом коллективе сформирована эффективная управленческая команда, так как присутствуют все роли: генератор идей, критик, завершитель, формирователь, организатор работы, исследователь ресурсов, организатор группы, председатель. Наличие генераторов идей позволяет коллективу постоянно находить нестандартные решения сложившихся ситуаций. Носители ролей завершителя способствуют исполнению всех дел вовремя и до конца. Ни один из опрошенных не пренебрегает совместной работой, выполняя в ней определенную роль. Наличие только одного председателя не дает коллективу разбиться на группировки, все решения принимаются сообща, коллегиально. Можно предположить, что данный коллектив достиг высокого уровня развития, что проявляется в самоконтроле и самоорганизации.

Социометрическое исследование и статистический анализ его результатов показали нам, что 8% опрошенных педагогов имеют статус «звезда», 8% – статус «отвергаемый», 30% – «пренебрегаемые», 54% – статус «предпочитаемых», «изолированных» членов коллектива в группе не выявлено. В связи с тем, что положительные и отрицательные статусы в группе распределены практически равнозначно, можно утверждать, что взаимоотношения в коллективе неустойчиво положительные, уровень благополучия взаимоотношений в группе средний.

Определено, что мотивационным ядром межличностных выборов в группе являются такие качества: выдержка (1-й ранг предпочтения), ум (2-й ранг предпочтения), общительность (3-й ранг предпочтения), честность (4-й ранг предпочтения).

Представим варианты наиболее распространенных ответов на вопрос педагогам о положительных характеристиках работы в детском саду: удлиненный отпуск, социальный пакет, возможность досрочно выйти на пенсию, удобный график работы, близость работы от дома, совместное проведение досуга. Самыми негативными характеристиками работы в ДОУ испытуемые считают: низкую зарплату; психологическую перегрузку во время аттестации; большой объем «бумажной» работы; проведение методических мероприятий в личное время; низкий социальный статус профессии; ремонт, уборка территории, погрузка мусора своими силами.

Таким образом, в данном педагогическом коллективе наблюдается средняя степень ценностно- ориентационного единства, сплоченности. Участники частично выбирают одни и те же характеристики, в половине случаев не отдают явного предпочтения ни одной из характеристик исходного набора.

В целом психологический климат в коллективе можно оценить как неустойчиво благоприятный. Так, 15% членов определяют его как неблагоприятный, 15% – как благоприятный и, соответственно, 70% – как неустойчиво благоприятный.

Результаты проведения исследования показали, что необходимо организовать работу по оптимизации взаимоотношений между членами коллектива.

В соответствии с запросом была составлена программа социально-психологического тренинга.

В процессе реализации тренинга была создана атмосфера творческого поиска, прорабатывались возможности принятия нестандартных решений, повышалась взаимопомощь и поддержка в коллективе. На примере увлекательных, но довольно сложных упражнений группа училась решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения. Участвуя в играх, испытуемые начинали преодолевать барьеры в общении, узнавали друг друга ближе, благодаря этому происходило естественное и быстрое сплочение группы.

Занятия продолжительностью 60 минут начинались с приветствия в традиционной и нетрадиционной форме. Основную часть занятий составляли игры и упражнения, направленные на формирование благоприятного социально-психологического климата. Анализ каждого упражнения давал членам педагогического коллектива возможность понять, как было выполнено задание, принято решение, кто занял активную позицию. Участники думали и над тем, что можно было сделать иначе и лучше вследующийраз, как преодолеть трудности в жизни более эффективным способом. После каждого упражнения участники делились опытом и чувствами.

Ритуалом прощания со второго занятия было установлено упражнение «Траст – фол». Сначала выполнение его было проблематичным, так как участники отказывались падать, выражали всевозможные опасения, некоторые даже говорили о неприемлемости для них такого рода занятия. На последующих занятиях это упражнение уже не вызывало негативных реакций. На итоговом занятии не было ни одного участника, который бы отказался выполнять упражнение, в процессе выполнения которого нужно было довериться своим товарищам.

После реализации программы тренинга была проведена повторная диагностика социально- психологического климата коллектива ДОУ.

Контрольный срез продемонстрировал, что по результатам повторного социометрического исследования «звездой» в коллективе является один педагог. Все остальные члены группы имеют статус «предпочитаемых». К категории «отвергаемых» и «пренебрегаемых» не относится ни один педагог.

Социально-психологический климат остался также неустойчиво благоприятным. Однако, изменился качественно, необходимо отметить, что количество участников, оценивающих климат, как благоприятный, повысилось с 15% до 46%.

Также выявлено, что нет ни одного человека, который бы оценивал климат, как неблагоприятный. Кроме того, все члены группы отмечают повышение уровня благоприятности климата.

Таким образом, полученные результаты позволяют отметить позитивную динамику в формировании социально-психологического климата в коллективе, и произошло это благодаря влиянию проведенного в педагогическом коллективе социально-психологического тренинга, причем, следует отметить первично именно качественные изменения в отношениях членов коллектива.

Список литературы

 

1.              Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996, 432с.

2.              Ядов В.А., Киссель А.А. Удовлетворенность работой: анализ эмпирических обобщений и попытка их теоретического истолкования // социологическое исследование. 1974. №1. С.78-87.

3.             Ядов В.А. Отношение к труду: концептуальная модель и реальные тенденции // Социологические исследования. 1983. № 3.