Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
19 февраля 2016г.

Одной из базовых идей Российского дошкольного образования является преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС. В ФЗ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» статья 4 указано, что дошкольное образование направлено на формирование предпосылок учебной деятельности. Одной из составляющих областей ФГОС дошкольного образования является речевое развитие. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с человеком и общее интеллектуальнее развитие.

Под     связной     речью     понимается    развернутое    изложение     определенного     содержания,    которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это является показателем общей речевой культуры человека. Речь- это инструмент развития высших отделов психики. Владея речью, человек оказывается в состоянии делать выводы не только из непосредственных впечатлений, но из общечеловеческого опыта поколений. Именно возможностью делать логические выводы, не обращаясь каждый раз к данным непосредственного, чувственного опыта, характеризуется продуктивное мышление человека, возникающее благодаря языку.

Проблема развития связной речи у дошкольников нашла свое отражение в трудах известных педагогов, как Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Н.Ф. Ладыгина. Закономерности речевого развития дошкольников изучались А.И. Гвоздевым, Л.С. Выгодским, А.А. Леонтьевым и др.

О.С. Ушакова, М.В. Ильяшенко, Г.А. Смирнова и др. считают, что формирование грамматически правильной, логичной, осознанной и последовательной речи у детей старшего дошкольного возраста есть необходимое условие речевого развития и подготовки детей к последующему обучению в школе.

На первых порах ребенок обладает лишь отдельными словами- понятиями (парадигматических принцип организации словесных значений), и дополняет выражение содержания мысли текста эмоциями, действиями. Позже, на стадии развитой речи, слова составляют серии слов, которые входят в систему словесных рядов или в систему последовательных синтагматических цепей, порождающих высказывание, составляя единицу мысли или предложения (А.Р. Лурия).

Существуют две формы связной речи - диалогическая и монологическая. Каждая из них имеет свои особенности. Так, диалог- это сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый компонент является репликой и одна реплика обусловлена другой. Обмен происходит вне какого-нибудь предварительного обдумывания

(Л.П. Якубинский). Для диалога характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения. При этом особую роль играет мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова (О.С. Ушакова). Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета, о котором идет речь (А.С. Лурия).

Высшим достижением речевого воспитания дошкольников является монолог. Он вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи - лексической, грамматической , фонетической (О.С. Ушакова).

Монологическая речь - относительно развернутый вид речи, так как мы вынуждены не только называть предмет, но и описывать его. Такой вид речи является активным и произвольным. Говорящий должен иметь содержание и уметь в порядке произвольного акта построить на основе внеречевого содержания свое высказывание. Монолог- организованный вид речи: каждое высказывание говорящий планирует или программирует, поэтому эти особенности монологической речи показывают, что она требует специального речевого воспитания(А.А. Леонтьев).

Учить ребенка рассказывать - значит формировать его связную речь. Это задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Е.И. Тихеева указывала на то, что, прежде всего и главным образом, надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческих способностей комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение. Для всего этого необходимо специальное организованное воздействие. Таковым является рассказы детям. Т.Н.  Доронова считает, что старшим дошкольникам целесообразно рассказывать:

-   о некоторых событиях прошедшей недели, о взрослых, когда они были детьми, о самих детях, о книгах, которые предстоит прочитать, об очень интересных фактах и наблюдениях.

Эффективными приемами, методами и средствами формирования словесно-логического мышления, связной речи являются:

-пересказать начало (середину, конец) сказки,

-придумать начало и конец к предложенной сюжетной картинки;

-составить рассказ по сюжетным картинкам;

-составить рассказ по нескольким картинкам с изображением отдельных предметов,

-продолжить предложения: когда на улице шумит ветер, я …./все дети….;

если бы я был …, то……., потому, что…..; все люди думают…потому, что…;

некоторым нравится…потому, что; очень давно …потому, что…;

-составить рассказ из предложенных слов (например: утро, мама, поле, цветы, ваза);

-придумать рассказ на заданные темы ( я- осенний листок, моя книга, мой лучший день и т.д.);

-придумать название рассказа;

-составить новую сказку с участием героев из разных знакомых сказок;

-говорить по очереди предложения, составляя сказку;

- поместить себя в известную сказку и изменить ее сюжет;

-связать объекты на сюжетной картинке одной фразой, придумать начало и конец истории, обозначенной на картинке;

-    составить противоположную аналогию высказыванию (например, дети дома играли в игрушки, потом пошли на улицу кататься на лыжах; мальчик был дома, а потом решил выйти на улицу; днем мама работает, а вечером готовит кушать);

-образование силлогизмов (например, у всех котов усы. Барсик -это кот. Есть ли у Барсика усы?);

-составление рассказа по правилам: каждое предложение должно нести новую информацию и последнее слово предыдущего предложения должно быть началом следующего (например, на дороге лежал большой камень. Этот камень мешал и транспорту ездить, и людям ходить. Все люди стали думать, как убрать этот камень…);

-составление рассказа друг за другом, сначала взрослый говорит предложение, потом -ребенок и т.д.

-придумать вопросы к сюжетной картинке с заранее определенными словами: почему…, зачем…, отчего…, если бы…, когда…., где…и т.д.

Итак, овладение связной речью дает основу теоретическому мышлению и позволяют выйти за пределы непосредственного опыта и делать  выводы отвлеченно-вербальным путем. Этот переход от чувственного к рациональному и составляет основную черту сознательной деятельности человека, являющейся продуктом общественно-исторического развития. Таким образом организованное обучение дошкольников умению связно мыслить и говорить является неотъемлемой частью как общей культуры развития личности, так и условием успешного обучения в школе.

 

Список литературы

1.      Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Владос, 2006.-367с.

2.      Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.- 472с.

3.      Леонтьев А.А. Основы психолоингвистики.- М.% Смысл; СПб.: Лань, 2003.-287с.

4.      Лурия А.Р. Язык и сознание // Под ред. Е.Д. Хомской.-М.: Изд-во МГУ, 1998.-336с.

5.      Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М. Изд-во Моск. псих.-соц. института, 2002.- 224с.

6.      Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1972.-212с.

7.      Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. -М., 2001.-237с.

8.      Эльконин Д.Б. Развитие речи детей дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1998.-234с.